0/5
New Retail 105523, Москва, МКАД, 104-й км, д.8А, оф. 103 + 7 (903) 184-7006 Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап Для одних кризис –– это закрытие бизнеса и экономическая разруха, а для других –– время новых возможностей. Что сейчас происходит на рынке foodtech и почему будущее за доставкой готовых рационов, расскажет Михаил Свободин, Председатель совета директоров компании Foodbasket.
Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап

Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап

Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап
время публикации: 10:00  13 мая 2021 года
Для одних кризис –– это закрытие бизнеса и экономическая разруха, а для других –– время новых возможностей. Что сейчас происходит на рынке foodtech и почему будущее за доставкой готовых рационов, расскажет Михаил Свободин, Председатель совета директоров компании Foodbasket.
Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартапРынок доставки готовых рационов каждый год вырастает в 2 раза. Аналитики отмечают, что пандемия только увеличила динамику роста: по итогам 2020 года его оборот превысил 11 млрд рублей, рынок вырос на 53%. В 2021 году INFOLine прогнозирует 18 млрд рублей, а в следующем – 25 млрд. 

Сейчас доля сервисов доставки готовой еды на food-tech рынке небольшая, но такой динамичный рост дает бизнесу пространство для маневров и масштабирования. Проникновение таких сервисов в повседневную жизнь увеличивается –– это означает, что у людей входит в привычку потребление готовой еды. 

Согласно INFOline лидерами по объему продаж еды через интернет, как и всегда, стали Москва и Санкт-Петербург. 


Что происходит на рынке

Рынок в России сейчас настроен на развитие «tech» части сегмента –– это автоматизирование производственных процессов, повышение удобства платформы, кастомизация и персонализированный подход к аудитории. Сегмент растет, поэтому вопрос «как увеличить производительность и не потерять качество и вкус блюд» стоит довольно остро. 

В целом, количество стартапов, связанных с едой, огромное, но заметных мало. Часто люди пытаются на свои деньги тестировать различные модели. Однако дойти до какого-то заметного масштаба без привлечения дополнительных инвестиций в foodtech среде практически невозможно. 

У нас было желание занять свою нишу на растущем рынке онлайна, digital и e-commerce. По итогам оценки рынка мы увидели, что крупные игроки занимают около 35% рынка, остальные 65% – поделены между мелкими игроками и фактически свободны. Дальше набирали команду. На каждую ключевую функцию бизнеса мы искали людей с опытом ведения foodtech проектов, чтобы минимизировать скорость обучения и увеличить эффективность команды. 

Несмотря на то, что у нас все было готово к запуску: от стратегии развития до контрагентов, инвесторы не готовы были идти в бизнес до тех пор, пока фаундеры не положат свои деньги на стол и не проинвестируют в проект. Изначально мы не хотели вкладывать личные деньги, но пришлось вложить около 4 млн руб. в проект перед стартом продаж. Сам сервис был запущен на деньги фаундеров. Документы со стороны инвесторов о проведении инвестиционного раунда были подписаны уже после. Тогда на этапе Seed-1 нам удалось привлечь 23 млн. рублей. Сейчас для масштабирования мы собираемся привлечь 35 млн рублей. Эта сумма необходима, в первую очередь, для активного маркетинга, обеспечения взрывного роста оборота и привлечения новых клиентов, а также для дальнейшего развития IT системы, мобильных приложений.


Во главе всего – продукт!

Foodtech стартапам зачастую не хватает подтвержденной финансовой модели, так как привлечь инвестиции – это не так уж и сложно, по сравнению с тем, чтобы подтвердить свои перспективы роста, показать правильно выстроенную unit-экономику и заставить инвестора в это поверить. 

При создании стратегии важно понимать, насколько ваш продукт или услуга нужны клиенту. Есть, конечно, кейсы, у которых появляются инновационные решения, но тогда вы становитесь пионером и в дальнейшем будете вынуждены «навязывать» эту услугу потребителям. Если вы к этому не готовы, то нужно смотреть на нынешнюю ситуацию на рынке и попытаться выявить то, чего там не хватает. 

Важно понимать, что сейчас век высоких технологий, и внедрять традиционные решения довольно опрометчиво. Например, постепенно магазины шаговой доступности заменяются услугами доставки on-demand – это уже происходит в крупных городах. Пока непонятно, что будет происходить в регионах, где покупательская способность и плотность населения ниже. Скорее всего, там сохранится классический формат ритейла еще ближайшие несколько лет.

Людям сложно внедрять в обиход новые привычки, поэтому вопрос потребительской инертности является довольно актуальным, особенно для маленьких сервисов. По нашей статистике, в среднем люди проводят заказ через 2 недели после того, как узнали о деталях и особенностях сервиса. Если для нашего сервиса это не критично, так как у нас плановое производство, то для других этот временной перерыв может оказаться убийственным.

Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап


Почему инвесторам интересны foodtech стартапы

Рынок растет очень быстро (по 50%-70% ежегодно) и он абсолютно далек от насыщения. Он настолько большой и разнообразный, что в разных сегментах могут прекрасно сосуществовать множество крупных конкурентов, при этом оставляя возможности и для нишевых компаний, работающих со специфическими запросами. Где есть растущий рынок – там есть деньги, это в первую очередь и привлекает инвестора. Наиболее большой растущий сегмент рынка фудтех — доставка. 

Современный формат жизни в больших городах с их постоянными пробками, отсутствием свободного времени, располагает к тому, что тенденция будет сохраняться еще много лет, и главная причина очевидна — людям это удобно. Когда в экономике дела идут хорошо, инвесторы обычно рассматривают потенциал роста компании, как один из наиболее важных критериев для принятия решения об инвестициях. В жесткой рыночной ситуации в кризисное время рентабельность, выход в безубыточность становится более важным критерием при оценке потенциальных кандидатов для инвестиций. Если кризис на рынках будет продолжаться долго, инвесторы не захотят вкладывать деньги в проекты, которые постоянно приносят убытки. Поэтому, одним из ключевых критериев является реалистичная оценка будущих потребностей компании в финансировании, т.е. сколько денег необходимо для достижения положительного денежного потока.

Также инвестиционные оценки проектов в глазах инвесторов, вероятно, будут ниже, чем в докризисные времена, что отражает новые рыночные условия, в которых все оказались. Найти инвестиции сможет проект с адекватной оценкой, основанной на реалиях, а не на заоблачных ожиданиях. 

Например, наш сервис надстроен в виде маркетплейса для интеграции сторонних сервисов с едой –– неутилизированные производства, кафе рестораны, ритейлеры с собственным производством, конкурирующие сервисы. Сейчас мы запустили свою курьерскую доставку в Санкт-Петербурге. В Москве используем стороннюю службу для утренней доставки и собственных курьеров в определенных районах Москвы для вечерней доставки. 

Со старта нам удалось выстроить положительную unit-экономику, что позволило компании вырасти за 5 месяцев, когда обычно это занимает не менее 3-х лет. Когда проект за полгода выходит на точку безубыточности, для инвесторов это возможность зарабатывать. 


Куда движется Foodtech после пандемии

Согласно опросам, ⅔ людей терпеть не могут готовку, кроме того, в мусорку отправляется до 25% продуктов, на закупку которых также тратились время и деньги. Отсюда стабильный спрос на сервисы доставки еды, следовательно, постоянно растущий рынок. После пандемии эта ситуация вряд ли изменится. Текущий год полностью изменил модель поведения пользователей: доставка еды и продуктов превратилась в повседневный инструмент экономии времени. 

Мы, например, летом планируем нарастить клиентскую базу и выручку, чтобы покрывать постоянные и текущие расходы. Также хотим сохранить бюджет, чтобы каждый месяц бизнес мог развиваться на собственные средства. Готовимся к привлечению инвестиций для развития трех основных направлений: IT-инфраструктура (модернизация мобильных приложений, сайта и внутренних систем обмена данных), повышение узнаваемости бренда и создание собственного распределительного центра. А к концу года готовимся к проведению инвестиционного раунда A, что даст возможность масштабироваться на новые рынки сбыта крупных городов СНГ и Европы и через 2-3 года попасть в тройку лидеров по рынку. 



Читайте также: Исследование: основные тренды российского и мирового рынка FoodTech




Если говорить о тенденциях и направлениях роста. Сейчас в foodtech сегменте можно выделить несколько трендовых векторов развития:

Состав продуктов. Люди стали больше обращать внимания на то, чтобы еда, которую они едят, относилась к категории здорового питания, на ее состав и место производства. Наибольшую популярность набирают фермерские продукты с местных производств.

Завтраки. Раньше завтрак не был обязательным приемом пищи. Сейчас же он становится чуть ли не основным. Сейчас довольно активно появляются проекты, ориентированные лишь на завтраки: людям нравятся яйцо пашот с авокадо на домашнем хлебе.

Наборы для готовки. Людям удобно приобретать zero-waste наборы, когда ты берешь только то, что тебе нужно и готовишь выбранное блюдо, то есть не остается продуктов, которые потом испортятся и выкинутся.
 
Персонализированное питание. Такая потребность была всегда, но раньше сервисы не могли этого обеспечить с технической и производственной. Любые массовые услуги подразумевают какое-то усреднение и отсутствие индивидуального подхода. Сейчас ситуация изменилась: компании стараются ориентироваться на индивидуальные запросы своей аудитории и максимально разнообразить рацион.

Big data. Здесь речь идет об изучении поведенческого спроса, его прогнозирования, поиска мест дислокации клиентов с высоким спросом.

Разработка умных устройств. На рынке все чаще можно встретить умные холодильники, курьеров-роботов. Но развитие этого направления находится в зачаточном состоянии и будет длиться не один год.

Автоматизация производства. С точки зрения производства сегмент нуждается в автоматизации: это различные девайсы, упаковочное и производственное оборудование, которые смогут в достаточном количестве и качестве производить разные виды продукции. 

Стоит также отметить, что сейчас рынок больше смотрит в сторону внедрения новых технологических решений. Опять же, рынок растет бешеными темпами и нуждается в автоматизации процессов. Вследствие этого растут инвестиции в  роботизацию процессов для foodtech, а также в производство и фермерство, что подтверждают исследования Dealroom и фонда Five Seasons Venture.

Таким образом сейчас в foodtech сфере много привлекательных направлений для развития. Инвесторы это видят и ловят волну.

Михаил Свободин, 
Председатель совета директоров компании Foodbasket.

Для New Retail 


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности