0/5

Как ритейлеру укрепить рабочий дух и повысить эффективность сотрудников (кейсы)

Как ритейлеру укрепить рабочий дух и повысить эффективность сотрудников (кейсы)
время публикации: 10:00  26 апреля 2022 года
Для сотрудников любой кризис – это ситуация неопределенности, в которой появляются мысли о доходах, расходах и возможных сокращениях. Как следствие, возникает повышенная тревожность. Все это сказывается на продуктивности и эффективности персонала. Как ритейл может побороть эту проблему?
Как ритейлеру укрепить рабочий дух и повысить эффективность сотрудников (кейсы)Рассказывает Вера Ларютина, эксперт по оценке и развитию персонала, консультант в международных и российских компаниях.

Почти половина сотрудников в России постоянно испытывают стресс и эмоциональное напряжение. От чувства тревожности сложно скрыться и линейному персоналу, и менеджменту, и руководству. 

В кризис фактор стресса и эмоциональной нестабильности влияет на эффективность работы с новой силой. Поэтому приоритетом для бизнеса становится поддержание мотивации и лояльности работников.

Если рассмотреть wellbeing-программы, которые внедряют многие компании в рознице, то практически во всех можно увидеть три ключевых направления: заботу о физическом здоровье, психоэмоциональном состоянии и финансовом благополучии сотрудников. Дополнительно бизнес внедряет новые технологии, геймификацию и ищет креативные способы мотивации персонала.


Работа со стрессом на всех уровнях


Стресс – это фактор, с которым не всегда можно справиться своими силами. В кризис – тем более, сотрудников беспокоит, что будет с компанией, снизится ли их личный доход, есть ли угроза сокращений. Все это негативно сказывается на вовлеченности в работу.

Вот почему бизнесу в коммуникации с персоналом крайне важно быть открытым, честным и оперативным. Все важные новости, которые касаются компании и ее будущего, сотрудники должны узнавать от работодателя, а не из выпусков новостей и слухов. 

Например, «Магнит» работает над оптимизацией каналов общения, чтобы работники были в курсе всех новостей, могли задавать вопросы и быстро получать обратную связь от компании. Для этого компания подключает персонал к мобильному приложению «Твой Магнит». Сеть магазинов также запустила онлайн-вебинары, на которых сотрудники могут получить психологическую поддержку от квалифицированных специалистов. Свои консультации для работников от психологов клиники «Скандинавия» есть и у «Ленты».

Трудно поспорить с тем, что эмоциональное состояние и продуктивность также зависят от физического самочувствия. Неврологи объясняют, что на фоне повышенного стресса могут обостряться хронические заболевания. Поэтому сейчас для сотрудников как в офисах, так и на линейных позициях физическая активность – это особенно важно. Помимо фитнеса и лечебной физкультуры, крупные компании все чаще внедряют услуги лечебного массажа. По ряду исследований, он также повышает общую устойчивость организма к стрессам.




Читайте также:  Зачем и как удерживать временных сотрудников: 7 способов




Выездной формат массажа более популярен у бизнеса за счет того, что в нем больше опций, которые можно применить для ивентов и корпоративов. Это могут быть:

1. Пробный бесплатный сеанс – после него можно предложить заинтересовавшимся сотрудникам абонемент по корпоративной скидке. Например, «Яндекс» несколько лет назад внедрил акцию для сотрудников: три раза в неделю в офисе работают массажисты.

2. Подарочные сертификаты на один или несколько сеансов массажа. Как альтернатива – массаж как приятный бонус за хорошую работу. Например, в конце месяца сотрудников можно вознаградить сертификатом за высокие показатели по продажам.

3. Массаж на мероприятие. Чаще всего компании заказывают массаж на вечеринки, спортивные марафоны и корпоративы. Так, на ивенте Digital Elka 2020 бесплатный массаж провели для сотрудников МТС.

4. Массаж в качества подарка на праздник. Например, 8 марта такую акцию провел для своих сотрудников «Ростелеком» вместе с Lay Back Massage.

Как ритейлеру укрепить рабочий дух и повысить эффективность сотрудников (кейсы)

Формат мероприятий, ивентов и подарочных сертификатов делает массаж доступным не только для крупных розничных компаний, но и для небольших магазинов. В России есть несколько массажных салонов, которые специализируются на работе с b2b-сегментом. Многие из них предлагают гибкие программы.


Цифровизация и геймификация для повышения продуктивности


Для повышения вовлеченности и продуктивности персонала ритейл все чаще внедряет цифровые инструменты. Например, еще в пандемию сеть магазинов 12 Storeez с помощью онлайн-сервиса TalentTech провел исследование, в котором сотрудники рассказали, с какими трудностями они столкнулись на удаленке и в гибридном формате работы. В результате у HR-отдела появились новые идеи по тому, как можно повысить эффективность сотрудников и помочь им снизить дискомфорт от перехода на удаленку. По итогам исследования в сети магазинов внедрили онлайн-обеды и курсы для повышения качества коммуникации.

Еще один креативный способ снизить стресс и одновременно мотивировать сотрудников трудиться эффективнее – геймификация. Например, в YOTA предложили работникам розничных точек принять участие в корпоративной игре Yota Star Wars. Каждая успешная продажа помогала зарядить лазер и ударить по противнику – имперскому флоту Темной стороны. Со временем в игру ввели квесты, которые помогали решить конкретные бизнес-задачи – например, поднять продажи в городе или в регионе, в котором они «провисали».

Как ритейлеру укрепить рабочий дух и повысить эффективность сотрудников (кейсы)

Итоговые результаты проекта можно назвать впечатляющими: качество обслуживания клиентов выросло на 87%, уровень знаний у персонала – на 30%, а стандарты продаж стали соблюдать на 20% чаще. Стимуляция личной эффективности с помощью геймификации настолько понравилась сотрудникам, что  после окончания Yota Star Wars они предложили компании запустить игры по «Безумному Максу», «Мстителям», «Трансформерам», «Властелину колец», DotA и др.


Финансовое благополучие и креативные способы мотивации


В кризисные времена сотрудников особенно интересует, как правильно управлять доходами и расходами: где лучше хранить сбережения, во что их вкладывать, как оптимизировать затраты. Постоянные мысли о деньгах мешают сконцентрироваться на работе, сказываются на мотивации и лояльности к компании.

Чтобы помочь работникам, можно внедрять курсы и вебинары по финансовой грамотности. Например, Ozon, «Мегафон», «Спортмастер», «Магнит» и другие ритейлеры сосредоточились на помощи в оптимизации кредитной нагрузки. Компании заключают партнерство с брокерами или онлайн-сервисами, специалисты которых бесплатно консультируют сотрудников.

Как ритейлеру укрепить рабочий дух и повысить эффективность сотрудников (кейсы)

Есть компании, которые научились убивать двух зайцев одним выстрелом. Они придумали, как поддержать сотрудников и одновременно использовать их интеллектуальный ресурс для дополнительной помощи бизнесу. 

Например, у транспортной компании ПЭК есть свои интернет-магазины автотоваров и бытовой техники. Через проект «Аккумулятор инициатив» работники ПЭК могут предлагать свои идеи по улучшению работы компании. За каждую внедренную в практику идею сотруднику начисляются баллы в виде ПЭК-коинов – внутренней валюты компании. Бонусы можно потратить на товары из интернет-магазина «ПЭК».

Чтобы поддерживать высокую мотивацию к труду, любая работа должна не только закрывать базовые потребности сотрудника, но и давать ему определенный социальный статус и ощущение собственной значимости. В идеале это должно отражается во всем – даже в названии должности. Например, в отделении фонда Make-A-Wish в Лондоне сотрудникам предложили придумать названия своих должностей. Инфекционист стал «истребителем микробов», медсестра, которая делала уколы, – «снайпером», а рентгенолог — «костеискателем». Опросы, которые провели за пять недель до эксперимента и через пять недель после, показали, что у большинства сотрудников снизилось выгорание и повысилась мотивация и продуктивность. 

Такую же практику может внедрять ритейл – креативное название при желании можно придумать для любой должности. Например, уборщица может стать «директором по чистоте», а кассир – «мастером над монетой». 

На первый взгляд, переименование должности, как и некоторые другие методы нематериальной мотивации, кажется очевидным и немного банальным шагом. Однако нужно помнить, что лояльность и высокая мотивация каждого сотрудника складываются из множества факторов – чем более системно компания подходит к вопросу удержания и продуктивности персонала, тем более эффективными будут и результаты.

Вера Ларютина, 
эксперт по оценке и развитию персонала, консультант в международных и российских компаниях.

Для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности