Адресное хранение в крупном DIY-ритейле: кейс «Леруа Мерлен»
время публикации: 10:00 03 сентября 2021 года
Сегодня цифровые технологии позволяют оптимизировать многие бизнес-процессы, улучшить клиентский сервис и увеличить товарооборот. Как внедрение системы адресного хранения повлияло на эти процессы в сети гипермаркетов «Леруа Мерлен»?
Рассказывает Сергей Миронов, UX-дизайнер «Леруа Мерлен». В большинстве магазинов «Леруа Мерлен» нет крупных складов для хранения товарных запасов. Большая их часть располагается непосредственно в магазине. Что-то непосредственно на полках, что-то на верхних полках стеллажей, недоступных для клиента.
При этом с наличием и поиском товаров связано множество функций, основные из которых:
● консультация покупателей и прямые продажи;
● пополнение торговой полки сотрудниками отдела логистики;
● актуализация товарного количества на торговой полке;
● самостоятельный поиск нужного товара клиентом без помощи сотрудников магазина;
● сборка онлайн- и офлайн-заказов.
Исследования, проведенные в 2019 году в разных магазинах, показали, что существует ряд сложностей, с которыми сталкиваются с одной стороны покупатели, с другой – сами сотрудники.
Площадь гипермаркетов составляет 8-10 тыс. кв. м., ассортимент колеблется в районе 35-37 тысяч артикулов. Товары распределены по отделам, оснащенным навигационными табличками, но все же их не всегда легко обнаружить.
Самый частый вопрос, который слышит продавец-консультант в течение дня: «А где у вас находится …?». К сожалению, невозможно знать месторасположение каждого из 35 тысяч артикулов. Сотрудник досконально знает ассортимент в своем отделе, имеет общее представление об ассортименте 14 остальных и точно не скажет, в каком ряду и на какой полке в них расположен конкретный товар.
Бывает так, что клиенту приходится обращаться с этим вопросом к нескольким сотрудникам. Комфорт от покупок это, естественно, не повышает.
Довольно часто с этим вопросом обращаются в процессе консультирования другого клиента, что ставит сотрудников в неудобное положение, ведь кому-то в этой ситуации придется подождать.
Самый частый вопрос, который слышит продавец-консультант в течение дня: «А где у вас находится …?». К сожалению, невозможно знать месторасположение каждого из 35 тысяч артикулов.
Отсутствие четкого понимания, где, что и в каком количестве находится, затрудняет поиск, обработку и ревизию товарных остатков. Но сложнее всего приходится сотрудникам, которые собирают онлайн-заказы. Они не закреплены за конкретным отделом, в одном заказе могут быть товары из разных отделов, поэтому, чтобы найти что-то, в 9 случаях из 10 нужно обращаться к продавцу-консультанту.
На основе анализа вышеизложенных пунктов было принято решение внедрить и в дальнейшем масштабировать систему адресного хранения в торговом зале, которая на первом этапе упростит поиск товаров, пополнение торговых полок и сборку онлайн-заказов.
Хранение в торговом зале
Адресное хранение в магазине означает, что у каждой товарной позиции есть свой адрес — условное обозначение местонахождения товара. Эта информация доступна в цифровом виде, и ее можно интегрировать в мобильную платформу для сотрудников, доступную на корпоративных смартфонах. Система позволяет сотруднику магазина или покупателю быстро найти нужный товар на полках.
Из-за особенностей хранения товара в торговом зале оборудование (стойки) было разделено на две зоны — зона запаса и клиентская полка. Зона запаса (Z) — это обычно верхняя часть оборудования, куда сотрудники убирают товар, который не поместился на торговой полке. Соответственно, наши клиенты не имеют к нему доступа. Клиентская полка (K) — это та часть оборудования, где клиент может взять товар для покупки. Каждый товар был виртуально привязан к конкретному отделу магазина, физической аллее (проходы между рядами стоек) и стойке.
В любом магазине «Леруа Мерлен» каждая аллея имеет свое числовое обозначение (например, аллея 64). Мы протестировали несколько типов навигации по аллее и по результатам пилота остановились на самой понятной для сотрудников и клиентов — левая/правая сторона.
Читайте также: Как внедрить мобильное рабочее место в федеральном DIY-ритейлере: кейс Inventive Retail Group, Samsung и «Леруа Мерлен»
Разработка продукта
У каждого сотрудника есть мобильный телефон, выданный компанией. Они все одной модели и марки, поэтому для нас было очевидно, под какую операционную систему делать продукт, — у нас это андроид. Команда приступила к созданию интерфейса — разбили продукт на несколько условных фич, отталкиваясь от проектируемого опыта пользователя:
● конструктор аллеи и стойки;
● добавление товара на виртуальную полку;
● интерфейс работы с товаром после присвоения ему адреса.
Спроектировав низкоуровневый прототип, мы показали его внутренним ключевым пользователям. Получив обратную связь, команда вышла на новый виток доработок интерфейса и логики. В итоге был создан детализированный интерактивный прототип продукта, который был развернут в одном из магазинов-пилотов. Протестировав его на большом количестве пользователей разных ролей, команда приступила к разработке MVP.
Через полгода после проведения исследования мы разработали и выпустили первую версию продукта, запустив его в шести магазинах в разных регионах страны. Получили разностороннюю обратную связь и пожелания от пользователей, которые были учтены в ходе дальнейших доработок.
Мы используем комбинированную систему адресного хранения, при которой сотрудник всегда может добавить или удалить адрес и товар на нем. В магазине большая ротация товаров и бывают перестройки отделов в зависимости от сезона или плановых коммерческих операций. Поэтому был реализован гибкий продукт, позволяющий максимально быстро и незатратно обновить и дополнить адресацию в магазине.
IT-функционал склада программируется смешанной командой — это частично аутсорс («фронтенд» и «бэкенд») и внутренние тестировщики продукта. «Бэкенд» реализуется на DotNET, «фронт» — на React Native.
Тестирование и результаты
Тестирование продукта, проходившее в шести магазинах сети по всему торговому залу (15 отделов), показало двукратное увеличение скорости выкладки и нахождения товара на торговой полке. Раньше ночной логист, пополняя запас в торговом зале, выкладывал товар там, где находил свободное место. На следующее утро сотрудники отдела перебирали запасы, чтобы найти то, что выложил логист ночью. Сейчас все пополнения сразу видны в системе, и вопроса, где и в каком количестве лежит тот или иной товар, не возникает.
Когда грянула пандемия и первый локдаун в 2020 году, адресное хранение неожиданно стало той палочкой-выручалочкой, с помощью которой мы смогли быстро адаптироваться к работе в режиме «даркстор».
Также выросла скорость сборки заказов. Ранее сборщики заказов обращались за помощью в поиске товаров к сотрудникам торгового зала и отвлекали их от консультации покупателей. Сейчас такие вопросы сведены к минимуму, что позволяет значительно повысить качество и скорость сборки, а также улучшить качество обслуживания покупателей, так как продавцов-консультантов больше не отвлекают от общения с клиентами.
Рывок в онлайн
То ли провидение, то ли просто удача сопровождала нас в этой разработке. Но когда грянула пандемия и первый локдаун в 2020 году, адресное хранение неожиданно стало той палочкой-выручалочкой, с помощью которой мы смогли быстро адаптироваться к работе в режиме «даркстор». Сотрудники продолжали выходить на работу и занимались исключительно сборкой онлайн-заказов. Еще вчера продавцу-консультанту нужно было ориентироваться только в своем отделе, а вдруг, в один момент — во всех 15 отделах.
Посещаемость интернет-магазина и, соответственно, количество онлайн-заказов выросли в 10 раз. Скорость и качество сборки в магазинах, где уже было организовано адресное хранение, оказались на 20% выше, чем в магазинах (на сравнимых площадях), где его не было. Более того, эти магазины стали лидерами в своих регионах.
На данный момент уже более 80 магазинов подключены к системе адресного хранения, и процесс активно продолжается.
Поскольку статистика по обработке онлайн-заказов доступна для всех магазинов в регулярных отчетах, к нам все чаще стали обращаться с просьбой внедрения системы АХ. Еще до принятия решения о «роллауте» на всю сеть продукт был внедрен в более чем 20 магазинах по инициативе самих сотрудников. Так решение, проверенное в тяжелейших условиях, было решено масштабировать на всю сеть.
Планы и перспективы
На данный момент уже более 80 магазинов подключены к системе адресного хранения, и процесс активно продолжается.
В «бэклоге» этого направления — большой запас идей, в том числе внедрение технологий голосового комплектования и дополненной реальности. В ближайшее время мы приступим к исследованиям и в этих областях.
Кроме того, планируем начать транслировать адреса хранения нашим покупателям — как в мобильном приложении, так и на сайте магазинов. Это нужно для еще более быстрого нахождения нужного товара без помощи сотрудников магазина. Также в планах построение максимально оптимизированного маршрута по магазину для сотрудников при сборке заказов.
Сергей Миронов,
UX-дизайнер «Леруа Мерлен».
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...