Новый взгляд на отходы: как ритейлеры работают с фудшерингом?
время публикации: 10:00 17 апреля 2024 года
@Freepic
Пищевые отходы являются серьезной проблемой, которая влияет не только на окружающую среду, но и на глобальную цепочку поставок продуктов питания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации США, треть всех продуктов питания, производимых в мире, теряется или выбрасывается. Чтобы решить эту проблему, различные производители продуктов питания предприняли шаги по сокращению пищевых отходов.
Фудшеринг — это передача в руки нуждающихся пригодных для употребления и безопасных продуктов, которые оказались невостребованными по какой-то причине: подходит к концу срок годности, деформировалась упаковка и т. п.
Зачастую товары, оформленные специально к определенному празднику, например, наборы конфет или чая, могут оставаться в магазинах, если не удается продать их вовремя. Также многие пекарни продают только свежеиспеченный хлеб, который снимают с прилавков, если он не был реализован в течение дня. Однако такой хлеб остается пригодным к употреблению еще два дня.
Примерно треть пищевых отходов приходится на ритейл — в том числе потому, что сейчас розничным сетям дешевле отправить продукты на утилизацию. Если отдавать их благотворительным фондам, нужно заплатить налог. Подвижки в этом направлении появились лишь недавно. Передачу продуктов на благотворительность освободили от налога на прибыль в 20%, а теперь могут убрать и НДС.
В России одной из наиболее известных фудшеринговых организаций является Всероссийский благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь», который основан в 2012 году. Если в 2021 году фонд распределил порядка 6 тыс. тонн продуктов и предметов первой необходимости стоимостью 1,2 млрд рублей, то в 2022 году банк еды «Русь» увеличил объемы помощи до 10 тыс. тонн на сумму 1,8 млрд рублей.
Первым крупным ритейлером, который внедрил фудшеринг, в 2021 году стал «ВкусВилл». В его программе участвуют порядка 30 магазинов, с момента запуска проекта было передано на благотворительность 150 тонн еды. Главным образом это фрукты и овощи, снятые с продажи из-за их внешнего вида. Кроме того, в рамках программы ритейлер передает мучные изделия, чай, кофе, конфеты, шоколад и другие товары.
Проект позволил эффективно использовать продукты и сокращать негативное воздействие на окружающую среду. Распределять продукты помогает АНО «Фудшеринг» — волонтеры забирают продукты для подопечных ежедневно. Бесплатно еду из «Вкусвилла» постоянно получает 2,7 тыс. человек: многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, малообеспеченные люди и бездомные.
В 2022 году «Магнит» также внедрил программу фудшеринга. С тех пор компания передала нуждающимся более 320 тонн продуктов, что помогло около 220 тыс. людям, включая одиноких пожилых, малообеспеченных, многодетных людей, а также находящихся в тяжелом положении. Ритейлер убежден, что такие действия помогают улучшить социальную обстановку и снизить уровень продовольственных потерь.
«Магнит» передает более 300 видов продуктов через «Фонд продовольствия «Русь». В январе компания расширила свою программу фудшеринга, включив в нее непродовольственные товары, такие как бытовая химия, товары для дома, средства личной гигиены и другие.
С тем же фондом запустили сотрудничество в 2022 году и X5 Group. Компания поэтапно развивала пилотный проект, сейчас к нему подключены 40 «Пятёрочек» и «Перекрёстков» и два даркстора. Компания за год до окончания сроков годности передала около 13 тонн пригодных продуктов, которые распределились среди 26 тыс. людей. В части экологии также наблюдалась эффективность: в среднем списания по категории хлеба сократились на 25% с каждого участвующего магазина, а с даркстора — около 40% по передаваемым продуктам.
@Freepic
Читайте также: Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России
Анализ ведущих ритейлеров, таких как Х5 Group, «Магнит», «Вкусвилл», «Лента», Metro и другие, в конце 2022 года выявил основные причины замедленного развития фудшеринга в России. Во-первых, торговые сети отметили, что для них более выгодно утилизировать продукты, так как фудшеринг оценивается в 2–3,5 раза дороже из-за необходимости уплаты входящего НДС.
Во-вторых, внедрение фудшеринга требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, что влечет за собой дополнительные расходы. И, наконец, на данный момент бизнес и власти склонны воспринимать фудшеринг скорее, как благотворительность, а не как инструмент замкнутой экономической системы.
В заключение, пищевые отходы являются серьезной проблемой, которая влияет на окружающую среду и глобальную цепочку поставок продуктов питания. В глобальном смысле фудшеринг сводится к созданию инфраструктуры внутри магазина для сбора продуктов с истекающим сроком годности, обучению персонала и разработке эффективной логистики для передачи продовольствия нуждающимся людям. И российские компании пока, к сожалению, даже не на середине этого пути.
Почти треть всех производимых продуктов питания на Земле утилизируются, при этом опять же треть всех пищевых отходов приходится на ритейл. Решить проблему таких потерь и углеродного следа может фудшеринг – передача продуктов нуждающимся и незащищенным группам граждан. Как фудшеринг развивается в России, и что тормозит его более активное внедрение?
Пока передача продуктов нуждающимся, к сожалению, обходится торговым сетям дороже утилизации, рассказывает ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс» Елена Корецкая.Пищевые отходы являются серьезной проблемой, которая влияет не только на окружающую среду, но и на глобальную цепочку поставок продуктов питания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации США, треть всех продуктов питания, производимых в мире, теряется или выбрасывается. Чтобы решить эту проблему, различные производители продуктов питания предприняли шаги по сокращению пищевых отходов.
Что такое фудшеринг, и как он работает?
Фудшеринг — это передача в руки нуждающихся пригодных для употребления и безопасных продуктов, которые оказались невостребованными по какой-то причине: подходит к концу срок годности, деформировалась упаковка и т. п.
Зачастую товары, оформленные специально к определенному празднику, например, наборы конфет или чая, могут оставаться в магазинах, если не удается продать их вовремя. Также многие пекарни продают только свежеиспеченный хлеб, который снимают с прилавков, если он не был реализован в течение дня. Однако такой хлеб остается пригодным к употреблению еще два дня.
Примерно треть пищевых отходов приходится на ритейл — в том числе потому, что сейчас розничным сетям дешевле отправить продукты на утилизацию. Если отдавать их благотворительным фондам, нужно заплатить налог. Подвижки в этом направлении появились лишь недавно. Передачу продуктов на благотворительность освободили от налога на прибыль в 20%, а теперь могут убрать и НДС.
В России одной из наиболее известных фудшеринговых организаций является Всероссийский благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь», который основан в 2012 году. Если в 2021 году фонд распределил порядка 6 тыс. тонн продуктов и предметов первой необходимости стоимостью 1,2 млрд рублей, то в 2022 году банк еды «Русь» увеличил объемы помощи до 10 тыс. тонн на сумму 1,8 млрд рублей.
Поделись с нуждающимся
Первым крупным ритейлером, который внедрил фудшеринг, в 2021 году стал «ВкусВилл». В его программе участвуют порядка 30 магазинов, с момента запуска проекта было передано на благотворительность 150 тонн еды. Главным образом это фрукты и овощи, снятые с продажи из-за их внешнего вида. Кроме того, в рамках программы ритейлер передает мучные изделия, чай, кофе, конфеты, шоколад и другие товары.
Проект позволил эффективно использовать продукты и сокращать негативное воздействие на окружающую среду. Распределять продукты помогает АНО «Фудшеринг» — волонтеры забирают продукты для подопечных ежедневно. Бесплатно еду из «Вкусвилла» постоянно получает 2,7 тыс. человек: многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, малообеспеченные люди и бездомные.
В 2022 году «Магнит» также внедрил программу фудшеринга. С тех пор компания передала нуждающимся более 320 тонн продуктов, что помогло около 220 тыс. людям, включая одиноких пожилых, малообеспеченных, многодетных людей, а также находящихся в тяжелом положении. Ритейлер убежден, что такие действия помогают улучшить социальную обстановку и снизить уровень продовольственных потерь.
«Магнит» передает более 300 видов продуктов через «Фонд продовольствия «Русь». В январе компания расширила свою программу фудшеринга, включив в нее непродовольственные товары, такие как бытовая химия, товары для дома, средства личной гигиены и другие.
С тем же фондом запустили сотрудничество в 2022 году и X5 Group. Компания поэтапно развивала пилотный проект, сейчас к нему подключены 40 «Пятёрочек» и «Перекрёстков» и два даркстора. Компания за год до окончания сроков годности передала около 13 тонн пригодных продуктов, которые распределились среди 26 тыс. людей. В части экологии также наблюдалась эффективность: в среднем списания по категории хлеба сократились на 25% с каждого участвующего магазина, а с даркстора — около 40% по передаваемым продуктам.
@Freepic
Читайте также: Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России
Что тормозит развитие фудшеринга в России?
Анализ ведущих ритейлеров, таких как Х5 Group, «Магнит», «Вкусвилл», «Лента», Metro и другие, в конце 2022 года выявил основные причины замедленного развития фудшеринга в России. Во-первых, торговые сети отметили, что для них более выгодно утилизировать продукты, так как фудшеринг оценивается в 2–3,5 раза дороже из-за необходимости уплаты входящего НДС.
Во-вторых, внедрение фудшеринга требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, что влечет за собой дополнительные расходы. И, наконец, на данный момент бизнес и власти склонны воспринимать фудшеринг скорее, как благотворительность, а не как инструмент замкнутой экономической системы.
В заключение, пищевые отходы являются серьезной проблемой, которая влияет на окружающую среду и глобальную цепочку поставок продуктов питания. В глобальном смысле фудшеринг сводится к созданию инфраструктуры внутри магазина для сбора продуктов с истекающим сроком годности, обучению персонала и разработке эффективной логистики для передачи продовольствия нуждающимся людям. И российские компании пока, к сожалению, даже не на середине этого пути.
Елена Корецкая,
ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс».
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...