Нишевые маркетплейсы в центре внимания: ТОП-ниши для запуска
время публикации: 10:00 26 апреля 2024 года
Формат нишевых маркетплейсов достаточно активно развивается на российском рынке. К 2026 году объем продаж на таких площадках превысит 1 триллион рублей. Какие категории и ниши являются наиболее перспективными для запуска нишевого маркетплейса? С какой целью разные сегменты бизнеса могут запускать свои торговые платформы?
Рассказывает Сергей Герасимов, CPO CS-Cart.В 2023 году тренд на запуск собственных нишевых маркетплейсов получил общественное признание и широкую огласку. Текущее состояние этого рынка и планы на будущее проанализировали в своем исследовании Тинькофф eCommerce и Data Insight:
«Рынок нишевых маркетплейсов вырос на 27% и достиг 591 млрд рублей в 2023 году, ожидается дальнейший рост, и по прогнозам, к 2026 году объем продаж превысит 1 триллион рублей».
Причины роста рынка нишевых маркетплейсов
Рост популярности нишевых маркетплейсов обусловлен более внимательным отношением потребителей к выбору продукции и услуг: клиенты стали обращать внимание не только на качество приобретаемых товаров, но и на сервис, который они получают на торговых площадках.
Еще одним важным фактором роста является повышение уровня доверия со стороны потребителей. Постоянный контроль качества продукции и услуг, уникальные предложения и более персонализированный подход делают нишевые маркетплейсы привлекательными для покупателей.
Нишевые маркетплейсы открывают новые возможности для бизнеса разного масштаба и типа. Они помогают компаниям улучшить пользовательский опыт, расширить ассортимент продуктов и услуг, а также привлечь новых покупателей. Запуск такого магазина требует разработки тщательной стратегии и понимания специфики рынка, но может оказаться эффективным шагом к успеху в сфере электронной коммерции.
На маркетплейсы приходят разные типы предпринимателей. Для каждого из них нишевые площадки, своеобразный «голубой океан» – отрасль, в которой еще пока нет острой конкуренции и есть возможность занять лидерскую позицию на рынке.
Яркими иллюстрациями такого подхода к бизнесу являются маркетплейсы SPL и CryptoDesk. SPL – первый маркетплейс запчастей для сельскохозяйственной техники, а CryptoDesk первыми в России вошли в нишу майнинга.
ТОП-ниши для запуска в 2023 году
Как правило, клиенты приходят на нишевые маркетплейсы, уже имея интерес к конкретным товарным категориям. Так, согласно данным от Тинькофф eCommerce и Data Insight, 38% респондентов обращаются к таким площадкам для широкого выбора продукции в определенной категории.
Треть покупателей выбирают нишевые маркетплейсы из-за более выгодных цен (31%), высокого качества товаров (30%) и привычного процесса совершения заказа (30%)
Половина покупателей скорее выберут совершить дорогостоящую или редкую покупку на нишевом маркетплейсе, а не на универсальном.
Чаще всего покупатели приходят на нишевые площадки за:
● Коллекционными товарами (63%);
● Товарами, требующими особой экспертизы (53%);
● Товарами, ориентированными на определенные потребности или физические особенности (51%);
● Товарами для профессиональных нужд (51%).
Это взгляд на рынок с точки зрения покупателей, если обратиться к предпринимателям и посмотреть на топ самых востребованных ниш для запуска, то картина, по данным исследования компании-разработчика CS-Cart будет следующей:
1) Все в одном – 33%
2) Другое – 28%
3) Промышленность – 10%
4) Одежда, обувь – 7%
5) Электроника – 7%
6) Строительство и ремонт – 5%
7) Спорт/отдых/туризм – 5%
8) Товары для детей – 5%
Запуск собственного проекта в одной из этих топ-ниш может стать успешным шагом для предпринимателей, стремящихся воспользоваться растущим спросом на уникальные и специализированные товары и услуги.
В лидерах остается запуск универсальных маркетплейсов. Важно понимать, что все эти проекты не ставят перед собой цель конкурировать с гигантами, вроде OZON и Wildberries. В большинстве случаев – это маркетплейсы, которые работают в определенном регионе. Так, в 2023 году успешно запустились проекты в Молдове, Казахстане, Калмыкии и Чечне.
Все еще остается актуальным запуск маркетплейса на базе фактических торговых центров.
Под категорию «другое» попадают маркетплейсы с национальными товарами, DIY и другие нетиповые проекты, например, в сфере образования, майнинга.
Значительный рост, в сравнении с 2022 годом, показала категория «Промышленность». В этой индустрии запуск собственных маркетплейсов помогает предпринимателям улучшить пользовательский опыт, обеспечить более комфортные сроки доставки и заявить о себе на значительно боˊльшую аудиторию.
Эта категория отражает глобальный тренд на рост перехода офлайн-проектов в электронную коммерцию. Ниже мы более подробно рассмотрим для каких типов бизнеса актуально создание собственных маркетплейсов и почему.
1. Крупные компании
Цели запуска маркетплейса:
● Создание экосистемы бренда
● Диверсификация
● Укрепление конкурентных позиций
Большие компании часто запускают нишевые маркетплейсы для расширения своей экосистемы и углубления взаимодействия с целевой аудиторией. Такие площадки позволяют предпринимателям тестировать новые бизнес-идеи, предлагать дополнительные продукты и услуги, связанные с основной деятельностью компании, и повышать общий объем продаж.
2. Офлайн бизнес
Цели запуска маркетплейса:
● Создание нового источника дохода
● Расширение аудитории
● Улучшение пользовательского опыта
Предприниматели, ранее сосредоточенные на офлайн-деятельности, переходят к запуску нишевых маркетплейсов, чтобы расширить свое присутствие в онлайне и привлечь новых клиентов. Это позволяет им адаптироваться к современным трендам и увеличить объем продаж.
3. Владельцы интернет-магазинов
Цели запуска маркетплейса:
● Расширение бизнеса
● Расширение аудитории
● Улучшение пользовательского опыта
Преобразование интернет-магазина в маркетплейс становится одним из наиболее распространенных способов расширения бизнеса. Это позволяет предпринимателям занять лидирующие позиции в своей нише, привлекая новых клиентов.
Читайте также: Реестр российского ПО: как в него войти, и какие преимущества это дает
4. Селлеры на маркетплейсах
Цели запуска маркетплейса:
● Снижение зависимости от крупных площадок
● Расширение бизнеса
● Создание нового источника дохода
Селлеры на маркетплейсах также могут запускать собственные нишевые площадки, чтобы управлять брендом и маркетингом в соответствии со своей стратегией, снижая при этом зависимость от крупных платформ.
5. Стартапы
Цели запуска маркетплейса:
● Расширение бизнеса
● Укрепление бренда
● Создание нового источника дохода
Для стартапов запуск нишевого маркетплейса может стать ключом к успеху, помогая выделиться на рынке и привлечь внимание инвесторов и пользователей.
Многочисленные мотивы запуска нишевых маркетплейсов свидетельствуют о широком спектре возможностей для различных типов бизнеса.
Сергей Герасимов, CPO CS-Cart.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах