0/5

Взлом Wildberries, платная регистрация, миграция селлеров на Ozon и другие знаковые события года на маркетплейсах

Взлом Wildberries, платная регистрация, миграция селлеров на Ozon и другие знаковые события года на маркетплейсах
время публикации: 17:00  28 декабря 2022 года
2022 стал годом больших перемен и проверкой на прочность. Многие селлеры закрыли бизнес и релоцировались. Другие осознали потенциал электронной коммерции и вышли на маркетплейсы. О каких событиях уходящего года мы не забудем еще долго?
Взлом Wildberries, платная регистрация, миграция селлеров на Ozon и другие знаковые события года на маркетплейсахСамые важные события 2022 года в жизни крупнейших маркетплейсов страны вспоминал Дмитрий Ермолаев, СЕО сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace

Почти все главные события были связаны с внешней политикой, Wildberries и Ozon. Первое февральское объявление специальной военной операции и объявление о частичной мобилизации стали теми триггерами, которые на всех маркетплейсах вызвали панические настроения. 

Мы наблюдали всплески продаж по таким товарам, как огниво, наборы для выживания, крупы, палатки, спальные мешки. Люди в панике бежали на маркетплейсы и покупали товары для жизнеобеспечения в походных условиях. 

Ozon запомнился тем, что потерял один из главных складов на более десятки тысяч кв.м. Произошло возгорание. Селлеры паниковали, но Ozon пообещал быстро, буквально через месяц вернуть всю сумму потерянных денег в эквиваленте сгоревшего товара. Скандала не последовало, значит, Ozon выполнил свое обещание и уберег репутацию. 

Особенность этого события в том, что возврат продавцам с точки зрения крупного бизнеса состоялся практически моментально. Обычно страховые компании не сразу выплачивают деньги, этот процесс занимает определенное время. Здесь Ozon не стал откладывать получение денег от страховых компаний и по сути заранее выплатил компенсацию всем пострадавшим селлерам «из своего кармана», тем самым выказав уважение селлерам и дав им понять, что ценит партнерство с ними. 


Какой маркетплейс оказался самым богатым на события?


Очевидно Wildberries связан с самыми резонансными событиями уходящего года. Сначала Wildberries ввел платную временную регистрацию для селлеров. На маркетплейсах всегда была бесплатная регистрация, которая привлекала селлеров и позволяла зарабатывать на комиссии с последующих продаж. Но перед новогодними распродажами Wildberries принял интересное решение: сначала он ввел временно платную регистрацию с возвратом платежа, потом он отменил это правило и ввел 10 000 рублей без возврата для всех новых селлеров. 

Это было лишь начало. Спустя буквально неделю, Wildberries повысил этот порог до 30 000 рублей. Так Wildberries дал понять, что не нуждается в новых селлерах. Это достаточно резонансное событие. Если после Нового года принятое решение не будет отменено, то оно будет означать начало борьбы Wildberries за качество селлеров, а не за их количество. 

Другим знаковым событием стало то, что Wildberries ухудшил условия для текущих продавцов. На центральных складах появилась платная приемка и увеличились тарифы на хранение. Это решение можно назвать «очищением» от «некачественных» продавцов. Исходя из него можно предположить, что Wildberries работает на удержание либо крупных производителей, либо больших ритейлеров. Это те виды селлеров которые могут поставлять продукцию по минимальным ценам. 

Например, перекупы, которые покупают у оптовика и накидывают свою наценку, в некоторых случаях могут не выдержать требования Wildberries по платной приемке и платному хранению. Для них жизнь усложняется. 


Какое событие стало самым драматическим за весь год?


Несомненно, самым драматичным событием стало возгорание большого склада Ozon. Произошло возгорание на одном из складов маркетплейса, расположенного в селе Петровское Истринского района Подмосковья.

Конечно, это событие приковало внимание всех селлеров, которые хранили там товар. На самом деле, было не понятно, как отреагирует на ситуацию Ozon. В итоге, все прошло наилучшим образом.  Уже к началу октября более 70% продавцов маркетплейса из тех, чьи товары хранились в сгоревших блоках склада, получили компенсации.  

В этой ситуации и сервис Moneyplace пошел навстречу селлерам и добавил отдельную опцию в сервисе, позволяющую видеть свои остатки на сгоревшем складе. Тот, кто пользуется сервисом, мог за секунды посмотреть, есть ли у него там товар и в каком количестве, чтобы предположительно подсчитать свои убытки.

Взлом Wildberries, платная регистрация, миграция селлеров на Ozon и другие знаковые события года на маркетплейсах


Какие события изменили правила игры на маркетплейсах?


Платные приемка и регистрация, а также повышенные тарифы на Wildberries в какой-то степени спровоцировали миграцию селлеров на Ozon и другие маркетплейсы. 

Ozon сейчас активно привлекает селлеров из Китая. Любой китайский продавец теперь может разместить свою карточку товара на маркетплейсе и посылать российским покупателям товары напрямую. 

Механика проста: сначала селлер отправляет товар на партнерский склад Ozon в Китае и этот склад отправляет товар непосредственно клиенту в России. Средний срок доставки около месяца. Конечно, благодаря такому нововведению, изменятся правила игры. Они уже начали меняться, потому что у китайского селлера есть возможность поставлять товары по супернизким ценам. 

Если российская аудитория воспримет это как положительный фактор, то она будет больше выбирать товары из Китая. Риски в том, что покупатели могут получать большее количество некачественной несертифицированной продукции, а селлеры в России могут испытать дикую конкуренцию, с которой они не смогут соперничать. Очевидно, что российский перекуп, который везет товар из Китая, не сможет конкурировать с самим китайцем по цене. 


Какое событие вызвало резонанс в кругах селлеров и бурные дискуссии?


Большой резонанс вызвал взлом Wildberries. Осенью маркетплейс перестал работать не только на стороне селлеров, но и на стороне клиентов. Он просто «лег» и в течении двух месяцев восстанавливался после этого события. 

По всем признакам, кто-то взломал Wildberries. Из-за этого он сначала вышел полностью из строя, а потом работал не корректно. В результате, у многих селлеров не работал функционал, а некоторым до сих пор приходят штрафы на 20 миллионов, к которым они не имеют отношения. Селлер открывает отчетность, хочет посмотреть сколько ему денег вывести на свой счет, а там у него написана задолженность 20 миллионов. Получается, что он еще и стал должником маркетплейса, не заработав при этом. Эти прецеденты продолжаются и по сей день, особенно после того как Wildberries обновил финансовую отчетность. 

Второе событие, которое хочется вспомнить - это переименование Wildberries в «Ягодки». 15 августа 2022 года главная страница маркетплейса загрузилась с новым названием. Как впоследствии пояснили в пресс-службе компании, временное переименование было связано с проходящей распродажей. Стоит отметить, что Роскомнадзор не оценил юмор маркетплейса, и уже 16 августа название стало прежним, а «Ягодки» с главной страницы сайта убрали. Правда, 18 августа в Роспатенте была обнаружена заявка WB на регистрацию товарного знака «Ягодки». Так что «ягодные» сюрпризы еще будут непременно.

Взлом Wildberries, платная регистрация, миграция селлеров на Ozon и другие знаковые события года на маркетплейсах 


Ассортимент: скупка стоков уходящих брендов и СТМ


Важнейшим процессом 2022 года стало закрытие зарубежными брендами своих офлайн и онлайн-магазинов и даже полный уход с российского рынка. Следствием этого «исхода» стало формирование целых товарных ниш, которые нужно было заполнить качественным товаром. Уходящие марки, не желая вывозить из страны товары прошлых коллекций, охотно продавали свои стоки крупным площадкам. И первыми этот тренд ухватили в Wildberries. 

Так, в июне в каталоге Wildberries появился ассортимент товаров марки Massimo Dutti европейского производства, включающий аксессуары, верхнюю одежду, трикотаж, платья, жакеты и другие позиции. Продавцом данной продукции значится сам маркетплейс. На старте выбор одежды был ограничен, однако он постоянно пополняется. Чуть позднее на площадке появились товары других брендов Inditex: Oysho, Bershka, Pull&Bear. 

Ozon выкупил товарные остатки спортивного ритейлера Decathlon. У компаний давняя дружба, – более двух лет Декатлон успешно торговал своими товарами на марктеплейсе. Логичным продолжением этой дружбы стал выкуп всего стока после того, как в марте французский бренд объявил о приостановке работы в России.

Особой темой этого года стало развитие СТМ в самых разных товарных категориях. В офлайн-торговле собственные торговые марки ритейлеров давно не в диковинку, однако резкое развитие СТМ маркетплейсами – это, безусловно, важное и новое событие для рынка. 

В 2022 году Ozon представил десятки товаров под собственными торговыми марками в разных категориях: телевизоры Hartens, одежда Hola, товары повседневного спроса KIX, постельное белье и посуда под брендом Ozon. Экспертиза площадки в онлайн-ритейле и глубокая аналитика покупательского поведения россиян помогли определить перспективные ниши, где CTM могут занять заметную долю и не повлияют на положение других продавцов. Категории СТМ маркетплейса представлены чаще всего высокомаржинальными товарами, которые за счет заказа напрямую на производстве и экономии на маркетинге имеют относительно низкую цену для покупателя по сравнению с конкурентами. 

Немного отходя от крупнейших маркетплейсов, стоит отметить, что другие платформы и сервисы также включаются в запуск своих private labels. «Яндекс.Маркет» запустил свою электронику, и планы у игрока большие.




Читайте также:  2022 – год СТМ в России: новые категории и новые товары на рынке private labels




Какие выводы были сделаны в 2022 году, которые можно забрать с собой в 2023?


Главный вывод, который можно отметить – селлеры должны вкладывать в свое развитие и качественную аналитику, чтобы не только выживать в новых условиях, но и приумножать доходы. Если раньше можно было работать без сервисов аналитики, сейчас отсутствие доступа к полной информации ставит бизнес под большую угрозу. Большая неопределенность заставляет предвидеть эти события, смотреть как живет рынок, как он действует в зависимости от разных ситуаций. Любому селлеру, который хочет развиваться в неопределенных условиях, необходимо пользоваться сервисом аналитики. 

Дмитрий Ермолаев, 
СЕО сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace

New Retail

0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности