Новый утильсбор: поддержит производителей или ударит по среднему классу
О готовящихся изменениях в правилах расчета утильсбора стало известно в середине сентября. Сообщение о том, что утильсбор на мощные авто вырастет с нескольких тысяч до 1-2 миллионов рублей, вызвало всплеск спроса на иномарки — россияне бросились покупать их за рубежом и на внутреннем вторичном рынке.
В результате наблюдается рост цен и на новые автомобили, и на авто с пробегом, а на границах образовались очереди из автовозов — желающих купить авто и заплатить утильсбор по старым правилам оказалось слишком много. Минпромторг пошел навстречу потребителям и сдвинул сроки пересмотра тарифов на 1 декабря, чтобы те, кто уже оформил покупку за границей, успели пройти все таможенные процедуры по старым правилам.
Разберемся с тем, зачем Минпромторг решил изменить коэффициенты утильсбора, как будет считаться его размер и как он повлияет на рынок.
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который включен в цену автомобиля. Его задача — заблаговременно покрыть расходы на утилизацию автомобиля в будущем.
Кто и когда уплачивает утилизационный сбор:
— производители на территории России — как российские компании, так и локализованные зарубежные производства;
— дилеры при ввозе иномарок в Россию;
— покупатели, привозящие автомобили из-за рубежа или в том случае, если утильсбор за авто не был оплачен ранее.
Утильсбор не взимается за ввозимые ретроавтомобили — старше 30 лет и официально признанные таковыми, за автомобили беженцев, дипломатических представителей.
Как рассчитывается утильсбор
С 1 августа 2023 года в России действует система расчета утилизационного сбора: базовая ставка умножается на соответствующий коэффициент, который учитывает тип и возраст авто, его массу и объем двигателя. Базовая ставка не меняется, для легковых машин она составляет 20000 рублей. При этом коэффициенты постоянно индексируются, а значит утильсбор регулярно повышается. Но для физических лиц, тех, кто покупает за границей авто для личного пользования, действует льготная ставка — 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. за авто старше трех лет.
Что предлагает Минпромторг
В проекте документа предлагается снять льготы с физлиц, которые приобретают за рубежом автомобили мощностью свыше 160 л.с. с бензиновым двигателем более 3 л или гибриды и электрокары мощностью более 80 л.с. Предполагается, что для таких легковых авто базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность мотора будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.
Фактически, размер утильсбора для физлиц в этих сегментах приравнивается к коммерческому — официальные дилеры уже платят сотни тысяч рублей за импортируемые автомобили.
По данным аналитического агентства «Автостат» 80% автомобилей, ввозимых из Китая и 85% корейских авто — это модели мощностью свыше 160 л.с. Сейчас на них действует льготная ставка утильсбора. «Если базовая ставка не изменится, то размер утилизационного сбора на наиболее популярные у россиян автомобили Kia Sportage, Hyundai Sonata и Toyota RAV4 старше трех лет увеличится до 1 миллиона рублей, — поясняет Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат». — Для новых электрокаров и гибридных автомобилей утилизационный сбор вырастет до 2 миллионов рублей».

@Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)
Зачем нужны новые коэффициенты утильсбора
По словам Министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, повышение утилизационного сбора с учетом мощности транспортного средства направлено на противодействие «серым» схемам ввоза автомобилей, в которых под видом покупки на физлицо привозят машины для перепродажи — в этом случае платится льготный утильсбор. Такими схемами не гнушаются и дилеры.
По словам Алиханова по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% ввезенных автомобилей были оформлены на физических лиц. Нередки случаи, когда такие авто в дальнейшем продаются через дилерские центры. Это сильно искажает рынок и формирует нездоровую конкуренцию для китайских компаний, которые инвестируют в производство своих авто на территории России.
Предполагается, что нововведение ощутимо сократит альтернативный импорт автомобилей. Если коммерческий утильсбор на автомобили от 160 л.с. повысится на 100–200 тыс. руб, то для физлиц он вырастет до 1–2 млн. А значит для «серых» автосалонов сама схема с покупкой за рубежом на физическое лицо, ввозом через третьи страны и растаможкой станет невыгодной.
По мнению Дмитрия Матвеева инициатива Минпромоторга устранит следующие проблемы:
— параллельный импорт утратит актуальность, поскольку эта бизнес-модель не мотивирует автопроизводителей локализовывать производство и снимает с них обязательства по гарантийному обслуживанию;
— приостановится нелегальный импорт, а торговцы, не имеющие возможности и желания обеспечивать сервисное обслуживание на территории РФ после продажи, должны уйти из бизнеса;
— простимулирует производство автомобилей на территории страны и поможет АвтоВАЗу держаться на плаву.
Читайте также: Виртуальный сотрудник, который знает всё: как настроить чат-бота для бизнеса
По кому ударит новый утильсбор
1. Больше всех пострадает довольно большой сегмент покупателей, которые везут из-за рубежа доступные автомобили C и D-класса. В десятку самых популярных авто, которые альтернативными способами ввозят из Китая и Кореи, входят такие марки, как Volkswagen, Honda, Toyota, Kia, Geely. Из премиум-сегмента таким образом в страну прибывают разве что BMW, Audi, Mercedes Benz, но спрос на них вероятнее всего останется на прежнем уровне.
2. Еще одна категория автовладельцев, которым придется пересмотреть выбор — это семьи с двумя и более детьми. В этом сегменте наиболее популярны автомобили с мощностью заведомо больше 160 л.с.: минивэны, надежные кроссоверы или универсалы. Учитывая стоимость таких авто у официальных дилеров, многие семьи вынуждены были ввозить их из-за рубежа по альтернативным схемам.
«Анонсированная корректировка создает системные риски для важного сегмента рынка — семейных автомобилей повышенной мощности, — комментирует Андрей Мякин, заместитель директора ПЭК. — Аналитики фиксируют устойчивый тренд: россияне с детьми массово выбирают автомобили мощностью 160+ л.с., рассматривая их как необходимое условие безопасных и комфортных поездок, особенно в дальних поездках. Возникает парадокс: с одной стороны, государство декларирует поддержку семейной политики, с другой — вводит механизм, ограничивающий доступ к безопасному транспорту для многодетных россиян».
По мнению эксперта рост стоимости владения может спровоцировать два сценария: переход на менее мощные модели либо консервацию текущего парка с увеличением среднего возраста автомобилей. В любом случае автопроизводители теряют заметную часть перспективного сегмента, который динамично рос в последние годы.
3. По предварительным расчетам экспертов минимум вдвое вырастет коммерческий утильсбор на электрокары и гибриды. Это ударит по спросу на популярные в России Zeekr, Lixiang и др. Но, с другой стороны, возможно вырастет спрос на локализованные модели электрокаров.
В целом эксперты прогнозируют и рост спроса на остальные категории автомобилей, которые не подпадают под действие постановления, в том числе на автомобили с пробегом. Вслед за этим вырастет и их стоимость.
Мария Сысойкина
NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
-
Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
-
«Галицкий&Галицкий» в Москве: почему винный проект основателя «Магнита» стоил до...
-
Из «ниши» — в повседневность: как меняется покупатель БАДов и чему это учит фарм...
-
QR-код против NFC: какая технология побеждает в России
-
Ритейл страдает от киберрисков: зачем отрасли нужен F6 Cyber Identity Index






