0/5

Отличия и сходства торговли на крупнейших российских маркетплейсах

Отличия и сходства торговли на крупнейших российских маркетплейсах
время публикации: 10:00  19 мая 2023 года
По данным Data Insight, подавляющая часть продавцов на маркетплейсах работает на двух площадках. Почти треть торгует на всех крупных мультикатегорийных платформах. Это правильная стратегия, но для ее реализации надо знать базовые отличия торговли на главных российских маркетплейсах. Эксперт, действующий успешный селлер делится своими знаниями.
Отличия и сходства торговли на крупнейших российских маркетплейсахСфера e-commerce в России постоянно развивается несмотря на внешние кризисы и преграды. При этом половину российского рынка электронной торговли, по данным Data Insight, занимают маркетплейсы. Пункты выдачи Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркета и других российских онлайн-площадок есть даже в самых небольших населенных пунктах. А для предпринимателей это стало дополнительным каналом продаж, новым направлением в бизнесе и способом масштабирования. Но какой из маркетплейсов выбрать для своего товара? 

Эксперт по работе с маркетплейсами и действующий селлер Виталий Теин поделился, какие есть сходства и отличия торговли на российских площадках.


Что общего в торговле на всех маркетплейсах?


Сам принцип торговли на российских маркетплейсах, как и на обычном реальном рынке, везде одинаков. Есть продавец, есть покупатель, есть сама площадка как посредник между ними. Только торговля проходит в онлайн-формате: через сайт маркетплейса или его приложение. 

Сами маркетплейсы могут быть общей специализации или узконаправленной, например, как фармацевтический сервис Apteka.ru или маркетплейс по продаже товаров для строительства, дома и дачи ВсеИнструменты.ру. Но универсальные торговые площадки, ввиду своей направленности, пользуются большей популярностью. Ведущими сейчас являются Wildberries (с 2004 года), Ozon (с 1998 года) и Яндекс.Маркет (с 2000 года). 

Какие у них есть схожие черты?

1. Карточки товара, где описывается характеристика товара, его функциональность, предназначение, а также фото. 

2. Как правило, селлерами могут стать индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица. У Wildberries селлерами могут стать и самозанятые.

3. Каждый маркетплейс берет комиссию с продаж товара, и ее величина варьируется в зависимости от площадки.

4. Есть свои условия хранения и доставки товаров, рассчитываются индивидуально на каждой площадке. 

5. Собственные системы аналитики продаж. 

6. Собственные акции, которые проводятся маркетплейсами и в которых обязательно или рекомендовано участвовать. 

7. Возможен возврат товара покупателем.


Чем отличается торговля на главных маркетплейсах России?


В целом несмотря на то, что Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет мы называем универсальными маркетплейсами, есть категории товаров, которые чаще всего покупают на каждом из них. Это важно понимать при выборе площадки для продажи вашего товара:

● Wildberries: одежда и обувь (самая популярная категория товаров), товары для дома и дачи, детские товары, косметика и парфюмерия.

● Ozon: товары для дома и дачи, электронику и технику, косметику и парфюмерию, детские товары, реже — одежду и обувь.
 
● Яндекс.Маркет: электроника и техника, автотовары, парфюмерия и косметика, детские товары и игрушки.

В работе Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркета главные отличия заключаются в их сходствах, как бы парадоксально это ни звучало. То есть разными могут быть:

● системы модерации продавца на площадке,
● размеры комиссий продавцов,
● частота расчета с селлерами,
● системы хранения, логистики, доставки и возврата товаров.

Все эти различия в числовом значении можно узнать на официальных сайтах каждого маркетплейса. Но есть какие-то неочевидные вещи, которые узнаются непосредственно в процессе работы и продажи товаров. Ведь какие-то индивидуальные плюшки и недостатки есть у каждой платформы как при взаимодействии с покупателями, так и с поставщиками.

Отличия и сходства торговли на крупнейших российских маркетплейсах

Перечислим основные отличительные характеристики по каждому маркетплейсу, которые полезно знать каждому селлеру:

Wildberries:

1. Самая большая аудитория среди всех маркетплейсов — 130 млн пользователей в месяц. За счет такой большой аудитории продвигать товар проще. 

2. Простая и удобная система регистрации селлера. Отдельный плюс в отличие от других маркетплейсов, что продавцами могут становиться не только юрлица и ИП, но и самозанятые. 

3. Чем быстрее вы доставляете товары, тем меньше будет комиссия площадки. 

4. Не слишком оперативная служба поддержки. Это может затруднять работу продавцов, так как в кризисные моменты важнее всего один фактор — скорость реагирования.

5. Штрафная система, которая негативно сказывается на отношениях с поставщиками, с покупателями (например, платный возврат товара) и даже с собственными сотрудниками (складов или пунктов выдачи заказов (ПВЗ). 

Ozon:

1. Собственные системы аналитики, доступные селлерам. Прозрачная и понятная оценка, которая помогает поставщикам редактировать описание товаров, их стоимость, акции и т.д.

2. Автоматизированный процесс входа в акцию. 

3. Возврат товара покупателями проходит под камерами, что снижает вероятность того, что его вернут помятым, рваным, испачканным или испорченным. Соответственно, происходит меньше утилизации товаров.

4. Оперативная служба поддержки уменьшает время решения проблемных ситуаций с доставкой, возвратом, покупкой и другими неполадками, что позитивно сказывается и на взаимодействии с селлерами, и на взаимодействии с покупателями. 

5. Возможна рассрочка, что повышает лояльность потенциальных покупателей, неготовых платить сразу всю сумму. 

6. Нет обязательного правила снижать цены во время промо-акций, что позволяет быть селлерам более автономными. 

Яндекс.Маркет:

1. Возможна оплата по системе «Сплит», когда стоимость товара делится на четыре части. Можно платить каждые две недели по системе «Обычный сплит» без комиссии, а можно разбить стоимость на четыре или шесть месяцев в тарифе «Длинный Сплит», но с комиссией. Такая система оплаты обусловлена спецификой маркетплейса, так как чаще всего там покупают дорогостоящую электронику и технику, которые стоят дороже, чем вещи, парфюмерия и косметика или товары для дома. 

2. Маркетплейс активно занимается привлечением клиентов на свою площадку, что снижает затраты на самостоятельное продвижение товара по другим каналам. Некоторые поставщики уже получают уведомления о том, что маркетплейс хочет штрафовать за рекламу на внешних площадках.
 
3. Оперативная служба поддержки. 

4. Управление ценами автоматизировано. Если меняются цены у вас на сайте, то новая стоимость одновременно меняется и на маркетплейсе, что значительно упрощает редактирование карточек товара и экономит время.

5. Частые технические изменения на площадке. Как технологичная компания Яндекс, как и в других сервисах своей экосистемы, постоянно внедряет новые функции и фишки. Но это может иногда негативно сказываться на конверсии для селлеров, так как на сайте могут возникать технические неполадки, даже если и из лучших побуждений.




Читайте также: Исследование: 70% россиян недовольны работой маркетплейсов




Несмотря на плюсы и минусы и все нюансы, каждая площадка сама по себе уже хороша. Своя аудитория, свои категории наиболее популярных товаров, свои изюминки, помогающие удержать или оттолкнуть селлеров и покупателей. Люди зарабатывают деньги на каждом маркетплейсе при правильном бизнес-плане, стратегии, аналитике, быстрой адаптируемости и четком следовании правилам площадки. 

Виталий Теин,
Эксперт по работе с маркетплейсами и действующий селлер.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит