Импортозамещение софта с помощью подрядчиков – опыт Х5 Group
Руслан Ахтямов, директор по стратегии и сооснователь Napoleon IT.
На примере сотрудничества Х5 Group и Napoleon IT расскажем, как разрабатываются и внедряются отечественные аналоги инновационного оборудования и софта.
Разрабатываем собственный софт
Х5 Group — один из немногих ритейлеров, кто начал разрабатывать свой собственный софт еще до начала активизации импортозамещения. В 2018 году Х5 Group запустила пилот с мировым лидером направления самообслуживания NCR. Однако, стоимость лицензии была очень высокая, при этом софт трудно было адаптировать под себя, а любая доработка из-за сложности процессов и коммуникации затягивалась по времени. Кроме того, задача была перейти на собственные КСО (кассы самообслуживания).
Поэтому в 2019 году в Х5 Group приняли решение разработать собственный Self-scan софт для сканеров и обратиться к аутсорс-подрядчику Napoleon IT для создания MVP.
Выбор был обоснован: на тот момент компания Napoleon IT имела необходимую экспертизу в создании схожего продукта, который был представлен на StartUp Village в Сколково.
Разработка Napoleon IT — Self-checkout касса и приложение с дополненной реальностью для ритейла. Касса распознает товары не единично по штрихкоду, а целую группу товаров с помощью технологии видеоаналитики.
В интерфейсе Self-checkout кассы можно увидеть, как компьютерное зрение определяет каждый товар с актуальными ценами, в том же интерфейсе можно быстро оплатить всю корзину двумя кнопками. Self-checkout легок в использовании для пользователя.
Napoleon IT вместе с Х5 Group удалось всего за 4 месяца разработать с нуля MVP Self-scan. Позже продукт стал расширяться и наполняться функционалом.
Создание мобильного приложения «Экспресс-скан»
Еще через 5 месяцев после старта проекта Self-scan Napoleon IT и Х5 Group запустили второй пилот с софтом самообслуживания для магазинов торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» в виде инновационного мобильного приложения «Экспресс-скан», которое помогает совершать безопасные и бесконтактные покупки с функцией сканирования товаров и оплаты онлайн, чего на тот момент не было ни у NCR, ни и у многих других конкурентов.
Создание данного продукта было очень актуально и своевременно на тот момент, поскольку в 2020 году началась пандемия коронавируса. Сократить время пребывания в магазине и контакты с другим покупателями — все это было возможно благодаря «Экспресс-скану».
Покупателю достаточно было скачать и зарегистрироваться в приложении, собрать корзину в магазине, сканируя штрих-коды с помощью камеры мобильного телефона. Оплатив покупку в один клик через интерфейс приложения, можно было покинуть магазин с покупками, не вступая в контакт с людьми и избегая задержки на кассе.
Такой продукт оказался выгоднее, чем полномасштабный Self-scan, поскольку для реализации последнего продукта нужно было закупать необходимое оборудование в каждый магазин. Для доступа к мобильному приложению пользователям необходимы были только смартфоны. Это позволило масштабировать систему самообслуживания без закупки оборудования для сканирования товаров.
Первое MVP мобильного приложения «Экспресс-скан» на платформах iOS и Android, а также backend был разработан командой ритейлера в тесном тандеме с Napoleon IT за 3 месяца.
В чем сложность создания мобильного приложения «Экспресс-скан»?
В рамках проекта предстояла интеграция backend приложения с пятью микросервисами, которые параллельно приложению разрабатывались командой X5 Group. Над проектом работали около 100 человек, как от Napoleon IT, так и со стороны ритейлера.
После того, как был согласован путь пользователя и проработаны основные вопросы по функционалу, поэтапно приступили к проектированию интерфейсов и дизайну. Команда Х5 Group разработала архитектуру и спланировала этапы реализации, чтобы обеспечить устойчивость сервиса к высоким нагрузкам.
Чтобы решить вопрос с брендированием дизайна приложения под конкретную сеть, Х5 Group на базе решения Napoleon IT предусмотрела автоматическое переключение интерфейса мобильного приложения в зависимости от магазина, в котором находится покупатель.
Интересной особенностью проекта стало то, что централизованные микросервисы Х5, позволяющие проводить авторизацию или получать данные о товарах разрабатывались параллельно с приложением. Поэтому команда Napoleon IT находилась в тесном сотрудничестве с каждой командой микросервисов, и на каждом этапе проводилось интеграционное тестирование.
Чтобы покупатель увидел в приложении полную информацию о выбранном товаре (состав, вес, страну производства, калорийность и т. д.), командой X5 Group был проделан огромный объем работы по нормализации и систематизации всех справочников в сложносоставных товарных матрицах магазинов. Создали сервис с метаданными и фотографиями товаров, потому что при сканировании человеку удобно увидеть изображение и понятное описание того, что он держит в руках, а не сокращения, принятые в торговой системе.
По итогам разработки, приложение «Экспресс-скан» получило необходимый функционал и было подготовлено вместе с остальной инфраструктурой к первой волне пользователей. После релиза практически каждый день на карте в приложении появлялись новые магазины, подключенные к системе «Экспресс-скан».
К началу 2022 года пилот вышел в ролл-аут по нескольким регионам России. Однако весной 2022 был принято решение изменить процесс и сейчас идет отработка новых подходов на небольшом количестве магазинов.
Читайте также: 5Post разработала и внедрила софт 5BOX для сети постаматов
X5 Group уже видит позитивные результаты запуска приложения:
● Более 180 тысяч установок.
● Свыше 5 тыс. человек еженедельно совершают покупки с помощью «Экспресс-скана», большинство из них — регулярные, и число таких покупателей ежедневно растет.
● Каждый чек, оформленный с помощью нового способа оплаты, экономит не менее минуты работы кассира*
*Данные актуальные на 2021 год
Пятерочка #налету
Следующим совместным проектом стало отдельное мобильное приложение для экспериментального магазина без продавцов «Пятерочка #налету», над которым работали 2 команды от Napoleon IT и собственная команда «Пятерочка #налету» от Х5 Group.
Чтобы быстро импортозамещать в текущей ситуации и создавать собственные уникальные продукты оптимальным решением становится обращение к аутсорс разработке. Опытные подрядчики знают процессы, а необходимый опыт и экспертиза помогут сэкономить бюджет и время IT-отдела заказчика. Такая синергия помогает в сжатые сроки запустить необходимые продукты высокого качества.
Связаться с нами:
Телефон: +7 (800) 444 39 66
Пишите: info@napoleonit.ru
*Реклама ООО «НАПОЛЕОН АЙТИ»
16+
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...