0/5

Грозит ли России дефицит одежды и обуви? Актуальная ситуация с импортом товаров

Грозит ли России дефицит одежды и обуви? Актуальная ситуация с импортом товаров
время публикации: 10:00  08 июля 2022 года
Доля импортных товаров в сегменте одежды и обуви составляет порядка 75%. Санкции и связанные с ними ограничения вызывали и вызывают тревогу и продавцов, которые опасаются остаться совсем без товара. Насколько обоснованы эти страхи? Какова актуальная ситуация с импортом одежды и обуви, и каков прогноз на ближайшую перспективу?
Грозит ли России дефицит одежды и обуви? Актуальная ситуация с импортом товаровРамиль Сулейманов, Генеральный директор ГК АРТ Деливери.

Эксперты рынка отмечают, что в мае наблюдается рост поставок импортной одежды и обуви в Россию. Поскольку ФТС с февраля не публикует данные о внешней торговле РФ с другими странами, прямо оценить увеличение невозможно. Агентство «Локинвест», используя «зеркальную» статистику стран стран-экспортеров, отмечает, что пик падения импорта пришелся на апрель 2022 года (минус 50 % по отношению к аналогичному периоду 2021 года). В мае падение поставок замедлилось и составляет порядка 40–43 %. 

Также снижение профицита внешней торговли РФ в мае по сравнению с апрелем отмечает ЦБ, а, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, в июне импорт показывает примерно 60-65 % от уровня февраля.

Грозит ли России дефицит одежды и обуви? Актуальная ситуация с импортом товаров

Аналитические данные BCS GM (БКС Мир инвестиций).

Таким образом, постепенно идет адаптация ритейлеров и логистических операторов к изменившимся условиям, чему в определенной степени способствует разрешение параллельного импорта и укрепление рубля. 

Эту тенденцию озвучил и глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников на съезде РСПП, отметив, что восстановление импорта идет преимущественно за счет потребительских товаров, инвестиционный восстанавливается гораздо медленнее.


Дефицита одежды и обуви не будет


По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, рыночная доля одежды российского производства в магазинах составляла примерно 20% до начала пандемии, и выросла до 25 % за последние два года. Импорт занимает порядка 75%, поэтому с введением антироссийских санкций продавцы опасались остаться без товара.  Особенно негативное влияние санкции оказали на логистику, доставка импортных товаров стала более длительной, сложной и дорогой. 

Основной экспортер одежды и обуви – Китай, на него приходится порядка 40% одежды и почти 50 % обуви. Далее с большим отрывом идут Бангладеш, Вьетнам, Италия, Турция, Германия (по 6-10 %). Несмотря на то, что прямо КНР не поддерживает санкции против России, объем экспорта из страны снизился в феврале-марте на 38 % по сравнению с прошлым годом. 

Основная часть одежды под американскими и европейскими брендами отшивается в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Из этих стран поставки по-прежнему идут, при этом многие расчеты стали производиться в национальной валюте.


Причиной этому стали проблемы с логистикой, опасения китайских предпринимателей попасть под вторичные санкции, сниженный спрос российского бизнеса на импортные товары. В апреле по данным Eurostat поставки активизировались, уровень снижения к прошлому году составил уже 26,8%. 

Эксперты предполагают, что полное восстановление импорта из Китая произойдет в течение 1,5–2 лет. Нужно учитывать, что это общие показатели: порядка 70% процентов в поставках это машины, оборудование, электроника. Товары потребительского спроса, в первую очередь одежда и обувь, пострадали значительно меньше. Их доля в общем объеме импорта составляла всего около 6 % (см. рис. 1).

Грозит ли России дефицит одежды и обуви? Актуальная ситуация с импортом товаров

Данные по ВЭД на основании таможенной статистики.

Что касается Европы, то очень небольшая часть западных брендов приходила к нам непосредственно от правообладателей. Преимущественно это товары из Италии, Германии, Польши, их доля в общем объеме fashion-сегмента была около 8%. Основная часть одежды под американскими и европейскими брендами отшивается в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Из этих стран поставки по-прежнему идут, при этом многие расчеты стали производиться в национальной валюте. 


Как меняется трафик продаж фэшн-товаров


С уходом из России в марте-феврале около 200 брендов одежды и обуви, многие торговые центры потеряли якорных арендаторов, и уровень посещаемости в них существенно снизился. Однако дефицита товаров легкой промышленности нет, они ввозятся из Китая, Турции, а также стран СНГ. Так, вырос импорт из Бразилии, Израиля, Узбекистана, Белоруссии, Армении.

Отток селеров с маркетплейсов незначительный. Их количество снизилось всего на 5%, в сегменте одежды — на 11%. По информации Wildberries, в марте-апреле 2022 года доля фешн выросла на 74% по отношению к прошлому году. Растет средний чек покупки на одежду и обувь. По данным ресурса «Чек Индекс» ( Checkindex.ru), он составил в апреле 5707 руб., что на 6% выше, чем в марте и на 38% — по отношению к апрелю 2021 года (при снижении объема продаж на 14%).




Читайте также:  Бренды уходят, аудитория остаётся: какие изменения уже чувствуют локальные fashion игроки?




По мнению экспертов «ВТБ Мои Инвестиции», значительное укрепление курса рубля, нивелирует рост издержек ритейлеров на логистику. Это делает импорт выгодным даже с учетом потерь при двойной конвертации в доллары и евро при расчетах с экспортерами в местной валюте. 

* * *

Занимаясь перевозками фэшн товаров из стран Юго-Восточной Азии и Европы, мы в последние два месяца отчетливо наблюдаем тенденцию активизации импортеров по сравнению с февралем-мартом этого года. Первоначальный шок проходит, рынок логистики восстанавливается. 

По отношению к февралю закупочные цены по многим позициям снизились на 30-35 %. Наши клиенты заказывают товар со 100% процентной предоплатой, пользуясь тем, что стоимость доллара и евро резко снизилась, и формируют запасы на осенне-зимний сезон со сниженной себестоимостью. Укрепление рубля к евро более 30% дает существенную экономию в закупках товара и таможенных платежах при ввозе товара.

Рамиль Сулейманов, 
Генеральный директор ГК АРТ Деливери.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит