Молодые и диджитальные: каких руководителей ищут розничные компании и сколько им платят
время публикации: 10:00 12 мая 2021 года
2020 год сильно изменил стратегию ритейла. Абсолютно все, даже наиболее консервативные игроки, активно двинулись в сторону e-com, маркетплейсов, создания экосистем. При этом рынок не насытился до сих пор. Изменились требования к менеджерам, но в ответ компании готовы увеличивать финансовую мотивацию грамотных эффективных руководителей. Итак, кого ищут розничные компании и сколько платят?
Марина Тарнопольская, управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia.Рынок розницы сегодня – это острейшая борьба между компаниями за клиента и перестраивание стратегий в условиях падения покупательской способности и спроса. Более-менее хорошо себя чувствует продуктовая розница, детские товары, аптечные сети. В сегментах DIY и бытовой техники также наблюдается активность: сказался рост продаж жилья благодаря субсидированию ипотеки.
Какое-то время даже после повышения ипотечных ставок здесь продолжится отложенный спрос, но затем волна спадет. Хуже книжному ритейлу, а особенно сегменту fashion. Все это влияет на активность подбора новых сотрудников.
В целом зарплаты за год не изменились, за исключением блоков, связанных с электронной коммерцией и маркетплейсами, где в ряде случаев доходы росли на 50-100% в год. Компании сохраняют оклады на том же уровне, но пересматривают бонусную систему, чтобы еще сильнее мотивировать сотрудников на результат.
E-com-директора и CPO
Прошлый год сильно изменил стратегию ритейла. Абсолютно все, даже наиболее консервативные игроки, активно двинулись в сторону e-com, маркетплейсов, создания экосистем. При этом рынок не насытился до сих пор. У компаний в этом плане разная скорость: одни перестроились на e-com моментально, другие смотрели, как будут развиваться другие компании. Кто-то запустил проект осенью, кто-то в начале этого года. И сейчас многие из тех, кто начал раньше, начинают менять команды, будучи недовольны эффективностью работы и результатами сотрудников.
Поэтому самые востребованные руководители в рознице – e-com директора, директора по маркетплейсам, директора по продуктам (CPO), директора по диджитал-маркетингу. Онлайн становится стратегически важным направлением наряду с офлайн-форматом. И если маржинальность торговых точек в 2020 году пострадала, то маржинальность онлайн-бизнеса, напротив, выросла. Компании готовы активно вкладываться в это направление и покупать лучших кандидатов.
Зарплаты сотрудников сильно зависят от объема масштаба бизнеса и задач. Средняя вилка по e-com-директорам составляет 500-800 тыс. рублей в месяц. К примеру, наши недавние кейсы: директор по электронной коммерции в розницу с оборотом 25 млрд рублей – 500 тыс. рублей фикс + бонус 70% годовых, в ритейл-компанию с выручкой 80 млрд рублей – 800 тыс. рублей фикс плюс 100% годовых и LTI от 1/3.
Директора по управлению розницей
Прошлый год прошел в активных заменах HR и финансовых директоров: компаниям нужно было перестраивать процессы в связи с удаленным форматом и сокращать издержки. В этом году тенденция сошла на «нет», зато остро встал вопрос производственной эффективности. Теперь многие компании охотятся за сильными директорами по рознице и франчайзингу. Востребованы управленцы, ответственные за регионы. Неэффективные команды заменяются новыми сотрудниками.
Отдельный тренд связан с тем, что многие компании стали создавать проектные команды под людьми, отвечающими за управление розницей. И здесь идет активный спрос на лидеров команд, которые помогают наращивать производственные процессы.
Доходы управленцев в данном случае также зависят от уровня позиции и масштаба компании. Если речь про макродивизион, зарплаты могут варьироваться на уровне от 800 тыс. до 1 млн рублей и доходить до 1 500 000 рублей в огромных компаниях. В небольшом бизнесе доход может составлять 400 тыс. рублей и меньше, в среднем бизнесе – 500-600 тыс. рублей. Ответственные за регион получают около 200 тыс. рублей.
Директора по маркетингу
Третий блок – усиление борьбы за потребителя. Здесь особенно нужны директора по маркетингу, которые не просто отлично знают диджитал-каналы, но также могут прописать стратегию развития и построить эффективные программы лояльности, отлично синхронизированные со всеми точками контакта пользователя и CRM системой.
Запрос на управленцев со стратегическим мышлением и диджитал-экспертизой будет очень высок и в этом году. Разброс ежемесячных доходов директоров по онлайн-маркетингу колеблется на уровне 400-500 тыс. рублей в компаниях с оборотом до 7 млрд рублей в год (а может, и ниже), 600-800 тыс. рублей в структурах с оборотом 30-40 млрд рублей в год и на уровне 1-1,5 млн в корпорациях с оборотом 200-300 млрд рублей в год.
Директора по трансформации
Далее – сотрудники, которые отвечают за трансформацию бизнеса. Прошлый год усилил данный запрос: бизнесу по-прежнему нужны люди, умеющие перестраивать все процессы компании, от производства, закупок и логистики до финансовых операций и HR задач. Про дижитал-трансформацию думает вся розница, что влечет усиление команд в этом блоке.
Такие сотрудники могут занимать разные должности в зависимости от задач: директор по стратегии, директор по инновациям, иногда директор по диджитал-трансформации. Зарплаты начинаются от 600 тыс. рублей: отдельную функцию выводят уже достаточно крупные компании, а в небольшом бизнесе нет настолько масштабных проектов и задачи в рамках трансформационных процессов берут на себя текущие сотрудники. Сильные директора по трансформации стоят 800 тыс.-1 млн рублей, но в крупном бизнесе зарплаты могут доходить до 1,5 млн рублей.
Другие позиции
Запрос на директоров по логистике также перекочевал из 2020 года. Правильно выстроенная система в этом направлении сильно влияет на маржинальность бизнеса. Доход руководителей варьируется от 400 до 500 тыс. рублей в небольших компаниях, от 600 тыс. до 800 тыс. рублей в среднем бизнесе и от 1 млн до 1,5 млн у гигантов.
Совершенно новая позиция в компании – сотрудник, отвечающий за здоровье персонала. Название должности может быть разным: например, медицинский директор. Стало понятно, что HRD не может взять на себя эту роль полностью – нужен отдельный человек, которые будет отслеживать здоровье персонала, контролировать распространение вирусов, организовывать профилактические осмотры, заниматься вопросами производственных травм, а также развивать well-being программы.
Еще один тренд, который касается в основном западных компаний, – вывод людей, которые будут отвечать за социально-экологические проекты. Ранее эта тенденция проявлялась в тяжелом производстве и металлургии – сейчас дошла до розницы. Международные ритейлеры уделяют все больше внимания безотходному производству, вопросу утилизации товаров, снижению негативного влияния на окружающую среду, запуску экологических проектов. Особенно остро этот вопрос стоит у тех, кто владеет собственным производством – в продуктовых сетях, beauty-ритейле, DIY. В итоге компании выводят отдельную роль, как правило, под генерального директора – такой руководитель получает от 500 тыс. до 800 тыс. рублей в месяц фиксированного дохода.
Читайте также: Самые высокооплачиваемые вакансии для HR-специалистов в ритейле – подборка hh.ru
Смена компетенций
Работодатели также пересматривают требования к soft skills кандидатов. Если в прошлом году особенно ценились стратегическое мышление и быстрота принятия решений в условиях кризиса, то сейчас на первое место выходят гибкость и адаптивность. Стало понятно, что изменения прошлого года не навсегда, и турбулентность экономики будет продолжаться еще долго, равно как общая пандемическая ситуация.
Бизнесу приходится постоянно трансформироваться в условиях быстро меняющихся реалий, подстраиваться под изменения покупательского спроса, тренды, политику и новые технологии. Компаниям очень нужны топ-менеджеры с гибким подходом, готовые оперативно запускать трансформации в ответ на новые изменения.
Сегодня рынок кандидатов очень сильно расслоился. С одной стороны, мы видим огромное количество соискателей, застрявших в прошлом, которые не могут найти работу. По другую сторону от них – гибкие кандидаты с хорошей экспертизой и стратегическим мышлением, у которых по несколько предложений от работодателей плюс контроффер. И такие руководители, конечно, ежегодно увеличивают свой доход.
Марина Тарнопольская,
управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia,
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...