0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Wal-Mart & VISA: битва жадности против жадности

Wal-Mart & VISA: битва жадности против жадности
На днях российский интернет облетела новость об иске ритейл-гиганта Wal-Mart к международной платежной системе Visa. СМИ в России позлорадствовали по поводу гигантской суммы претензий, а речь идет о $5 млрд. На самом деле, история эта намного поучительней, чем может показаться.

Империя жадности

Про Сэма Уолтона, который с нуля построил компанию Wal-Mart, писали много и часто. Натурой он был цельной, но противоречивой. Собственно как и многие удачные бизнесмены. Империя, который он создал и воспитал, получилась такой же. 

С одной стороны это крупнейшая розничная сеть в мире с оборотом за $400 млрд. Для сравнения – это ВВП таких стран как Бельгия, Венесуэла или Швеция. В сеть входит десяти тысяч магазинов, работает в которых более двух миллионов человек. Но в том же время сама идеология компании вызывает множество вопросов. Ведь Уолтон стал тем, кем стал, благодаря собственной жадности.

Главный принцип организации бизнеса от Сэма Уолтона - это сокращение издержек

Собственно он и сам признавался, что супермаркеты Wal-Mart как раз и родились тогда, когда он начал максимально сокращать все расходы. В Интернете можно найти правила бизнеса, придуманные им: «Будьте преданы делу, стимулируйте сотрудников, упреждайте желание клиентов» и прочая, уж простите, ерунда. На практике все сводится к тому, что именно в его супермаркетах были самые низкие цены.

Вначале добиться этого было относительно просто. Конкуренты были непугаными, покупатели доверчивыми, а поставщики с удовольствием впрягались в сотрудничество и ради увеличения продаж делали значительные скидки.


Золотое время прошло слишком быстро. Соперники разобрались в методах работы Wal-Mart и стали их копировать. В магазинах империи Уолтона упало качество товаров. Но еще больше сеть прославилась тем, как выжимала из своих поставщиков и партнеров все более низкие цены, не гнушаясь никакими уловками. В результате некоторые из них даже обанкротились.

Лучшей иллюстрацией такого подхода как раз и стала история конфликта Wal-Mart с платежной системой Visa.

Жадность & жадность

Взаимоотношения этих двух гигантов давно уже не безоблачны. Проблема в том, что постоянно сталкиваются две жадности. Visa всеми способами старается повысить свои доходы, что вполне естественно. А Wal-Mart, как мы уже выяснили, относится отрицательно к необходимости платить кому-то больше.

Собственно, появление последнего иска имеет довольно давнюю предысторию. Началось все в 1996 году и даже немного раньше. Ни Visa, ни MasterCard не чувствовали себя в то время в полной безопасности, потому что под ногами вечно путались конкуренты. Тогда они начали давить на розничные сети, чтобы те отказались от работы с «лишними» карточками.

16sam2.jpg
Сэм Уолтон, главный жадина Америки

Компания обиделась и на навязываемые им не электронные платежки, которые обходились им в десять раз дороже. Wal-Mart’у удалось объединить усилия с другими сетями, прежде всего с Best Buy и Home Depot, и после семи лет сражения они сумели выиграть тяжбу по вопросу, который тогда уже был не актуален. Впрочем, в качестве компенсации ритейлеры получили миллиард от «МастерКард» и два от «Визы».

Решение суда, а точнее выплаты по нему, больно ударили в первую очередь по Visa. Показывая на тот момент прибыль на уровне $200-300 млн., она попала в довольно неприятную финансовую ситуацию. Для спасения руководство не смогло придумать ничего другого, как повысить тарифы, кроме того были введены штрафы для банков, у которых объем операций падает. Последнее еще привело к судебному спору с MasterCard, но сейчас не об этом.

Представьте себя на месте Wal-Mart: несколько лет сложнейших юридических баталий, охапки нервов, потраченные на них, и, что особенно обидно, расходы на адвокатов, чтобы получить в результате еще более высокие тарифы? Это просто не укладывалось ни в идеологию компании, ни в сознании ее топ-менеджеров.

Жадность наносит ответный удар

Простить повышение тарифов в Wal-Mart не могли. Компания начала бухтеть и требовать их снижения практически сразу, но долго не предпринимала никаких действий. Эксперты только гадали, что стало причиной для этой нетипичной сдержанности. Оказалось, что та готовила бомбу.

Летом 2012 года стало известно о подготовке сразу 50 исков против платежных систем. Среди союзников оказались «Амазон», Target Corp, Best Buy и многие другие. Розничные сети обвиняли ее в том, что она искусственно завысили размер комиссий, которые взимались при расчете карточками. В среднем супермаркет и его клиент расставались с двумя процентами от платежа. Это показалось сетям неоправданно много. Компании подсчитали, что с 2004 по 2012 год общие потери составили $300 млрд.

Наверное, в Wal-Mart уже представляли, как они отыграются за все годы финансового унижения, но Visa оказалась немного хитрей

В 2013 года она предложила урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, предложив компенсацию в размере $7,25 млрд. Это сразу разрушило договоренности ритейлеров. Многие из них с таким решением согласились. Идти до конца решились только крупные игроки. Остальные, получив на всех $5,7 млрд., полюбовно разошлись.

Wal-Mart, естественно, продолжил бороться. По словам представителей компании, дело не только в деньгах, они хотят получить гарантию, что платежные системы не начнут снова повышать тарифы, когда им снова очень захочется денег. Так и появился иск на безумную сумму в пять миллиардов долларов. Судить о перспективе иска в суде не берется никто. Особенно если учесть, что предыдущие разбирательство длилось семь лет. Но шансы у Wal-Mart есть и неплохие. Не зря руководство платежной системы поспешила выплатить немаленькие деньги по мировому соглашению.

Но сколько лет займет тяжба? Семь или на этот раз больше? Интересно будет посмотреть.

За жадинами-говядинами с легкой брезгливостью наблюдает Макс Усачев
время публикации: 17:10  04 апреля 2014 года
0
Теги: Visa, Walmart

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
BBI Тапскотт