Рынок фулфилмента: двукратный рост требует новых IT-решений и услуг
время публикации: 10:00 11 февраля 2021 года
Рынок фулфилмента находится в стадии становления. Не хватает услуг для крупногабаритных товаров, лекарств и косметики. Само по себе подключение к фулфилмент-оператору – сложная процедура, которая требует привлечения специалистов. В то же время этот рынок переживает бурный рост: 2020 он вырос вдвое, и, скорее всего, сохранит этот темп в 2021 году.
Это неизбежно подхлестнет развитие сервисов и услуг в этом сегменте рынка электронной коммерции, считают участники вебинара UPGRADE, посвященного вопросам логистики По данным исследования Data Insight, в 2020 году рынок фулфилмента вырос в два раза, до 27 млрд рублей, объем отправлений вырос в 1,7 раза и достиг 109 млн.
«Если вся электронная торговля в 2020 году оценивается в 2,5 трлн рублей, то логистика занимает 6-7%, то есть примерно 200 млрд рублей, из них 27 млрд рублей - фулфилмент. Думаю, в 2021 году рынок фулфилмента вырастет еще как минимум вдвое», - заявил партнер Data Insight Федор Вирин.
Он отметил, что сегодня под словом фулфилмент участники рынка подразумевают не только хранение и упаковку заказов, но и весь комплекс услуг, включая хранение, упаковку и доставку товара потребителю, т.н. «последнюю милю».
На рынке Москвы присутствует 100 фулфилмент-операторов. За пределами МКАД таких операторов не много. При этом запас простаивающих фулфилмент мощностей у операторов снижается.
«Снижается, в первую очередь, запас не в объеме хранения, а в объеме упаковки, - отмечает г-н Вирин, - Хотя объемы складов растут, количество сотрудников растет, но спрос все равно растет быстрее, чем доступные возможности обработки заказов».
Участники вебинара UPGRADE выделили следующие проблемы рынка:
1. Мало специализированных услуг. Хуже всего обстоят дела с фулфилментом продуктов питания категории fresh, за ним идут крупногабаритные товары, фармацевтическая продукция, косметика.
2. Остро стоит вопрос интеграции с маркетплейсами: на рынке недостаточно фулфилментов, которые умеют работать с остатками, обновлять карточки товаров и тд.
3. Нехватка квалифицированных специалистов.
4. Внедрение обязательной маркировки товаров пока является предметом беспокойства для многих селлеров.
5. Операторы рынка фулфилмента в основном ориентируются на крупных заказчиков. Потому что при обслуживании небольших клиентов затраты те же, а доход меньше. На данный момент функции фулфилмент-операторов для небольших компаний выполняют маркетплейсы. В ближайшее время эта ситуация не изменится, поскольку рынок находится на начальной стадии развития.
6. Сегодня подключение к фулфилмент-оператору – довольно сложная процедура. По сути, не существует ни одного такого оператора в России, который умел бы работать с непрофессиональным клиентом. А ведь большинство компаний только начинают выходить на рынок интернет-торговли и не являются профессионалами. В лучшем положении находятся крупные транснациональные компании, которые в состоянии нанять двух-трех профессиональных логистов (хотя таких мало, но это отдельная тема).
Что касается последнего пункта, по мнению Федора Вирина, в ближайшее время либо появятся агентства, которые будут разруливать проблемы селлеров, либо фулфилмент-операторы возьмут на себя функции таких агентств. Ну и параллельно бизнес будет развивать логистические компетенции.
«В идеале, переход на работу с фулфилмент-оператором не должен изменять бизнес-процессы в компании клиента, но это пока невозможно, - посетовал Валерий Курышев, основатель PUKY Russia (велосипеды и беговелы из Германии), - В начале 2020 года мы отказались от собственного склада и переехали на склад фулфилмент оператора. Мы ожидали, что он подхватит наши данные из «Моего склада» с минимальными затратами с нашей стороны, но не тут-то было.
Как выяснилось, наш оператор использует другую IT-платформу. Сейчас мы вынуждены помимо своей основной работы вбивать вручную отгрузки в личном кабинете нашего оператора. Нам не подошло ни одно коробочное решение по интеграции, потому что мы не интернет-магазин, а дистрибьютор: у нас есть как продажи с нашего сайта, так и отгрузки маркетплейсу. За прошедший год мы не делали крупных финансовых вложений в интеграцию, но, вероятно, нам придется их делать в текущем году».
Из крупных проблем взаимодействия с фулфилмент-оператором г-н Курышев назвал операционные ошибки: из-за большого роста заказов работники складов могут перепутать штрих-коды, отправить товар не по адресу, забыть о работе с возвратами и контроле складских остатков:
«IT-система работает хорошо, она позволяет нам видеть перечень заказов с актуальным статусом - этого достаточно, чтобы вести бизнес. Проблемы возникают где-то в середине процесса продажи, когда в него включаются люди».
Читайте также: Data Insight: Логистика для электронной торговли 2020
«При выборе фулфилмент-оператора нельзя пренебрегать визитом к нему, чтобы увидеть, как он работает, задать вопросы. Например, как происходят возвраты? По идее все процессы должны быть отлажены так, чтобы даже непрофессионал мог разобраться – считает Инна Магдалюк, руководитель департамента внутренней логистики Fashion&Gifts Division Mercury - Конечно, у оператора должна быть внедрена система VMS, которая позволяет большому количеству людей работать с минимальным числом ошибок. Вы обязательно должны увидеть у сотрудников в руках сканеры и аппараты для печати этикеток на поясе».
По ее мнению, селлер должен иметь в штате квалифицированного специалиста, который будет работать с фулфилментом, чтобы не пришлось платить за ошибки.
Яков Полетаев, Head of last mile, AliExpress Россия считает, что в работе с фулфилментом в первую очередь необходимо контролировать количество времени который уходит на все процессы: «Если срок съехал в одном месте - мы получим недовольного клиента. И, конечно, важен контроль складских остатков».
Оз Кац, руководитель по развитию бизнеса Katz fast delivery ltd (Израиль) отмечает, что одна из задач, которую параллельно нужно решать селлеру – как сделать логистику более прозрачной и понятной для клиента:
«Мы собираем все номера, которые присваиваются заказу на каждом этапе обработки и по любому из номеров можно увидеть статус одного и того же заказа, в том числе статус в процессе возврата. Внешне сервис выглядит просто, что и обеспечивает прибыльность нашего бизнеса, но требует применения сложных IT решений», – приводит он пример.
Говоря о готовности селлеров к обязательной маркировке товаров, Валерий Курышев отметил: «Мы начали переговоры с фулфилмент оператором о внедрении сквозных кодов, начали обсуждать этот вопрос с нашим европейским поставщиком».
Особое внимание на вебинаре было уделено информации об этапах запуска обязательной маркировки.
Руководитель проекта «Легпром» ЦРПТ Анна Петрушина рассказала о том, на какую информацию и из каких источников важно обращать внимание, чтобы внедрение маркировки прошло с наименьшими потерями для бизнеса. Среди них - канал Ютуб «ЧестныйЗНАК», где публикуют видео-инструкции и опыт участников проекта, и обучающие вебинары на сайте ЧестныйЗНАК.рф.
Г-жа Петрушина отметила, что система маркировки уже готова принимать информацию от курьерских служб, но пока не все службы готовы сканировать товары на последней миле. Поэтому для них пока что действует исключение из Постановления правительства №174 от 21.02.2019, они могут не указывать в чеке код идентификации товара. По данным КонсультантПлюс, это послабление будет отменено с 20 апреля 2021 года.
Запись вебинаров «UPGRADE: автоматизация логистики».
Любовь Кононова
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...