Топ-5 трендов Foodtech рынка, в которые стоит вкладываться в 2024 году
время публикации: 10:00 03 апреля 2024 года
@Freepic
О самых перспективных направлениях для вложений в foodtech рынок в России на ближайший год рассказывает Александр Мутовин — сооснователь сервиса доставки «Много лосося».
В первую очередь все более актуальным становится инвестирование в роботизацию, так как стоимость рабочей силы постоянно растет. Согласно данным Авито Работы, за весь 2023 год число вакансий в сфере общественного питания выросло на 45% в сравнении с 2022 годом, а средние зарплатные предложения для соискателей увеличились на 14% — с 35 000 до 40 000 рублей.
Машины могут выполнять однотипные задачи с высокой точностью, их работа не подвержена ошибкам, связанным с человеческим фактором. Подобную технологию внедрил американский стартап Miso Robotics — роботизированная рука, способная управлять работой фритюрницы в быстром питании. Этот робот способен выполнять монотонные задачи весь день, что позволяет людям сконцентрироваться на более важных задачах. А в Техасе был открыт McDonald’s, где клиенты не взаимодействуют напрямую с персоналом: все процессы оформления, оплаты и получения заказа автоматизированы.
@Freepic
К 2050 году планете потребуется ежегодно дополнительно 265 миллионов тонн белка, чтобы обеспечить растущее население сбалансированным и разнообразным питанием. В феврале компания Grand View Research выпустила исследование о том, что с 2022 по 2030 год мировой рынок растительного мяса будет расти в среднем на 19,3% и к 2030 году достигнет объема в $25 млрд. Россия не исключение — небольшими шагами эта тенденция пробирается и на отечественный foodtech-рынок.
Один из ключевых сегментов в этой области — производство готовой еды и продуктов, содержащих белок из растений, насекомых или молекулярно выращенный. К примеру, компания Protifarm из Нидерландов уже давно занимается производством пищевых ингредиентов на основе съедобных насекомых. В настоящее время компания разрабатывает производство «тофу» из жуков с высоким содержанием белка.
Читайте также: Печенье к кефиру: как работают персональные рекомендации, и чему стоит поучиться у фудтеха
Рынок доставки еды уже давно устоялся, и рост будет происходить среди основных игроков. При этом инновационные стартапы, ориентированные на их обслуживание, представляют значительный потенциал для инвестиций и роста. Эти компании разрабатывают приложения, которые упрощают и оптимизируют рабочие процессы. Сюда относятся такие проекты, как коробочные решения для создания клиентских приложений, приложения для курьеров и сборщиков заказов, сервисы аналитики данных для прогнозирования спроса и загрузки. Создание таких продуктов для ресторана требует значительных затрат, поэтому появление сервисов-посредников, предлагающих готовые решения, становится все более популярным в индустрии.
Одним из перспективных направлений стартапов является создание для ресторанов новых удобных ERP-систем, которые помогают эффективно управлять заказами и обслуживанием. В прошлом году стартап из Саудовской Аравии Foodics, разрабатывающий системы управления ресторанами и платежами в них, привлек $170 млн. Этот сервис позволяет управлять различными системами ресторана с обычного iPad.
@Freepic
Основная тенденция на мировом рынке упаковочных материалов — поиск наиболее экологичных решений. Это перерабатываемая и биоразлагаемая упаковка, а также упаковка для многоразового использования. Объем мирового рынка Sustainable Packaging к 2024 году составит до $297 млрд.
По результатам исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года, каждый пятый россиянин предпочитает продукцию с маркировками «био», «эко», «органик» по сравнению с товарами без таких отметок. Также каждый третий человек готов переплатить за товар, если он имеет государственную маркировку органического продукта. Первыми этот тренд задали в компании Apple, когда производитель создал на 100% перерабатываемую упаковку, отказался от дополнительных аксессуаров в комплектации к смартфону, значительно уменьшив ее размер.
Прорыв в этой сфере возможен, если будет создана экологичная упаковка, которая бы сочетала эстетичный вид для клиента, прочность и не стоила бы дороже уже существующих вариантов.
@Freepic
В России началась гонка сетей за лидерство в сегменте готовой еды. Ритейл готов составить серьезную конкуренцию HorReCa, предлагая доступный и качественный ассортимент готовых блюд. Однако победить в этой конкуренции смогут технологичные компании, способные производить большие объемы с учетом требования пищевой безопасности и с большими сроками годности.
На этом фоне перспективными кажутся технологии заморозки готовых блюд. По оценке «РБК Исследование рынков», заморозка в РФ оценивается примерно в 14% от общего продуктового рынка. Так, темпы ее роста составляют 8–10% в год, а самым динамичным является сегмент замороженных готовых блюд. Один из кейсов компаний, которая успешно инвестировала в этот тренд, — Zotman Pizza. Еще в 2021 году бренд запустил продажу готовой замороженной пиццы в сетевых продуктовых магазинах, например в «Азбуке Вкуса», а также в агрегаторах.
Кроме того, следует выделить ретортную технологию — это специальный процесс термической обработки упакованных пищевых продуктов с использованием высоких температур и давления в специальных аппаратах, называемых ретортами. Этот метод консервирования позволяет уничтожить микроорганизмы, способные вызвать порчу продукта, и сохранить его долгосрочную стабильность. Как результат, можно получить продукт, готовый на 98%. Несмотря на популярность доставки продуктов, такая идея может переноситься в сегмент розничной торговли.
С ростом популярности foodtech-индустрии инвесторы стремятся найти новые способы вложения своих средств в этот сектор. По подсчетам экспертов PitchBook, за год foodtech-компании привлекли венчурные инвестиции 1225 раз. Объем инвестиций составил около $11 млрд.
О самых перспективных направлениях для вложений в foodtech рынок в России на ближайший год рассказывает Александр Мутовин — сооснователь сервиса доставки «Много лосося».
Роботизация
В первую очередь все более актуальным становится инвестирование в роботизацию, так как стоимость рабочей силы постоянно растет. Согласно данным Авито Работы, за весь 2023 год число вакансий в сфере общественного питания выросло на 45% в сравнении с 2022 годом, а средние зарплатные предложения для соискателей увеличились на 14% — с 35 000 до 40 000 рублей.
Машины могут выполнять однотипные задачи с высокой точностью, их работа не подвержена ошибкам, связанным с человеческим фактором. Подобную технологию внедрил американский стартап Miso Robotics — роботизированная рука, способная управлять работой фритюрницы в быстром питании. Этот робот способен выполнять монотонные задачи весь день, что позволяет людям сконцентрироваться на более важных задачах. А в Техасе был открыт McDonald’s, где клиенты не взаимодействуют напрямую с персоналом: все процессы оформления, оплаты и получения заказа автоматизированы.
@Freepic
Производство альтернативных видов белка
К 2050 году планете потребуется ежегодно дополнительно 265 миллионов тонн белка, чтобы обеспечить растущее население сбалансированным и разнообразным питанием. В феврале компания Grand View Research выпустила исследование о том, что с 2022 по 2030 год мировой рынок растительного мяса будет расти в среднем на 19,3% и к 2030 году достигнет объема в $25 млрд. Россия не исключение — небольшими шагами эта тенденция пробирается и на отечественный foodtech-рынок.
Один из ключевых сегментов в этой области — производство готовой еды и продуктов, содержащих белок из растений, насекомых или молекулярно выращенный. К примеру, компания Protifarm из Нидерландов уже давно занимается производством пищевых ингредиентов на основе съедобных насекомых. В настоящее время компания разрабатывает производство «тофу» из жуков с высоким содержанием белка.
Читайте также: Печенье к кефиру: как работают персональные рекомендации, и чему стоит поучиться у фудтеха
Стартапы по обслуживанию игроков рынка доставки еды
Рынок доставки еды уже давно устоялся, и рост будет происходить среди основных игроков. При этом инновационные стартапы, ориентированные на их обслуживание, представляют значительный потенциал для инвестиций и роста. Эти компании разрабатывают приложения, которые упрощают и оптимизируют рабочие процессы. Сюда относятся такие проекты, как коробочные решения для создания клиентских приложений, приложения для курьеров и сборщиков заказов, сервисы аналитики данных для прогнозирования спроса и загрузки. Создание таких продуктов для ресторана требует значительных затрат, поэтому появление сервисов-посредников, предлагающих готовые решения, становится все более популярным в индустрии.
Одним из перспективных направлений стартапов является создание для ресторанов новых удобных ERP-систем, которые помогают эффективно управлять заказами и обслуживанием. В прошлом году стартап из Саудовской Аравии Foodics, разрабатывающий системы управления ресторанами и платежами в них, привлек $170 млн. Этот сервис позволяет управлять различными системами ресторана с обычного iPad.
@Freepic
Экоупаковка
Основная тенденция на мировом рынке упаковочных материалов — поиск наиболее экологичных решений. Это перерабатываемая и биоразлагаемая упаковка, а также упаковка для многоразового использования. Объем мирового рынка Sustainable Packaging к 2024 году составит до $297 млрд.
По результатам исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года, каждый пятый россиянин предпочитает продукцию с маркировками «био», «эко», «органик» по сравнению с товарами без таких отметок. Также каждый третий человек готов переплатить за товар, если он имеет государственную маркировку органического продукта. Первыми этот тренд задали в компании Apple, когда производитель создал на 100% перерабатываемую упаковку, отказался от дополнительных аксессуаров в комплектации к смартфону, значительно уменьшив ее размер.
Прорыв в этой сфере возможен, если будет создана экологичная упаковка, которая бы сочетала эстетичный вид для клиента, прочность и не стоила бы дороже уже существующих вариантов.
@Freepic
Развитие современных производств готовой еды для ритейла
В России началась гонка сетей за лидерство в сегменте готовой еды. Ритейл готов составить серьезную конкуренцию HorReCa, предлагая доступный и качественный ассортимент готовых блюд. Однако победить в этой конкуренции смогут технологичные компании, способные производить большие объемы с учетом требования пищевой безопасности и с большими сроками годности.
На этом фоне перспективными кажутся технологии заморозки готовых блюд. По оценке «РБК Исследование рынков», заморозка в РФ оценивается примерно в 14% от общего продуктового рынка. Так, темпы ее роста составляют 8–10% в год, а самым динамичным является сегмент замороженных готовых блюд. Один из кейсов компаний, которая успешно инвестировала в этот тренд, — Zotman Pizza. Еще в 2021 году бренд запустил продажу готовой замороженной пиццы в сетевых продуктовых магазинах, например в «Азбуке Вкуса», а также в агрегаторах.
Кроме того, следует выделить ретортную технологию — это специальный процесс термической обработки упакованных пищевых продуктов с использованием высоких температур и давления в специальных аппаратах, называемых ретортами. Этот метод консервирования позволяет уничтожить микроорганизмы, способные вызвать порчу продукта, и сохранить его долгосрочную стабильность. Как результат, можно получить продукт, готовый на 98%. Несмотря на популярность доставки продуктов, такая идея может переноситься в сегмент розничной торговли.
Сооснователь сервиса доставки «Много лосося
Александр Мутовин
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как продавать на нескольких маркетплейсах: способы, советы, подводные камни