«Боссинг» или просто рабочий процесс? 9 признаков боссинга и методы борьбы с ним
время публикации: 10:00 08 ноября 2023 года
Фото: Freepic
Боссинг – это форма психологического насилия на рабочем месте, при которой жертвой выступает подчиненный, а агрессором – руководитель. Отсюда и само название. Интересно, что боссинг нередко путают с жестким стилем управления командой. Однако это два совершенно разных понятия.
Да, жесткий стиль управления – это фокус на результатах, а не на самих людях. В его условиях от сотрудников требуют высокого качества исполнения, пристально наблюдают за процессом работы. Но при этом все это не исключает открытости, обратной связи и поощрений за выполненную работу. У менеджера с жестким стилем нет задачи унизить сотрудника или нахамить ему. А вот с боссингом все наоборот.
Очень важно запомнить, что жесткое управление, хотя и подходит не всем, является вполне адекватным принципом работы с командой. В то время как боссинг – про совершенно нездоровый климат в коллективе.
Боссинг бывает разным, и не всегда очевидно, что вы столкнулись именно с ним. Давайте разберемся, что можно считать его признаками. Если совпало 2 и больше пунктов, можете быть уверены в том, что у вас с руководителем нездоровые взаимоотношения:
● Неконструктивная критика.
Критика – один из важнейших показателей адекватного отношения к сотрудникам. Она должна быть конструктивной, уместной и своевременной, а главное – отвечать задаче улучшения какого-либо процесса. Если ваш босс на общем совещании говорит, что сделанная вами презентация плоха, но при этом не объясняет что с ней не так или вообще говорит вам это спустя месяц после самой презентации – это показатель того, что с коммуникацией внутри команды явно будут проблемы.
● Публичные унижения.
Это намного хуже неконструктивной критики. Если вас выставляют в плохом свете перед коллективом, унижают, то пора задуматься. Помимо того, что такое поведение в принципе недопустимо в деловой коммуникации, оно крайне деструктивно влияет на уверенность сотрудников в своих силах.
● Гостинг.
Термин обозначает резкое прекращение контакта без объяснения каких-либо к тому причин. Руководитель, который просто игнорирует или пропадает – ничуть не лучше того, который унижает. Избегание общения и вопросов, уход от ответственности тоже крайне негативно сказываются на команде.
● Гиперконтроль.
Руководитель пытается быть в курсе даже самых мелких задач? А может в вашем офисе стоит программа, которая делает снимок экранов компьютеров каждые несколько минут? Что ж, кажется, ваш босс совсем не умеет доверять людям и делегировать задачи. Гиперконтроль говорит лишь о том, что уровень менеджмента в компании очень низок.
● Неуважение личных границ.
Оно может проявляться очень по-разному: переработки, звонки в нерабочее время, использование прозвищ или уменьшительно-ласкательных обращений в ваш адрес, хотя вы этого не позволяли. Границы у каждого свои, но, если вы свои обозначили, а этому никто не придал значения, – это тревожный звонок.
● Пустые угрозы увольнением.
Это довольно простая манипуляция, которая, в понимании руководителя, должна простимулировать вас работать больше и лучше. Однако все устроено совсем иначе. Если вы постоянно получаете угрозы об увольнении, то мотивация к работе пропадает окончательно. Это также черта плохого менеджера, который не может организовать команду и замотивировать ее, вдохновить на работу.
Читайте также: «Тихое увольнение»: как выглядит новый тренд в поведении сотрудников и можно ли с ним бороться
● Крик и оскорбления.
Кажется, что такого в современном мире быть ну просто не может. А вот и нет. Достаточно большое количество руководителей повышает голос на свою команду, оскорбляет сотрудников, а кто-то даже умудряется бросаться предметами, попавшими под руку. Как минимум, такое поведение доказывает абсолютную некомпетентность руководителя. Как максимум – нездоровую психику.
● Газлайтинг.
Ваш руководитель отрицает, что что-то происходило, хотя вы совершенно точно это помните? Или напротив, убеждает вас в том, что определенные события происходили, но у вас просто «дырявая память»? Тогда ваш босс – газлайтер. Это тоже вид манипуляций, который помогает избежать ответственности, переложить ее на кого-то другого, а также внушить чувство вины.
● Невосприимчивость к обратной связи.
Последний, но не менее важный пункт. Ошибочно считать, что обратная связь может работать только в цепочке «руководитель – сотрудник». Босс также должен уметь принимать замечания, признавать свои ошибки и работать над ними.
Фото: Freepic
Если вы понимаете, что отношения с руководителем нездоровые, можно попробовать с этим поработать и прийти к нормальной коммуникации. Вот несколько способов:
● Узнайте о новом месте как можно больше. Еще до выхода на работу, или даже до собеседования, лучше изучить информацию о компании. Посмотрите социальные сети, отзывы на агрегаторах с вакансиями, изучите сайт. Важно помнить, что вы так же выбираете компанию, как и она вас, поэтому никто никому ничего не должен.
Определите лично для себя, с чем вы будете готовы мириться на работе, а с чем – категорически нет.
● Фиксируйте все, что происходит. Записи – то, что при необходимости поможет установить причинно-следственные связи. Если вы знаете, что руководитель грешит переносами дедлайнов или чем-то таким, от чего страдаете не только вы, но и вся команда, начните фиксировать информацию в письмах.
Например, во время общей встречи запишите все важные аспекты, а сразу после – разошлите письмо с итогами участникам, включая руководителя.
● Попробуйте обсудить ситуацию с руководителем. Иногда мы можем обидеть кого-то, при этом не имея никакого злого умысла. Ваш руководитель может считать свои шутки уместными, когда вам и другим членам команды они кажутся унизительными. Попробуйте заручиться поддержкой пары коллег и поговорить об этом с боссом. Есть вероятность, что все действительно происходило неумышленно.
Ситуации бывают разные, но терпеть боссинг в любом случае не стоит. Понаблюдайте за ситуацией на работе, и, как только убедитесь, что руководитель ведет себя некорректно, попробуйте со своей стороны повлиять на ситуацию. Если это невозможно, а травлю со стороны руководства поддерживает весь коллектив – смело пишите заявление об увольнении. А чтобы этого избежать, лучше сразу определить для себя, что в работе является нормой для вас, а что – нет.
Если на работе вы постоянно думаете о том, что сотрудник из вас никудышный, то, возможно, причина вовсе не в вас самих. Проблема может быть в нездоровых отношениях с руководителем, с которым сталкиваются намного чаще, чем можно подумать. Что такое «боссинг», и можно ли с ним бороться? Или вариант один – увольнение?
Рассказывает Екатерина Стародубцева-Калачева, карьерный консультант и основатель кадрового агентства
Hurma Recruitment.Боссинг – это форма психологического насилия на рабочем месте, при которой жертвой выступает подчиненный, а агрессором – руководитель. Отсюда и само название. Интересно, что боссинг нередко путают с жестким стилем управления командой. Однако это два совершенно разных понятия.
Да, жесткий стиль управления – это фокус на результатах, а не на самих людях. В его условиях от сотрудников требуют высокого качества исполнения, пристально наблюдают за процессом работы. Но при этом все это не исключает открытости, обратной связи и поощрений за выполненную работу. У менеджера с жестким стилем нет задачи унизить сотрудника или нахамить ему. А вот с боссингом все наоборот.
Очень важно запомнить, что жесткое управление, хотя и подходит не всем, является вполне адекватным принципом работы с командой. В то время как боссинг – про совершенно нездоровый климат в коллективе.
Как понять, что вы столкнулись с боссингом?
Боссинг бывает разным, и не всегда очевидно, что вы столкнулись именно с ним. Давайте разберемся, что можно считать его признаками. Если совпало 2 и больше пунктов, можете быть уверены в том, что у вас с руководителем нездоровые взаимоотношения:
● Неконструктивная критика.
Критика – один из важнейших показателей адекватного отношения к сотрудникам. Она должна быть конструктивной, уместной и своевременной, а главное – отвечать задаче улучшения какого-либо процесса. Если ваш босс на общем совещании говорит, что сделанная вами презентация плоха, но при этом не объясняет что с ней не так или вообще говорит вам это спустя месяц после самой презентации – это показатель того, что с коммуникацией внутри команды явно будут проблемы.
● Публичные унижения.
Это намного хуже неконструктивной критики. Если вас выставляют в плохом свете перед коллективом, унижают, то пора задуматься. Помимо того, что такое поведение в принципе недопустимо в деловой коммуникации, оно крайне деструктивно влияет на уверенность сотрудников в своих силах.
● Гостинг.
Термин обозначает резкое прекращение контакта без объяснения каких-либо к тому причин. Руководитель, который просто игнорирует или пропадает – ничуть не лучше того, который унижает. Избегание общения и вопросов, уход от ответственности тоже крайне негативно сказываются на команде.
● Гиперконтроль.
Руководитель пытается быть в курсе даже самых мелких задач? А может в вашем офисе стоит программа, которая делает снимок экранов компьютеров каждые несколько минут? Что ж, кажется, ваш босс совсем не умеет доверять людям и делегировать задачи. Гиперконтроль говорит лишь о том, что уровень менеджмента в компании очень низок.
● Неуважение личных границ.
Оно может проявляться очень по-разному: переработки, звонки в нерабочее время, использование прозвищ или уменьшительно-ласкательных обращений в ваш адрес, хотя вы этого не позволяли. Границы у каждого свои, но, если вы свои обозначили, а этому никто не придал значения, – это тревожный звонок.
● Пустые угрозы увольнением.
Это довольно простая манипуляция, которая, в понимании руководителя, должна простимулировать вас работать больше и лучше. Однако все устроено совсем иначе. Если вы постоянно получаете угрозы об увольнении, то мотивация к работе пропадает окончательно. Это также черта плохого менеджера, который не может организовать команду и замотивировать ее, вдохновить на работу.
Читайте также: «Тихое увольнение»: как выглядит новый тренд в поведении сотрудников и можно ли с ним бороться
● Крик и оскорбления.
Кажется, что такого в современном мире быть ну просто не может. А вот и нет. Достаточно большое количество руководителей повышает голос на свою команду, оскорбляет сотрудников, а кто-то даже умудряется бросаться предметами, попавшими под руку. Как минимум, такое поведение доказывает абсолютную некомпетентность руководителя. Как максимум – нездоровую психику.
● Газлайтинг.
Ваш руководитель отрицает, что что-то происходило, хотя вы совершенно точно это помните? Или напротив, убеждает вас в том, что определенные события происходили, но у вас просто «дырявая память»? Тогда ваш босс – газлайтер. Это тоже вид манипуляций, который помогает избежать ответственности, переложить ее на кого-то другого, а также внушить чувство вины.
● Невосприимчивость к обратной связи.
Последний, но не менее важный пункт. Ошибочно считать, что обратная связь может работать только в цепочке «руководитель – сотрудник». Босс также должен уметь принимать замечания, признавать свои ошибки и работать над ними.
Фото: Freepic
Что делать, если вы – жертва боссинга?
Если вы понимаете, что отношения с руководителем нездоровые, можно попробовать с этим поработать и прийти к нормальной коммуникации. Вот несколько способов:
● Узнайте о новом месте как можно больше. Еще до выхода на работу, или даже до собеседования, лучше изучить информацию о компании. Посмотрите социальные сети, отзывы на агрегаторах с вакансиями, изучите сайт. Важно помнить, что вы так же выбираете компанию, как и она вас, поэтому никто никому ничего не должен.
Определите лично для себя, с чем вы будете готовы мириться на работе, а с чем – категорически нет.
● Фиксируйте все, что происходит. Записи – то, что при необходимости поможет установить причинно-следственные связи. Если вы знаете, что руководитель грешит переносами дедлайнов или чем-то таким, от чего страдаете не только вы, но и вся команда, начните фиксировать информацию в письмах.
Например, во время общей встречи запишите все важные аспекты, а сразу после – разошлите письмо с итогами участникам, включая руководителя.
● Попробуйте обсудить ситуацию с руководителем. Иногда мы можем обидеть кого-то, при этом не имея никакого злого умысла. Ваш руководитель может считать свои шутки уместными, когда вам и другим членам команды они кажутся унизительными. Попробуйте заручиться поддержкой пары коллег и поговорить об этом с боссом. Есть вероятность, что все действительно происходило неумышленно.
Ситуации бывают разные, но терпеть боссинг в любом случае не стоит. Понаблюдайте за ситуацией на работе, и, как только убедитесь, что руководитель ведет себя некорректно, попробуйте со своей стороны повлиять на ситуацию. Если это невозможно, а травлю со стороны руководства поддерживает весь коллектив – смело пишите заявление об увольнении. А чтобы этого избежать, лучше сразу определить для себя, что в работе является нормой для вас, а что – нет.
Екатерина Стародубцева-Калачева,
карьерный консультант и основатель кадрового агентства
Hurma Recruitment.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...