0/5

Секреты Wildberries и Ozon: как за месяц удвоить продажи и правильно сократить ассортимент

Секреты Wildberries и Ozon: как за месяц удвоить продажи и правильно сократить ассортимент
время публикации: 10:00  02 октября 2023 года
Фото: Snowing by Freepic
Сократить или расширить ассортимент товарной матрицы? Ключевой вопрос, когда нужно увеличить продажи на маркетплейсах. А как понять, что матрица раздута, и что пора её оптимизировать? Какие товары имеют потенциал стать «топами»? Каким требованиям они должны отвечать? Эксперт дает простые ответы на вопросы, от которых во многом зависит успешность продаж на крупных площадках.
Секреты Wildberries и Ozon: как за месяц удвоить продажи и правильно сократить ассортимент


Директор юнита Ingate Marketplaces Светлана Кравченко рассказала, о технологиях и нюансах продвижения товаров на Wildberries и Ozon, а также поделилась простым способом поднять продажи.



Оптимизация матрицы


Почему ассортиментная матрица может быть «раздутой»? Например, вы вышли на маркетплейс без подготовленной заранее стратегии или в процессе пытались наращивать объем продаж за счет расширения ассортимента. Кроме того, ваша матрица увеличивается, если вы работаете с ассортиментом маркетплейса по аналогии с «розничной» точкой продаж. 

Как же понять, что матрица точно требует оптимизации? 

Есть три явных признака:

1. Средняя выручка в месяц на 1 SKU менее 100 000 рублей в месяц.
2. Постоянный рост расходов на хранение товаров на складах.
3. Очень трудно управлять ассортиментом.


Решить проблему помогут два действия: наращивание топов и сокращение ассортимента. Причем эти два процесса должны идти параллельно друг другу, и проводить их нужно ежемесячно, а не только по требованию. Разберем подробнее. 


Рост топов


Этот процесс состоит из нескольких этапов. 

Этап 1: определяем товары. 

Перед тем, как растить топы, необходимо выбрать подходящие товары. Нужно помнить, что не любой продукт может удерживаться в топе без искусственного поддержания. Он должен обладать хорошими базовыми требованиями:

● рейтинг 4.7 и выше, хорошие отзывы;
● бесперебойные поставки: не должно быть товаров из разовой поставки или из остатков на складе;  
● наличие достаточного спроса на WB/Oz по целевой цене – здесь поможет анализ ниши и конкурентов;
● наличие модификации моделей – по цвету и/илиразмеру.  

Этап 2: тестирование. 

После того, как вы отобрали товары для топов, нужно их протестировать. Сделать это можно двумя способами: тестирование выборки рекламой и тестирование зависимости продаж от цены. 

Секреты Wildberries и Ozon: как за месяц удвоить продажи и правильно сократить ассортимент
Здесь и далее иллюстрации Ingate

Для тестирования рекламой важно взять однотипные продукты, поместить их в одну кампанию для ротации и установить одинаковую цену. Далее нужно проанализировать два параметра: CTR и фактическую стоимость оформления заказов. Есть еще один способ. Вы запускаете рекламу на поиске по этим же товарам с максимальной ставкой, как будто бы они в топе, и далее смотрите, какие из них пользуются наибольшим спросом. 

Важные нюансы продаж на маркетплейсах: секреты заполнения карточки товара
Важные нюансы продаж на маркетплейсах: секреты заполнения карточки товара
Также перед тем, как наращивать топы, необходимо проверить зависимость спроса от изменения цены. Для этого вы регулируете стоимость товара и смотрите, как меняется объем продаж. Это нужно для того, чтобы понять, как пользователь реагирует на скидку и насколько могут упасть продажи, если цена вырастет. 

Этот этап крайне важен для будущего, потому что дает понимание, есть ли у товара потенциал для роста маржинальности. 

Этап 3: подготовка. 

После двух этапов фильтрации вы получили от 3 до 5 товаров, которые вы готовы выводить в топ. Однако перед этим нужно подготовиться. 

Как это сделать:

● проанализировать частотность запросов;
● проанализировать ценообразование конкурентов;
● составить SEO-карточки товаров: название, описание, характеристики;
● разработать инфографику: отразить УТП и обосновать стоимость на товар;
● составить план погрузок и отгрузок товара в нужном объеме для продвижения;
● определить целевую цену;
● определить цену для других SKU-моделей. 

Важно: к товару, который вы будете продвигать, прикрепите карточки в других цветах и размерах. На старте на них можно установить завышенную цену. Это поможет подсветить скидку на продвигаемый товар и обеспечит хорошую маржинальность. 


Секреты Wildberries и Ozon: как за месяц удвоить продажи и правильно сократить ассортимент

Этап 4: бустинг. 

Здесь мы уже непосредственно выводим товары в топ. Для максимального эффекта нужно, чтобы бустинг длился не менее 30 календарных дней и были соблюдены следующие условия: 

● скидка на продвигаемый товар – 10-15% от целевой цены;
● участие в акциях;
● максимум рекламы в маркетплейсах: внешняя и внутренняя. 

Важно: при бустинге товар всегда должен быть в наличии в достаточном объеме и на нужных складах. Также необходимо регулярно мониторить эффективность рекламы и быстро корректировать бюджет. Обязательно работайте с отзывами, отслеживайте негатив и отвечайте клиентам. И самое главное – ни при каких условиях не останавливайте бустинг, иначе весь процесс придется начинать заново. 

Этап 5: поддержание объемов продаж и получение прибыли. 

После того, как наш товар вышел в топ, мы начинаем постепенно возвращать ему стоимость. Если вы делали резкую скидку, то восстановление цены должно идти плавно, маленькими шагами. Параллельно нужно снижать затраты на рекламу и подключать к топовой карточке товары-аналоги, а также продолжать мониторить конкурентов. 

Какие ситуации могут возникнуть в результате наращивания топов:

Не хватает продукции на складах. Что делать: завышаем цену до 20% от целевой цены. Здесь важно точно рассчитать срок до out-of-stock, чтобы не переборщить с повышением и не остановить продажи.
 
Снижаются темпы продаж. Что делать: используем комбинацию небольшой скидки + реклама. 


Сокращение ассортиментной матрицы


Следующий способ оптимизации матрицы – это сокращение ассортимента. После того, как ряд товаров вывели в топ, необходимо избавиться от неликвидов. По каким показателям их можно определить:

● плохие отзывы, рейтинг ниже 4.5 и ситуацию нельзя исправить;
● объем продаж не растет даже с активной рекламой и глубокой скидкой;
● средняя оборачиваемость по товару больше 100 дней; 
● невозможно обеспечить регулярные стабильные поставки. 

Когда вы определили неликвидные продукты, их можно выводить из ассортимента маркетплейса. 

Мы предлагаем 3 механики, которые помогут вывести товар из оборота с минимальными издержками: 

1. Максимальная скидка и минимальная реклама на поиске. Такая комбинация позволяет избавиться от неликвидов достаточно оперативно.
 
2. Самовыкуп: механика эффективна при маленьких остатках. 

3. Забрать товар со склада. Этот вариант нежелателен – подходит тогда, когда невозможно распродать товар со скидкой или вы рискуете получить большое количество негативных отзывов.




Читайте также: Маркетинговая безопасность – что это? И как защитить бизнес от неуправляемых финансовых угроз?




Что делать дальше


После того, как вы вывели ряд товаров в топ и сократили ассортиментную матрицу, нужно продолжать поддерживать рост продаж на маркетплейсе. Как это делать?

● Увеличивать маржинальность топов за счет корректного управления поставками, гибким ценообразованием, работой с фото и инфографикой;
● Регулярно искать товары, из которых можно сделать топы;
● Плавно расширять ассортиментную матрицу: тестировать потенциал товаров с первого дня продаж, разделять товар по маркетам; 
● Искать возможности увеличения объема продаж;
● Делать перелинковку по товарам;
● Расширять ассортимент внутри моделей с топами. 


Резюме


Итак, все действия по оптимизации матрицы товаров будет полезна, если:

● объем продаж до целевых показателей длительное время не вырастает,
● удельный вес расходов на логистику и хранение товаров растет, а не падает,
● затраты на рекламу не окупаются,
● постоянно «обнуляются» остатки ходовых товаров,
● значительная часть продукции «зависла» на складах маркетплейса. 


Директор юнита Ingate Marketplaces Светлана Кравченко,

Для NEW RETAIL.

* Цитирование выводов и рекомендаций автора возможно только со ссылкой на статью.


0
Реклама на New Retail. Медиакит