Как за 3 этапа перехода на онлайн-кассы изменился рынок?
время публикации: 10:00 30 января 2020 года
С июля 2016 года российский бизнес начал повсеместный переход на онлайн-кассы. Как выглядит кассовая реформа в актуальных цифрах, и какие новые сегменты рынка, услуги и сервисы появились?
Татьяна Глазачева, CEO Robokassa
Онлайн-кассы начали триумфальное шествие по российскому рынку два с половиной года назад — в июле 2016 года, когда вступили в силу изменения к закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Этот закон определил дальнейшее внедрение онлайн-касс: за три этапа с интервалом в год их подключили практически все категории предпринимателей.
Повсеместная интернетизация бизнеса в масштабах всей страны просто не могла пройти без последствий. Посмотрим на российский рынок: как он изменился с внедрением онлайн-касс, и какие можно сделать выводы.
Как выглядит кассовая реформа в цифрах:
● Количество зарегистрированных ККТ выросло в 2,5 раза: с «дореформенных» 1,15 млн до 3,2 млн;
● Ежедневно формируются 200 млн чеков на общую сумму свыше 125 млрд рублей;
● Налоговые сборы выросли в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом;
● Ликвидирована кассовая отчетность, выездных проверок стало меньше на 34,4%, чем в прошлом году, и вчетверо меньше, чем в 2015 году;
Реестры ФНС включают 179 моделей онлайн-касс и 18 моделей фискальных накопителей;
● Штраф за работу без кассы — от 25% до 50% выручки для ИП (но не менее 10 тысяч рублей), от 75% до 100% выручки для организации (но не менее 30 тысяч рублей);
● Покупатели ежедневно проверяют более 720 тысяч чеков на легальность с помощью сервиса ФНС «Проверка чеков».
Кассовая реформа и бизнес
Как повлияла кассовая реформа на бизнес? Крупные торговые предприятия и раньше автоматизировали бизнес-процессы, поэтому для них принципиально ничего не изменилось. Они просто перешли на новое решение, которое оперативно отправляло данные в ФНС.
У малого и среднего бизнеса ситуация была и остается не столь радужной. Небольшие компании и ИП не были готовы к сложностям и издержкам, вызванным кассовыми нововведениями.
В 2017 году минимальная стоимость одной онлайн-кассы (с подключением и фискальным накопителем) составляла 18 тысяч рублей, что для многих мелких предпринимателей было ощутимой суммой, а налогового вычета за онлайн-ККТ еще не было — его ввели только в 2018 году.
В 2019 году предприниматели все еще настроены пессимистически, несмотря на налоговые вычеты и снижение цен на онлайн-кассы. Опрос представителей бизнеса показал, что к кассовой реформе отрицательно относятся больше половины индивидуальных предпринимателей (56%) и треть руководителей компаний (33%). Большинство связывает внедрение онлайн-касс с ростом издержек (56%), а также с ростом налоговой нагрузки (11%) и вынужденным поднятием цен (10%).
Возможно, это совпадение, но именно с 2016 года в России начался долгосрочный тренд по закрытию компаний: каждый год закрывается больше юрлиц, чем создается новых. Динамика и сейчас остается негативной: по данным исследования FinExpertiza, в прошлом году было ликвидировано вдвое больше компаний, чем создано новых. За период 2015-2018 годов численность работающих компаний в России снизилась с 5,04 млн до 4,2 млн (увы, это уровень 2004 года). Разумеется, здесь сказывается множество факторов – общее состояние экономики, санкции и контрсанкции, снизившаяся покупательская способность населения в столице и регионах. В интернете можно видеть заявления и комментарии представителей малого бизнеса о своем неминуемом закрытии.
Впрочем, для них есть и хорошая новость: правительство рассматривает возможность замены онлайн-ККТ для малого бизнеса на мобильное приложение, подобное сервису «Мой налог» для самозанятых. Это снизит нагрузку на малые предприятия, многие из которых уже закрылись или же балансируют на грани рентабельности.
Новые сегменты рынка, услуги и сервисы
Онлайн-кассы, фискальные накопители и необходимое для их работы ПО сейчас образуют отдельный крупный сегмент рынка. Монополистов в этой сфере нет, поэтому ее участники активно борются за привлечение клиентов. Вначале определяющими факторами были удобство подключения, цена и надежность устройств. Сейчас же фокус сместился на дополнительные услуги и сервисы – их активно разрабатывают банки, мобильные операторы, IT-компании и так далее.
● Физические устройства
Основными производителями онлайн-касс являются компании «АТОЛ», «Эвотор», «ШТРИХ-М», «Дримкас» и «Меркурий». Они предлагают устройства с различным функционалом: от самых простых онлайн-касс за 4-5 тысяч рублей до смарт-терминалов со встроенным фискальным накопителем, сканером штрих-кодов и эквайрингом (цена от 10 тысяч рублей и выше).
● Сбор и обработка фискальных данных
Операторы фискальных данных собирают данные с онлайн-ККТ, хранят их и передают в ФНС. За свои услуги они берут в среднем около 3-3,5 тысячи рублей в год. Перечень ОФД в 2016 году включал 5 компаний, а сегодня — 21 компанию. Помимо своей основной деятельности ОФД также предлагают дополнительные услуги: брендирование чеков, облачные кассы, чат-боты, аналитические решения и так далее.
● Аналитика
Внедрение онлайн-касс обеспечило огромное количество данных, которые можно использовать для автоматизации бизнес-процессов и аналитики продаж. Например, в личном кабинете предприниматель может изучить консолидированную информацию по выручке, самым продаваемым товарам, среднему чеку и так далее. ККТ можно интегрировать с программами складского учета и получать уведомления о том, что тот или иной товар заканчивается. Предприниматели также могут отслеживать сезонные всплески спроса на определенные категории и заранее заказывать крупную партию летних или зимних товаров. Уже разрабатываются сервисы для оценки рентабельности торговой точки: они будут не только оценивать эффективность торговли, но и предлагать более выгодные локации.
Можно сказать, что те малые и средние предприятия, которые выдержали переход на онлайн-кассы, получили огромный бонус: они могут анализировать свои операции, находить слабые места в бизнес-процессах и оптимизировать их. Доступ к аналитическим сервисам становится важным конкурентным преимуществом, если накоплено достаточное количество исторических данных. Другими словами, малый и средний бизнес сможет выдерживать конкуренцию с торговыми гигантами.
Важно также отметить аналитические сервисы на основе big data. Различные ОФД объединяют свои данные в единый массив объемом в сотни терабайт, а специалисты по работе с данными анализируют эту информацию (в обезличенном виде, без привязки к конкретным компаниям). Из фискальных данных можно извлечь множество ценных инсайтов: как изменяется спрос на отдельные категории товаров, как реагируют покупатели на маркетинговые акции, какой эффект дает ребрендинг и так далее. Идет работа над сервисами предиктивной аналитики: можно будет делать точные прогнозы в масштабах всего рынка.
Читайте также: Легально работать без онлайн-кассы: три решения для e-commerce и не только
● Банковская сфера
Банки активно пользуются возможностями, которые дает доступность фискальных данных. Например, можно подать онлайн-заявку на кредит, на рассмотрение которой банку понадобится 10 секунд, он оценит обороты ваших онлайн-касс и примет решение о выдаче или невыдаче. Уже не нужно готовить документы для займа и лично ехать в отделение банка.
Кроме того, многие банки (Сбербанк, Альфа-Банк, Модульбанк, Точка, Тинькофф Банк и другие) встроились в цепочку поставки онлайн-касс и создают на их основе целую экосистему услуг для малого бизнеса. В партнерстве с производителями ККТ и операторами фискальных данных они предлагают комплексные решения: подключение онлайн-ККТ, эквайринг на выгодных условиях, быстрое оформление ИП, расчетно-кассовое обслуживание, мобильные приложения для бизнеса и так далее. Приобретая онлайн-кассу в банке (например, на условиях гуманной рассрочки и с различными бонусами), предприниматель становится постоянным потребителем банковских услуг.
● Облачные кассы и платежные агенты
Заметные расходы на физические онлайн-кассы способствовали тому, что в среде малого бизнеса сформировался четкий запрос на более бюджетные способы соблюдения закона №54-ФЗ. Рынок незамедлительно отозвался, предложив доступные варианты:
○ Платежные агрегаторы
Это популярный вариант среди микро- и малого интернет-бизнеса. Закон 54-ФЗ разрешает работу без онлайн-кассы как физического устройства, если предприниматель получает все платежи безналичным способом. Поэтому интернет-предприниматели снижают свои издержки, работая через агрегаторы с онлайн-фискализацией (Яндекс.Касса, RBK.Money, «Робочеки» от Robokassa и другие). Все транзакции проходят через онлайн-кассу платежного агента, а также он осуществляет все взаимодействие с ФНС от лица предпринимателя. Если говорить о решении «Робочеки», его подключение бесплатно. Расходы предпринимателя – стандартная комиссия сервиса с транзакций по любым способам платежей. В итоге представители бизнеса экономят на покупке и интеграции онлайн-кассы (до 45000 рублей) и далее на ежегодном техническом обслуживании (до 40000 рублей).
При такой очевидной выгоде и комфортности подобных решений логично то, что их популярность растет. А с ростом спроса, как известно, растет и предложение. Поэтому, думаю, что рынок в ближайшем будущем может ожидать новых аналогичных сервисов.
○ Аренда облачной кассы
Облачная касса — это SaaS-услуга, предоставление функционала онлайн-кассы по подписке. Интернет-магазин, принимающий только безналичные платежи, может сократить расходы на покупку и подключение физической ККТ, подключив один из облачных сервисов (их предоставляют компании «АТОЛ», «Эвотор», Nanokassa и другие). Облачная касса принимает онлайн-платежи, формирует электронные чеки и отправляет в ФНС все необходимые данные. При этом достаточно одной кассы на весь интернет-магазин, не нужно покупать физическое устройство для каждого курьера. Стоимость облачной кассы — от 2 тысяч рублей в месяц.
Это популярный вариант среди микро- и малого интернет-бизнеса. Закон 54-ФЗ разрешает работу без онлайн-кассы как физического устройства, если предприниматель получает все платежи безналичным способом. Поэтому интернет-предприниматели снижают свои издержки, работая через агрегаторы с онлайн-фискализацией (Яндекс.Касса, RBK.Money, «Робочеки» от Robokassa и другие). Все транзакции проходят через онлайн-кассу платежного агента, а также он осуществляет все взаимодействие с ФНС от лица предпринимателя. Если говорить о решении «Робочеки», его подключение бесплатно. Расходы предпринимателя – стандартная комиссия сервиса с транзакций по любым способам платежей. В итоге представители бизнеса экономят на покупке и интеграции онлайн-кассы (до 45000 рублей) и далее на ежегодном техническом обслуживании (до 40000 рублей).
При такой очевидной выгоде и комфортности подобных решений логично то, что их популярность растет. А с ростом спроса, как известно, растет и предложение. Поэтому, думаю, что рынок в ближайшем будущем может ожидать новых аналогичных сервисов.
○ Аренда облачной кассы
Облачная касса — это SaaS-услуга, предоставление функционала онлайн-кассы по подписке. Интернет-магазин, принимающий только безналичные платежи, может сократить расходы на покупку и подключение физической ККТ, подключив один из облачных сервисов (их предоставляют компании «АТОЛ», «Эвотор», Nanokassa и другие). Облачная касса принимает онлайн-платежи, формирует электронные чеки и отправляет в ФНС все необходимые данные. При этом достаточно одной кассы на весь интернет-магазин, не нужно покупать физическое устройство для каждого курьера. Стоимость облачной кассы — от 2 тысяч рублей в месяц.
Заключение
Внедрение онлайн-касс для подавляющего большинства компаний и ИП — непопулярный шаг, который, однако, может вывести российский рынок на новые высоты цифровизации и эффективности. Особенно быстрого развития можно ожидать в области аналитики и облачных сервисов: будут реализованы новые способы структурировать и использовать фискальные данные для получения важных инсайтов и принятия ключевых решений.
Судя по всему, ФНС серьезно и масштабно подошли к реализации этой программы, не оставляя предпринимателям ни одного шанса застрять в темном доинтернетном прошлом. Рекомендуем не опускать руки, а оседлать эту волну прогресса и использовать ее с максимальной пользой для своего бизнеса.
Татьяна Глазачева, CEO Robokassa
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...