0/5

NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году

NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году
время публикации: 10:00  29 мая 2023 года
Эксперты консалтинговой компании NF Group проанализировали динамику инвестиционной активности в торговом сегменте коммерческой недвижимости России. По итогам 2022 года показатель достиг уровня в 40,7 млрд рублей, превысив показатели 2020 и 2021 годов – 16,4 млрд рублей и 21,8 млрд рублей соответственно.
Тем не менее, этот результат все еще ниже показателей допандемийных периодов, которые составляли в среднем 75 млрд рублей. В 2022 году 41% вложений в торговую недвижимость пришелся на Москву и Московскую область, еще 41% – на регионы, 18% – на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В структуре инвестирования в торговую недвижимость лидирующей группой покупателей выступали девелоперы, которые совокупно вложили более 19 млрд руб. или 47% от всех инвестиций в торговую недвижимость.

На втором месте – инвестиционные компании и частные инвесторы с долей в 37% и общим объемом вложенных средств на уровне 15,3 млрд руб. По итогам I квартала 2023 года объем инвестиций в торговые центры составил 5,8 млрд руб. Годовой результат 2023 года, как минимум, превысит 80–90 млрд руб., что станет рекордом с 2017 года по РФ. Ранее такие высокие показатели были только до 2014 года.

Алексей Новиков, управляющий партнер NF Group: «Инвесторы рассматривают торговую недвижимость благодаря ее высокой доходности, которую можно получить за счет пассивного управления. В целом в ритейле есть возможности для увеличения доходности, в том числе, за счет реконцепции объекта и замены якорных арендаторов. На примере сделок по покупке ТЦ “Ярмарка” в Астрахани и ТЦ “Торговый квартал” в Набережных Челнах мы видим, что такие объекты могут быть упакованы в ЗПИФ УК «Парус Управление Активами», при этом Property Management берет на себя УК, а инвесторы будут получать стабильные ежемесячные выплаты дохода от арендного потока с минимальным включением в процессы управления активом. Таким образом, через ЗПИФы в них могут вкладываться разные категории инвесторов». 


Динамика общего объема инвестиций в торговую недвижимость РФ



NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году
Источник: NF Group Research

Среди крупнейших сделок 2022 года с торговыми центрами можно выделить приобретение ГК «Ташир» торгового центра «Шелковый Путь» за 9-10 млрд рублей, а также продажу ТРЦ «Охта Молл» в Санкт-Петербурге (6-8 млрд рублей).

Примеры крупнейших инвестиционных сделок в торговом сегменте в России, 2022 г.

Объект
Регион
Фактический покупатель
Цена, руб
ТЦ «Шелковый путь»
Подмосковье
ГК «Ташир»
9,0-10,0 млрд
ТРЦ «Охта молл»
Санкт-Петербург
Geomare Investsments Limited
6,0-8,0 млрд
ТРЦ «Ярмарка»
Астрахань
Central Properties
4,0-6,0 млрд
ТРЦ «М5 Молл»
Рязань
«Мармакс»
3,0-3,5 млрд
ТЦ «Южный»
Москва
ГК «Основа»
2,8-3,2 млрд
ТРК «Армада»
Оренбург
«Инпром Эстейт»
2,8-3,2 млрд
ТЦ «Торговый квартал»
Набережные Челны
Central Properties
1,5-2,5 млрд
Источник: NF Group Research

По мнению Евгении Хакбердиевой, регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group, если ранее сделки по покупке объектов и земельных участков совершались с целью развития новых проектов, то сейчас они связаны в основном с изменениями в структуре собственников в связи со уходом иностранных собственников и замена их российскими. На данный момент рост инвестиций не ведет к увеличению объемов строительства на рынке торговой недвижимости, однако появление новых инвесторов может привести к дальнейшему развитию этого сегмента.

Если говорить о региональной структуре инвестирования, то в 2022 году 41% вложений в торговую недвижимость пришелся на Москву и Московскую область, еще 41% – на регионы, оставшиеся 18% – на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При этом, для сравнения, в общем объеме инвестиций в тот же период лидировала Москва с долей в 69%, а доля регионов не превышала 10%. Среди регионов РФ наибольший объем инвестиций пришелся на Астрахань (31%) и Рязань (25%). Среди прочих городов, где были реализованы торговые объекты, – Оренбург, Набережные Челны, Тюмень.

Сегментация инвестиций в торговую недвижимость
и общего объема инвестиций по регионам, 2022 г.

Торговая недвижимость Все типы недвижимости
NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году
NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году
Источник: NF Group Research




Читайте также: Торговая недвижимость Москвы в I квартале 2023 года: предложение, вакансии, ставки и тенденции




Основные регионы инвестирования в торговую недвижимость в 2022 году, без учета Москвы и Санкт-Петербурга


NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году

Источник: NF Group Research

В структуре инвестирования в торговую недвижимость лидирующей группой покупателей в 2022 году выступали девелоперы, которые совокупно вложили более 19 млрд рублей или 47% от всех инвестиций в торговую недвижимость. На втором месте – инвестиционные компании и частные инвесторы с долей в 37% и общим объемом вложенных средств на уровне 15,3 млрд рублей.


Структура инвестирования в торговую недвижимость по типу инвесторов, 2022 г.


NF Group: как изменился объем инвестиций в торговую недвижимость в 2022 году

Источник: NF Group Research

В целом, даже учитывая структурные изменения в торговом сегменте, связанные как с пандемией, так и с уходом международных брендов, сегмент все еще остается привлекательным для инвесторов. Несмотря на невысокий результат I квартала, ожидается, что годовой результат превысит показатель прошлого периода, что в общем объеме инвестиций заметно увеличит долю торговой недвижимости.

«На рынке давно не фиксировалось такое количество сделок с торговыми центрами, сколько было заключено в 2022 году. По итогам I квартала 2023 года мы наблюдаем рост интереса к торговому сегменту, что обусловлено дисконтами на объекты, где собственниками выступают иностранные компании, а также тем, что инвесторы готовы направлять свои свободные средства в новые для себя сегменты, чтобы диверсифицировать бизнес. Еще одним фактором повышенного спроса является формирование фондов недвижимости на рынке, которые собирают в портфель разные виды и классы объектов и реализуют эти ЗПИФы», – добавляет Евгения Хакбердиева

Обзор подготовлен аналитиками NF GROUP.
NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит