0/5

HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)
время публикации: 09:00  02 августа 2023 года
Сегмент HoReCa и продажа готовой еды не только имеют имеют много общего, но и происходит активное взаимное проникновение сегментов. Возникают новые проекты на их стыке. Разберемся более подробно в принципиальных отличиях работы в этих сегментах, и рассмотрим более подробно популярные «гибридные» концепции из Европы.
HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)Антон Дулов, основатель сети магазинов готовой еды Uppetit.

Россияне продолжают сокращать свои расходы на рестораны. Пандемия, о которой все уже порядком подзабыли, несколько отучила российских потребителей от «выходов в свет» ради особенной еды и обстановки. Сокращение финансовых возможностей усилило этот тренд. Однако продажи готовой еды продолжают расти. 

Всё более привлекательной кажется возможность пробовать «ресторанные» блюда в домашней обстановке и по привлекательной цене, ведь в офлайн-ресторане приходится доплачивать за хороший фарфор и вежливое обслуживание. 

В таком контексте активно развиваются современные форматы готовой еды на стыке ритейла и HoReCa. К ним можно отнести, в том числе, активное развитие направления готовой еды у крупнейших ритейлеров. Даже дискаунтеры начинают внедрять в матрицу такие элементы. Когда позволяет площадь, это могут быть зоны кафе, однако чаще всего, это еда навынос, приготовленная по особым рецептам. 

Ниже более подробно обсудим офлайн рынок готовой еды и отличительные особенности различных проектов в России, а также коснемся описания достойных внимания магазинов, которые можно встретить в Европе, и которые, что на данный момент важно для российских игроков, могут стать источниками новых идей для развития отечественного бизнеса готовой еды.

HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

Если структурно описать отличия формата кафе, как классического примера формата Хореки, от формата магазина готовой еды, то можно выделить следующие моменты:

• Структура затрат


HoReCa: у такого формата в структуре отчетности один PNL и «фудкост» около 30%.

Ритейл: при наличии собственного производства и магазинов готовой еды каждое направление имеет свой PNL, который отражает стоимость процессов по каждому направлению – расходы на производство и расходы, связанные с розничной продажей продукции в магазине, соответственно. Важно, что фудкост в размере 30%, который является усредненным для Хорека, применим и здесь. Оставшиеся 70% маржи до полочной цены разделяются на две части между производством и розницей, с чуть большим перевесом в сторону производства.

• Гибкость


HoReCa: не лояльная к изменениям структура в связи с отсутствием формального деления формата на обособленные направления.

Ритейл: возможность гибкой и при необходимости масштабной оптимизации процессов на производстве и в торговой точке в силу более узкой специализации 

• Скорость подачи


Хорека: увеличенное время обслуживания в кафе в связи с необходимостью приготовления еды на месте, оформления блюда и подачи.

Ритейл: экономия времени и высокая скорость обслуживания в магазине готовой еды – на месте только продажи. Разогрев одного блюда занимает 2 минуты. Приготовление и упаковка – на производстве.

• Стабильность качества


Хорека: при наличии сети из нескольких кафе - на каждой точке свой уровень качества. Чем больше количество кафе, тем сложнее построение системы контроля. В сетевых ресторанных концепциях закупка продуктов происходит не централизованно, что влияет на качество финальных блюд и их доступность. 

Ритейл: централизованная закупка у стабильных поставщиков и централизованный контроль качества на производстве. Количество магазинов не влияет на качество продукции «на месте».

• Ассортимент


Хорека: ограничения на ассортимент могут накладывать концепт точки, оборудование, а также величина сети.

Ритейл: ряд ингредиентов невозможно подать в формате годовой еды, часть рецептур не получится сделать так, чтобы вкус и качество было одинаковым весь срок годности. Даже, если это 24 часа. Как итог - меньше вариативность и возможность ассортимента блюд.

Поговорим подробней про ритейл. На следующем графике мы видим сетевые проекты со значимой долей готовой еды с их основные отличия между собой. К основным критериям сравнения можно отнести:

1. Фокус на готовую еду и ориентировочная глубина полки;
2. Метраж точки.

HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)
Экспертная оценка доли продаж готовой еды в выручке, среднего метража и количества SKU готовой еды на полке в моменте. 

Не менее важными для корректного сравнения являются такие показатели, как: 

3. Сценарии потребления, в том числе наличие посадки и специфика географии расположения основных локаций;

4. Срок годности выпускаемой продукции и возможность долгосрочного хранения ингредиентов. 

HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

5. Упаковка готовой еды: крафт, пластиковая запайка и запайка с ГМС;

6. Подача и уровень качества продукции. 


Европейские концепции продажи готовой еды


Перейдем к западному опыту. В целом, если перед вами стоит задача посмотреть интересные проекты в рамках формата до 100 квадратных метров – вы найдете их в России. Есть, как минимум, 4-5 брендов, которые с разной степенью успешности развиваются на российском рынке.  

Если цель – найти полезные идеи в рамках площади от 150 квадратных метров и выше – стоит обратиться к европейскому рынку. В сегменте таких форматов, по нашей оценке, в Европе выше качество реализации ритейла с готовой едой, и на рынке представлен достойный выбор разноплановых проектов.

Хочу обратить ваше внимание на 4 концепции, которые я считаю одними из наиболее интересных и успешных. Интересно, что две из них – французского происхождения. Это, конечно, не случайно. Французы любят поесть, ценят простые понятные блюда, и, если компания по производству готовой еды закрепилась на французском рынке, значит к ее опыту стоит присмотреться более пристально. 

Jumbo Foodmarkt


HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

Это безусловная Мекка для тех, кто занимается готовой едой. Большое многообразие PrePack упаковки. Часть продукции доставляется с разных производств со сроком годности 3-5 дней, часть готовится и пакуется на месте, на «островах» с Fast food и Fast casual едой со сроком годности до 24 часов. Здесь можно увидеть все современные тренды в сфере готовой еды.

Также стоит уделить внимание Jumbo и посмотреть его реализацию в более компактном формате супермаркета площадью 700-800 квадратных метров. Правда, справедливости ради, замечу, что виртуозный мерчандайзинг позволяет и на этой площади реализовать кулинарные фантазии любого покупателя. 

Delitraiteur


HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

Delitraiteur в Бельгии по своей сути напоминает российскую «Азбуку Вкуса». Дорогое оборудование, достойный выбор готовой еды с красивой подачей, много свободного пространства в компоновке и без акцента на фреш категории. 

Привлекают внимание традиционные для Бельгии очень большие порции готовой еды – около 500 граммов на порцию. Возможно, это порции для семейного ужина или обеда. Минимальная посадка в заведениях говорит о том, что главная аудитория сети покупает здесь блюда для употребления вне магазинов. 

Picard


HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

Очень интересный проект Picard во Франции. Его специализация всецело отражается в логотипе компании, и, если во Франции вы увидите вывеску с голубой снежинкой, знайте, что это отличная возможность недорого, но очень интересно поесть. 




Читайте также: Новая русская кухня: как рестораны перестраивают бизнес-процессы и развивают локальную гастрономию




И пусть вас не смущает, что весь торговый зал представляет собой бесконечную череду холодильников, – Picard специализируется на замороженных блюдах, и достигла фантастических успехов в этой области. Закуски, первые, вторые блюда, десерты, – компания вкладывает гигантские бюджеты в разработку уникальных рецептур. 

JOUR


HoReCa VS форматы продаж готовой еды: сходства и различия моделей (и интересные европейские концепции)

Французский JOUR по совей модели формирования блюд похож на SUBWAY. Здесь точно также из набора ингредиентов покупатели могут собрать блюда, только вместо сэндвичей – салаты. Составляющие для салатов могут быть горячими и холодными. Кроме салатов, конечно, киши, супы, напитки. 

Как рассказывают основатели сети, главной целью JOUR было предложить покупателям альтернативу традиционному фаст-фуду, чтобы каждому не нужно было выбирать между быстрым и здоровым питанием.




В России культура потребления готовой еды имеет давнюю историю. Сеть кулинарий, запущенная с легкой руки Никиты Хрущева, пользовалась определенной популярностью у непритязательных советских хозяек. Несмотря на ограниченность предложения, кулинарии тогда решали ту же задачу, что и сейчас – продажа более интересных блюд по доступной цене. 

Сейчас на российском рынке наряду с концепциями, которые изначально работают в данном сегменте, и работают успешно – PRIME, UPPETIT – значительную долю забирают и крупные федеральные ритейлеры, развивающие свои линейки готовой еды. Только «Пятерочка» в 2022 году нарастила продажи своих линеек на 40%, и провела в категории более 95 миллионов чеков. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим и новые интересные концепции. 

Антон Дулов, 
основатель сети магазинов готовой еды Uppetit.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит