0/5

Маркировка 2020: простыми словами о сложных вопросах

Маркировка 2020: простыми словами о сложных вопросах
время публикации: 09:00  15 июля 2020 года
Проект по обязательной маркировке товаров продолжает развитие. С 1 июля 2020 года к списку товаров, подлежащих обязательной маркировке, присоединились обувь, табачная продукция и лекарства. Несмотря на то, что проект поэтапно реализуется достаточно давно, вопросы у рынка остаются.
Маркировка 2020: простыми словами о сложных вопросахТимур Артемьев,  руководитель направления по решениям складской логистики Softline.

Цифровая маркировка товаров, которую с 2019 года начали планомерно внедрять в России, становится одним из важнейших инструментов борьбы с контрафактной продукцией. Уже с 1 июля 2020 года маркировка стала обязательной для табака, обуви и лекарств. А к 2024 году планируется, что в стране будет маркироваться любая продукция.


Зачем маркировать?

Необходимость в тотальной маркировке товаров назревала давно. В условиях свободного рынка в России на прилавки ежедневно попадает большое количество поддельной продукции. Недобросовестные производители, которые не имеют лицензий и не платят налоги, не проходят государственные проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве.

Некачественные товары неизвестного происхождения не только наносят ущерб государственному бюджету и участникам рынка, но могут и принести вред здоровью потребителей. Например, когда речь идет о поддельных лекарственных средствах. Согласно данным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) примерно каждый десятый продукт медицинского назначения является фальсифицированным. Эта проблема затрагивает все регионы мира, а на фоне пандемии короновируса поддельные лекарства получают все большее распространение в развивающихся странах.

Для защиты рынка и потребителей, государство создало систему обязательной маркировки и прослеживания товаров, получившую название «Честный ЗНАК». Оператором системы стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).


Честный ЗНАК

Маркировка – это нанесение на товар контрольно-идентификационного знака (КИЗ). В настоящий момент кодом маркировки является 2D штрих-код Data Matrix. Работа системы «Честный ЗНАК» предполагает, что все товары, которые производятся или продаются на территории России, должны быть отмечены данным кодом-меткой. Каждый код Data Matrix уникален и защищен от подделывания российскими технологиями криптографии. Его может создать только единый оператор маркировки ЦРПТ.

Маркирует и вводит товар в оборот производитель – запрашивая цифровые коды в системе «Честный ЗНАК», он обязан нанести их на каждую товарную единицу. Поставщики и импортёры сверяют код и передают информацию в систему «Честный ЗНАК», когда получили товар и когда его продали. Продукция, ввозимая из-за рубежа, должна быть промаркирована до пересечения границы.

Приглашаем на онлайн-круглый стол «Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять»

Следующий шаг − размещение товара в магазине: все товары сканируются и выставляются на полках. Информация о принятии товара также поступает в систему. В момент продажи метка товара фиксируется в онлайн-кассе и ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл из оборота. Продавцы также могут заказать цифровой код для маркировки товарных остатков.

В каждом коде Data Matrix зашифрована уникальная информация о товарной единице, которая при регистрации заносится и хранится в ЕГИАС. Код, как уже было сказано, сканируют на всех этапах передвижения товара, что делает его путь от создания до размещения на прилавке абсолютно прозрачным.  Войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение) и считав код, можно узнать информацию о производителе, месте, дате, времени производства, сроке годности, потребительские характеристики и др.

Маркировка 2020: простыми словами о сложных вопросах
 

Новые законы, новые задачи

Стоит отметить, что крупные игроки рынка, в порядке эксперимента, начали «обкатывать» систему «Честный знак» еще раньше. По такому пути пошел, например, российский ритейлер «Магнит», став одной из площадок для пилотирования системы в прошлом году.

Перед другими участниками рынка, кто не имел возможности или не успел озадачиться вопросом маркировки до этого момента, сегодня остро встает вопрос организации сложных инфраструктурных решений и их интеграции с операционными процессами бизнеса.

При этом необходимо учитывать, что маркировка — это не один, а совокупность различных бизнес-процессов. Поэтому решения, создаваемые в рамках новой практики: оборудование и ПО должны закупаться и интегрироваться как единое информационного решение.

Для производителей товаров один из ключевых этапов в этом процессе, но в то же время один из наиболее сложных – развертывание программно-аппаратных решений по сериализации (нанесение маркировки на разные виды упаковки) и агрегации на конвейерных линиях. Запуская проекты по маркировке, многие компании сталкиваются именно со сложностями в поставках и интеграции современного оборудования для нанесения штрих-кодов и агрегации упаковки.

Кроме этого всем участникам рынка нужно решить ряд задач для автоматизированной работы с кодами маркировки: подбору оборудования, распознающего 2D кодировку для считывания Data Matrix, автоматизацию касс и подключение к ОФД, организацию электронного документооборота (ЭДО) и др.

Для подключения к системе ЭДО производители, поставщики и продавцы товаров должны иметь электронную цифровую подпись. Обмен передаточными документами (УПД) осуществляется в электронном виде.

Основная нагрузка при внедрении системы маркировки ложится на склад, где происходит фиксация каждой единицы продукции при приемке и отгрузке. Соответственно, требования к учету на складе повышаются, появляются дополнительные операции. Для эффективной работы с системой цифровой маркировки WMS предприятия должна иметь расширенный функционал бизнес-процессов, который позволяет не только учесть все требования закона, но и адаптировать их под специфику работы конкретного склада. Основные изменения будут касаться функционала учета, фиксации КИЗов и SSCC (серийных кодов транспортной упаковки).




Читайте также: Эксперт объяснил, как покупать маркированную обувь в зарубежных интернет-магазинах




Маркировка: сложно или просто?

Запуская проекты по маркировке у предприятий есть два пути их реализации: привлекать только разработчиков ПО, автоматизирую процессы по сериализации и агрегации самостоятельно, либо воспользоваться готовым решением «под ключ», передав все функции профильными ИТ-компаниями.  

Стоит отметить, что, организуя процесс внедрения самостоятельно, у предприятий есть риск сделать его длительным и более затратным, чем привлечение ИТ-консультантов. Особенно при условии неподготовленности персонала к работе над таким большим проектом.

Преимущество работы с ИТ-компаниями, связано как с практикой участия в пилотных экспериментах «обкатывания» системы вместе с ЦРПТ, так и с успешным опытом автоматизации всех бизнес-процессов и внедрением решений «под ключ» у клиентов из других сегментов потребительского рынка, кто уже перешел на маркировку. Речь идет не только о модели «железо + софт», а о комплексном подходе, который помогает упростить процессы и сократить сроки внедрения:  аудит, разработка методологии перехода на новую бизнес-модель, интеграции ИТ-решений по маркировке, в том числе с имеющимися ERP-системой и WMS-системами, системой обучения персонала, техническая поддержка и др. Учет этого опыта позволит сократить в разы сроки внедрения маркировки на предприятии.

* * *

Конечно, в обязательной маркировке есть определенные сложности, но есть и также определенные преимущества: в результате внедрения системы с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, недобросовестно конкурирующие с остальными участниками рынка. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Маркировка позволит компаниям оптимизировать логистику и складские запасы. Предприятия получат доступ в онлайн режиме к данным о движении продукции, статистическим сведениям о географии поставок, сезонности продаж, наладят учет товаров, сократят запасы и смогут эффективнее планировать финансовые показатели своей работы.

Тимур Артемьев, 
 руководитель направления по решениям складской логистики Softline
для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит