0/5

Кого и зачем выбирают в CEO: CFO против предпринимателей и визионеров

Кого и зачем выбирают в CEO: CFO против предпринимателей и визионеров
время публикации: 10:00  17 сентября 2025 года
Фото: @Freepik
Почему CFO все чаще становятся CEO, чем опасен «финансовый перекос» и как акционеры выбирают лидеров под конкретные задачи?
Кого и зачем выбирают в CEO: CFO против предпринимателей и визионеров Эти вопросы на актуальных примерах разбирает Алексей Комков, консультант «Адизес Бизнес Консалтинг» (экс-российский филиал Adizes Institute Worldwide)

В начале августа 2025 года в отставку ушел скандально известный СЕО Jaguar Land Rover Адриан Марделл. За его двухлетний срок JLR провел «худший авто-ребрендинг в истории» и потерял 97% продаж из-за разгневанных клиентов. На смену Марделлу был назначен П.Б. Баладжи, CFO материнского холдинга Tata Motors. Баладжи предстоит тяжелейшая задача – исправить ошибки предшественников и вернуть компанию к жизни на фоне кризиса в отрасли.

Выбор финансиста на пост гендиректора (да еще в такие трудные времена) пару десятилетий назад выглядел бы необычно. Но сегодня CFO все чаще занимают роли СЕО — и это уже не тренд, а устойчивая практика. Так, в середине июля пост временного СЕО Renault Group занял CFO Данкан Минто, а в мае 2024 года СЕО DuPont стала CFO Лори Кох.

В этой статье поговорим, чем традиционно руководствуются собственники компании при подборе топ-менеджеров, в каких случаях на эти роли подходят (и не подходят) экс-CFO и как сделать процесс выбора executive-кандидата эффективнее.


Кто и откуда приходит в кресло CEO: США, Европа, Россия 


В конце 1990-х и начале 2000-х в США начался устойчивый рост числа CEO с опытом CFO. По данным Crist|Kolder Volatility Report, в 1999 году таких было около 5% среди CEO компаний S&P 500 и Fortune 500 — а уже к 2010-м доля выросла до 8–10%. Толчком стали корпоративные скандалы Enron и WorldCom и принятый в 2002 г. закон Sarbanes-Oxley, резко повысивший требования к финансовой отчетности. После них CFO оказались в центре стратегических решений — и советы директоров стали чаще видеть в них «безопасный» и подготовленный вариант для преемника. 

В Европе доля CEO с опытом CFO в крупных компаниях, по данным Heidrick & Struggles, достигла 18%, а в отдельных странах с высокой регуляторной нагрузкой и ограниченным доступом к капиталу — до 30%. Особенно заметно это в капиталоемких и инфраструктурных отраслях, а также в сегментах с активной работой на долговых рынках. 

В России, по данным Spencer Stuart и отраслевых исследований, только около 5% CEO напрямую пришли из кресел CFO. Но при этом за последние годы тренд стал заметнее: в условиях дорогого капитала и давления на маржинальность собственники все чаще рассматривают CFO как кандидата № 1 в ситуации, когда на первом месте стоят финансовая устойчивость и контроль над ресурсами. 

Однако статистика дает «среднюю температуру по больнице». Реальный выбор CEO должен зависеть от того, какие задачи нужно решить компании, в какой точке жизненного цикла она находится и какой тип кризиса переживает.




Читайте также: Ключевой игрок или лишний костыль: может ли компания успешно работать без участия собственника




Когда CFO подходит на роль CEO

 
В крупных корпорациях CFO часто находится в центре стратегических решений. Он участвует во встречах с инвесторами, управляет не только финансами, но и процессами, влияющими на всю компанию. 

Поэтому в задачах, где приоритет – финансовая устойчивость, прозрачность, контроль расходов, соответствие регуляторным требованиям, CFO один из самых логичных кандидатов. 

В России, где собственник часто управляет стратегией, а CEO ведет операционный контур, CFO также часто рассматривают наряду с COO и директорами по продажам.


Когда CFO — не лучший выбор 


Но есть и цели, для которых CFO может быть не самым оптимальным кандидатом. Рассмотрим один из таких кейсов. В 2024–25 гг. собственники группы «М.Видео–Эльдорадо» столкнулись с падением маржинальности и усиливающимся давлением со стороны маркетплейсов, что потребовало поиска новой бизнес-модели. 

Для этой задачи они пригласили на пост CEO Феликса Либа бывшего руководителя Natura Siberica, где он успешно выводил компанию из кризиса, обновлял продуктовый портфель и запускал новые каналы продаж. Его предпринимательский профиль (сильный E) и опыт глубоких трансформаций оказались более релевантными, чем классический CFO-бэкграунд, так как приоритетом было не ужесточение финансового контроля, а создание и внедрение стратегически новой модели бизнеса. 

Оптимальный бэкграунд определяется не популярностью должности CFO на рынке, а задачами, которые стоят перед компанией. 




Статистика по миру (8–10% CEO ранее были CFO) не указывает на критический «перекос» в пользу финансовых директоров. Но все же тренд на постепенное увеличение доли CEO с опытом CFO растет. С середины 2000-х до середины 2010-х эта доля выросла с 5% до 10%. 

Почему? Для крупных компаний выросли регуляторные риски и сложность ведения бизнеса, особенно для глобальных мультинациональных компаний. Более того, задачи CFO терпят трансформации. Это специалисты, которые глубже погружены в стратегию и пониманию бизнеса изнутри.

Подводя итог: не существует «универсального» лучшего CEO. Есть лучший CEO под конкретный момент. Если этот момент требует финансовой дисциплины, прозрачности и предсказуемости — CFO в кресле CEO может быть оптимальным решением. Если же рынок ждет от компании нового рывка и поиска новых горизонтов, то роль лидера стоит отдать тому, кто принесет в команду энергию E и P. 

Алексей Комков, 
консультант «Адизес Бизнес Консалтинг» 
(экс-российский филиал Adizes Institute Worldwide).

Для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит