0/5

Опасная высота: почему кинотеатры и детские игровые зоны размещают на верхних этажах ТЦ?

Опасная высота: почему кинотеатры и детские игровые зоны размещают на верхних этажах ТЦ?
время публикации: 10:00  29 марта 2018 года
Трагедия в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», которая унесла жизни 64 человек, снова заставила общество задуматься над вопросами, многие из которых, к сожалению, по-прежнему носят риторический характер.
И речь не только о том, что в городском центре массового скопления людей были нарушены все возможные меры безопасности, а люди, профессиональной обязанностью которых является забота о здоровье и жизни людей, в очередной раз не смогли четко среагировать на чрезвычайную ситуацию. 

Снова возник вопрос о противоречии, которое заложено в структуру любого крупного торгово-развлекательного центра. 

Почему самые слабые, самые беззащитные, самые отвлеченные от действительности люди – дети – оказываются на верхних этажах гигантского здания, быстро покинуть которые у них нет ни сил, ни логики, ни скорости? И почему детские центры и кинотеатры располагаются именно здесь?

При этом если на начальном этапе развития развлекательной составляющей торговых центров эти зоны были ограничены катком и достаточно компактными игровыми клубами, сейчас они представляют собой гигантские лабиринты, до отказа наполненные аттракционами. И в этих условиях не представляется возможным не только оперативно эвакуировать посетителей, но и просто – следить за безопасностью каждого ребенка? 

В случае пожара, когда второй-третий вдох едкого дыма приводит к потере сознания, у малыша нет ни единого шанса быстро покинуть опасную зону. При этом, например, в отношении детских садов существует норма, в соответствии с которой они никак не могу располагаться в верхних этажах зданий, и все по той же причине – в случае пожара дети не смогут покинуть здание. Так, в соответствии с СНиП 31-06-2009 семейный детский сад допускается размещать в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости. Однако на организацию пространств в торговых центрах эта мудрая норма отчего-то не распространяется. 

И  в России действует порядка 600 торгово-развлекательных центров, в которых все верхние этажи в выходные дни буквально забиты детьми, нередко оставленными на попечение сотрудников охраны и девочек – работников детских клубов, которые сами едва вышли из школьного возраста. 

Опасная высота: почему кинотеатры и детские игровые зоны размещают на верхних этажах ТЦ?


Что говорят в Госдуме и Совете Федерации?

Госдума сразу отреагировала на трагедию в «Зимней вишне». Правда, как это нередко бывает, рекомендации, которые звучат, в основном, носят запретительный характер.

Так, руководитель фракции «Единая Россия», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов предложил размещать кинотеатры и детские комнаты исключительно на первых этажах торговых центров. 

«Почему детские комнаты отдыха, кинотеатры расположены на самых верхних этажах торговых центров? Если посмотрим по всей стране, их огромное количество и они все там. Почему нельзя <…> сделать на первом этаже, чтобы были запасные двери, которые наружу сразу открываются? Почему нельзя сделать, чтобы наверху находились дорогие магазины, мебель?», – сказал Неверов в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым».

Депутат призвал кардинально изменить требования к организации пространства в торговых центрах. К его мнению присоединился и сенатор Совета Федерации Валерий Рязанский, который также предложил строить кинотеатры не выше первого этажа. 

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов был более категоричен в своих суждениях и призвал к кардинальным мерам. По его мнению, необходимо и вовсе приостановить работу кинотеатров и развлекательных центров во всех ТЦ страны до окончания тщательной проверки. 


Однако легко запретить, но трудно сделать!

В основе размещения кинотеатров на верхних этажах лежат не только соображения бизнеса, но и архитектурные особенности сооружений. Кинотеатр представляет собой нестандартное помещение с относительно высоким потолком и нетрадиционной площадью. У кинозала есть высота и глубина в случае, когда зрительные кресла для удобства зрителей расположены под уклоном. Исходя из высоты экранов и технических особенностей разместить кинотеатр ниже 3 этажа здания никак не получится. 

Кроме того, есть глобальный тренд, который касается снижения числа отдельно стоящих кинотеатров, – кинозалы активно перемещаются на территории торговых центров с целью использовать синергетический эффект, который они получают от многоцелевого трафика посетителей. 

Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве приводит и финансовые причины того, почему кинозалы в настоящее время не имеют ни единого шанса занять площади в нижних этажах торговых центров. 




«Кино занимает большие площади, при этом, средний оборот в московских кинотеатрах составляет около 60 тысяч рублей на 1 кв. м. в год без НДС при средней площади 3-4 тыс кв. м. Ставка аренды, при этом, составляет примерно 6-8 тыс рублей за 1 кв. м в год. Для понимания – на первом этаже средняя ставка аренды в успешных московских ТРЦ составляет 70 тыс руб за 1 кв.м /год и площадей размером три тысячи там просто не бывает, если исключить фэшн-монстров Zara, H&M, которые за счет оплаты % от оборота дают инвестору больший денежный поток», – рассказывает о существующих ставках эксперт.

«Поэтому, если появится требование размещать кинотеатры и ДРЦ, т.е. трафикообразующие, но низкодоходныедля девелопмента операторов на первом этаже, –  мы придем к формату одноэтажных моллов, потому что если главные якорные операторы семейных развлечений на первом, то кто тогда пойдет на второй и третий этажи?  И все эти моллы будут расположены за городом, так как дешевой земли в мегаполисах не осталось, а строить маленький одноэтажный ТРЦ в центре города с кинотеатром и развлекательным центром на первом этаже никто не станет – доходная часть не сможет окупить проект такого формата», – подводит итог Марина Малахатько. 

В дополнение эксперт подчеркивает, что и на Западе, и в Азии развлекательные зоны размещаются в верхней части зданий. Однако там не бывает столь разрушительных пожаров, в которых погибают люди. И проблема лежит не в области локации того или иного оператора, а в стабильной работе всех систем обеспечения безопасности посетителей торгового центра. 

Не раз, приходя в кинотеатр, который является часть торгового центра, приходилось наблюдать, как сотрудник по окончании сеанса отпирает дверь в кинозал ключом и выпускает оттуда людей. Зачем двери запираются? От каких воров или нежелательного вторжения защищают тех, кто находится внутри? Вот, те мелкие глупости, которые в случае ЧС превращаются в непреодолимое препятствие. И в этом смысле действительно, – локация становится меньшим из зол. 

Антонина Цицулина, президент Ассоциации индустрии детских товаров также объясняет верхнеэтажные локации детских развлекательных центров низкой арендной ставкой: «Сфера услуг наиболее чувствительна к ценообразованию. Сложившая практика связана в первую очередь со сниженной стоимостью арендных площадей, именно такие условия необходимы детским центрам, чтобы постараться обеспечить доступность своих услуг. Они не могут оплачивать аренду наравне с торговыми организациями».

***

И снова возникает ощущение, что выхода нет: у бизнеса – свои аргументы, у законодателей – свои, у родителей – свои. Однако противоречие, которое, на первый взгляд, присутствует в этом треугольнике – лишь кажущееся. А для ответа на него стоит задать простой вопрос: зачем нужны детские развлекательные центры? Для развлечения! А играть в подвижные игры на «вершине горы» – опасно по определению. Ведь оттуда так сложно спускаться…

Ольга Жукова
1
Реклама на New Retail. Медиакит