0/5
Обзор GfK: влияние коронавируса на глобальный и российский рынок бытовой техники и электроники

Обзор GfK: влияние коронавируса на глобальный и российский рынок бытовой техники и электроники

Обзор GfK: влияние коронавируса на глобальный и российский рынок бытовой техники и электроники
Аналитическая компания GfK является глобальным экспертом по рынку бытовой техники и электроники и мониторит как розничные продажи категорий, так и состояние дистрибуции. Специалисты компании проанализировали то, как коронавирус и связанные с ним сложности отражаются на глобальном и российском рынке БТиЭ.
На протяжении последних нескольких недель бизнес напряженно следит за ситуацией с коронавирусом. И недавние новости о том, количество новых заражений в Китае пошло на спад, что появилось больше выздоровевших, что Apple вновь открывает 29 из 42 китайских магазинов, а производственные площадки намерены возобновить работу, давали надежду на то, что значительного влияния COVID-19 на рынок потребительских технологий и ритейл удастся избежать. Но эпицентр пандемии переместился в Западную Европу, и очаги проблем возникли уже на других рынках и производственных площадках. 

Так, Samsung и LG пришлось временно закрыть завод мобильных устройств в Южной Корее из-за вспышки коронавируса, а во Вьетнаме Министерство торговли предупредило о возможных проблемах в цепочках поставок, которые задержат производство смартфонов. 


Влияние COVID-19 уже заметно на мировом рынке дистрибуции

Аналитическая компания GfK является глобальным экспертом по рынку бытовой техники и электроники и мониторит как розничные продажи категорий, так и состояние дистрибуции – на основе данных дистрибуторской панели GfK на еженедельной основе отслеживает продажи дистрибуторов розничным продавцам и реселлерам. И последствия закрытия отдельных регионов в Италии и дальнейшего распространения заражений в целом ряде стран уже достаточно сильно влияют на цепочки поставок и рынки сбыта.

Италия, как одна из наиболее пострадавших от коронавируса стран в Европе, демонстрирует заметное сокращение объемов дистрибуции техники. Так, за 5-8 недели года этот рынок в Италии сократился в среднем на –9%, что привело к снижению продаж на 828 600 единиц по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В других европейских странах, таких как Великобритания и Франция, видна та же тенденция в объемах дистрибуции, но в меньшем масштабе: –4% и –2% соответственно.

Основной вклад в негативную динамику дистрибуции вносит ИТ-сегмент рынка бытовой техники и электроники. Для рынка мобильных устройств тенденция к снижению объемов дистрибуции еще не была столь заметна по итогам 5-8 календарной недели. По-видимому, дистрибьюторы продолжают работать на старых запасах, а спрос со стороны розницы и реселлеров пока даже выше, поскольку они запасаются в ожидании того периода, когда возможный дефицит из-за приостановки производств настигнет розничный рынок.

Хотя накопленные запасы могут смягчить последствия коронавируса, все же приостановка производств и логистические ограничения (например, невозможность погрузить / выгрузить товары на суда, отмена рейсов) уже сейчас имеют последствия. Так, объемы дистрибуции на глобальном уровне за 5-8 недели 2020 года сократились на -5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот эффект особенно заметен в странах Западной Европы, где за тот же период объемы упали на -8%. В абсолютных цифрах это означает, что за 5-8 календарную неделю 2020 г. товаров было отгружено на 10,4 миллиона единиц меньше. В то же время цены на глобальном уровне выросли в среднем примерно на 19%.

Стоит отметить, что волна от негативных трендов в дистрибуции еще не докатилась до розницы. Если посмотреть на еженедельные данные GfK по розничным продажам на крупнейших европейских рынках, то в период 5-8 недели не было никаких признаков изменений в динамике. Колебания от + 1,6% до -3,5% находятся в пределах обычной нормы, и обусловлены они сезонными акциями, запусками, изменениями цен и т. д. Главный вопрос сейчас – когда «засуха» в цепочках поставок достигнет ритейл-рынка, и как отразится на спросе?

Обзор GfK: влияние коронавируса на глобальный и российский рынок бытовой техники и электроники


Значительного падения электронной коммерции из-за вируса не произошло

То, как в период острой эпидемиологической ситуации развивался рынок бытовой техники и электроники в Китае, может дать ключ к пониманию, что может происходить со спросом на других рынках, если их затронет эпидемия.

Когда на неделе с 20 января закрылся Ухань, люди стали меньше появляться на улице, а трафик в китайском офлайн ритейле рухнул. В последующие три недели падение продаж в офлайн магазинах в ключевых категориях (смартфоны, ноутбуки, телевизоры и холодильники) достигало 80%. Это означает, что в обычных розничных магазинах в закрытых из-за карантина районах Китая продажи практически не осуществлялись. Точки работали только в регионах, которые ситуация с вирусом не затронула.

Интересно посмотреть, как ситуация с вирусом может повлиять на баланс между онлайн и офлайн продажами. Вот пример Китая.

Потребители продолжили покупать технику в онлайне. Похоже, люди не так уж и паникуют, хотя в острый период эпидемии избегают покидать свои дома.
Потребители интересуются новыми запусками. Новые продукты, появившиеся на рынке Китая в «острый» период, привели к значительным скачкам продаж, в частности, в категории ноутбуков. Но «урожай» достался электронной торговле. Это означает, что интерес к электронным новинкам сохраняется, несмотря на самоизоляцию населения.

Категории бытовой техники, где важен тактильный опыт, могут пострадать в большей степени. Если потребитель не имеет возможность получить физический контакт при выборе, то информации о «захватывающих новых функциях» оказывается недостаточно. И если нет срочности (например, замена устройства при его поломке), потребитель откладывает покупку, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Теперь мы знаем, что для ряда категорий необходимость личного контакта – ключевой момент.


Будут ли потребители откладывать большие покупки, и что это означает для оставшейся части 2020 года?

Мы ожидаем, что вспышка COVID-19 повлияет на все сектора рынка TCG в Китае. Больше всего по итогам первой половины года просядут сектора крупной бытовой техники, фототовары и телекоммуникации.

Прогнозируется, что после ожидаемого снижения на -18% в первой половине 2020 года, во второй половине года мы увидим небольшой отскок в плюс на уровне 6%. В целом, в настоящее время мы прогнозируем, что по итогам всего года общее снижение оборота составит порядка 6%. Тем не менее, мы должны помнить, что это всего лишь временный спад, который не меняет общих ожиданий роста рынка техники в Китае в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Наблюдая за ситуацией в Китае, можно сказать, что влияния коронавируса на глобальный рынок бытовой техники и электроники избежать не удастся. Как в силу значимости Китая для глобальных продаж, так и из-за того, что рынок Китая теперь не единственный, где на карантин закрылись большие территории.

В ближайшее время последствия коронавируса начнут отражаться и на ритейле.

Как только засуха в цепях поставок начнет сказываться на ритейлерах, они неминуемо поднимут цены, чтобы выжать максимум из имеющегося товарного запаса. И скидок будут предлагать меньше, чтобы не потерять маржу и минимизировать влияние эпидемиологической ситуации на годовую прибыль.

Поскольку зависимость от цепей поставок может быть очень разной и по брендам, и по сегментам, и по регионам, то сейчас особенно важно быстро принимать решения по оптимизации ассортимента и продуктовой матрице. С каждой неделей будут появляться новые признаки влияния состояния дистрибуции на ритейл, и принимать решения придется очень быстро.




Читайте также: COVID-19: как покупатели готовятся к пандемии?




Тренды российского рынка

В России по состоянию на десятую неделю 2020 года в отличие от европейских и азиатских рынков мы не видим аномалий в трендах развития дистрибуторского и розничного каналов сбыта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отгрузки дистрибуторов розничным игрокам пока что происходят в привычном режиме. В рознице же начало 2020 года ключевые продуктовые группы бытовой техники и электроники встретили ростом в +7.5% (в шт.). Такая динамика объясняется не столько ростом спроса в 2020 году, сколько слабыми результатами начала прошлого 2019 года, которые отмечались на волне вступления в силу новой ставки НДС 20%. А вот на десятой неделе 2020 года темпы роста рынка были слабее, что в свою очередь связано не с ситуацией вокруг коронавируса в этом году, а с высокими продажами накануне женского праздника в 2019 году.     

Также не отмечается резких изменений в балансе онлайн и офлайн каналов, несмотря на волну обеспокоенности из-за новостей о COVID-19. Безусловно, онлайн - растущий канал сбыта, однако, если взглянуть, например, на долю онлайн-продаж в ключевых продуктовых группах рынка ИТ, то за первые два месяца 2020 года она составила 33% против 31% в 2019 году. Плавность этого роста подтверждается данными и на недельном уровне.

В целом, пока что влияние COVID-19 на цепочку поставок отечественного рынка бытовой техники и электроники незаметно. Однако, данные за последующие недели, могут внести свои коррективы в оценку ситуации.

Обзор GfK: влияние коронавируса на глобальный и российский рынок бытовой техники и электроники

В группе «М.Видео-Эльдорадо», крупнейшей российской розничной компании по торговле электроникой и бытовой техникой, входящей в Группу САФМАР Михаила Гуцериева  подтверждают, что значимых изменений в цепочках поставок не наблюдается. 

«Мы имеем достаточно стока, распределённого по всей стране, чтобы обеспечить текущий спрос с учётом текущих рыночных факторов, – отмечают в пресс-службе компании. При этом цены на ассортимент не изменились, а распродажи и акции проходят в плановом режиме». 

В компании наблюдается рост трафика, сопоставимый с динамикой первых месяцев прошлого года, а также значительный рос онлайн-заказов. Продажи по отдельным категориям показывают двузначный рост. Спросом пользуются ТВ с диагональю выше 40 дюймов и крупная бытовая техника в высоких ценовых верхних ценовых сегментах, популярными также традиционно остаются и флагманские модели смартфонов. Для качественного и своевременного обслуживания покупателей компания привлекает дополнительные кадровые ресурсы.  

Усиливают курьерский состав и в «Ситилинке», об этом New Retail  рассказал Олег Пчельников, директор по закупкам «Ситилинк». Компания отмечает повышение спроса в сегменте B2C.

«Выросли продажи товаров длительного пользования (крупная бытовая и встраиваемая техника, телевизоры) и для удаленной работы (ноутбуки, наушники и гарнитуры). Активизировался спрос на смартфоны Apple.  Для обеспечения своевременной доставки мы привлекаем внешних логистических операторов и организуем работу курьеров в несколько смен», – рассказали в «Ситилинке». 

В компании заверили, что риска возникновения товарного дефицита нет. На складах и в магазинах достаточное количество товаров для обеспечения спроса в течение ближайших двух месяцев,  на минувшей неделе партнеры ритейлера в Китае подтвердили, что начинают отгрузки в штатном режиме. В компании прогнозируют скорую нормализацию ситуации на рынке бытовой техники и электроники. 

Если покупатели ГК «М.Видео-Эльдорадо» активно скупают широкоэкранные телевизоры, то в сети магазинов электроинструмента «220 Вольт» аудитория переключилась на покупку перфораторов. 

«Удаленная работа освобождает время, которое тратилось на дорогу, обед и прочее. Многие граждане используют его для домашних дел. Анализируя покупки в «220 Вольт» можно с уверенностью сказать, что значительная часть населения решила заняться ремонтом, и у многих карантин будет со звуком перфоратора», – рассказал Алексей Фёдоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт».

По его мнению, главным итогом коронавирусной инфекции для бизнеса станет доработка процессов логистики и доставки: «поскольку большинство ритейлеров омниканальны, коронавирус переориентировал маркетинговые активности именно в онлайн. А логистика сейчас, это не cost, это часть маркетинга. Поэтому очевидным видится усиление именно этого звена интернет-коммерции».

* * *

Комментарии топ-менеджеров и представителей крупнейших российских компаний в сегменте торговли электроникой и бытовой техникой показывает умение российского ритейла работать с запасами и предугадывать спрос, а также оперативно реагировать на вызовы и негативные экономические сценарии. 

New Retail


время публикации: 10:00  20 марта 2020 года
0
Теги: анализ рынка , коронавирус


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

МД Аудит - 4
Реклама на New Retail. Медиакит
Карта Рынка - Каталог открыт + IML
Реклама на New Retail. Медиакит