0/5

Почему WhatsApp и Telegram – не лучшие сервисы для рабочего общения, что с этим делать, и причем тут корпоративная мобильность?

Почему WhatsApp и Telegram – не лучшие сервисы для рабочего общения, что с этим делать, и причем тут корпоративная мобильность?
время публикации: 10:00  31 октября 2022 года
Теперь сотрудники редко подолгу сидят на одном месте. Мобильная коммуникация привела к росту популярности публичных мессенджеров для решения служебных вопросов. Какие риски несет бизнесу их использование во время работы?
Retail и e-commerce, как одни из самых мобильных сегментов, требуют и мобильности сотрудников. Это касается всех департаментов: от разработки и логистики до фулфилмента и продаж. Задач много, их не всегда можно решить в офисе (если говорить, например, о работе «в полях»). Традиционные ПК или ноутбуки не дают свободы в этом вопросе. Смартфоны, наоборот, всегда находятся в быстром доступе и дают возможность работать «на ходу». Пропустить что-то сложно – push-уведомления моментально появляются на экране.

Мобильная работа удобнее и быстрее, чем любой другой доступный формат. Локация сотрудника не имеет значения: он может быть дома, находиться в торговом зале или доставлять заказы в пункты выдачи. Вопрос «зачем мне мобильность, если я работаю в офисе?» не стоит. 

Почему WhatsApp и Telegram – не лучшие сервисы для рабочего общения, что с этим делать, и причем тут корпоративная мобильность?Вопрос о необходимости мобильности сотрудника тоже уже никто не задает. Человек не проводит 100% рабочего времени перед экраном компьютера – он отходит на обед или участвует в видеоконференции. В такие моменты смартфон помогает оставаться мобильным и решать задачи в отрыве от клавиатуры компьютера. 

О популярности мобильной коммуникации, об опасности публичных сервисов и том, чем их можно заменить, рассказывает Денис Гасилин, CMO корпоративного мессенджера eXpress.


Почему WhatsApp и Telegram вообще стали популярны в работе


В 2010-е мобильная работа ассоциировалась только с планшетами и смартфонами, которые выдает компания. Ходить с личным телефоном в одном кармане и корпоративным – в другом, было уже делом привычки. Несколько лет спустя устройства от компании стал получать только узкий круг специалистов (например, планшеты для блока продаж). Для остальных сотрудников личные смартфоны снова стали единственными и неповторимыми. 

Корпоративную мобильность для устройств, выданных компанией, исторически обеспечивали оболочки MDM/EMM (Mobile Device Management / Enterprise Mobility Management). Такой же подход пытались применить и для работы на личных устройствах, но не взлетело. Оболочки передавали службам ИБ и ИТ слишком много полномочий, и это ожидаемо не понравилось пользователям. 

В противовес тотальному контролю рабочее общение постепенно перетекло в WhatsApp и Telegram. По данным сервиса интернет-рекрутмента Head Hunter, WhatsApp является самой распространенной платформой корпоративного общения (88%). Telegram пользуются 50% респондентов, уступая только Viber (62%) и Skype (52%). Да, для пользователя преимущества перед MDM-оболочками очевидны. 

Для бизнеса публичные мессенджеры несут определенные риски и угрозы. 


Опасности публичных мессенджеров в рабочем общении

 
1. Недостаточно высокий уровень безопасности для бизнеса 

В 2022 году количество кибератак на организации стал на 14,8% больше по сравнению с IV кварталом 2021 года. Сотрудники компаний становятся целью почти каждой пятой атаки.

Конфиденциальные файлы, которые попадают в чаты, автоматически под угрозой. Кража информации принесет убытки как финансовые, так и репутационные.

2. Отсутствие контроля

Если компания использует публичный сервис для общения, сотруднику ничто не мешает выгрузить рабочие документы или переслать, возможно случайно, информацию третьим лицам. При увольнении он остается в чатах, продолжая просматривать переписку до того, как его исключат вручную. Это повышает риск утечек и потенциальных убытков.

Руководство не имеет возможности контроля, кто с кем переписывается и какую информацию отправляет, какие файлы сохраняются на личные телефоны сотрудников. В отличие от той же рабочей почты, где все необходимые инструменты защиты есть. Именно поэтому для работы нужны специальные мессенджеры, корпоративные, правильным образом защищенные.

WhatsApp и Telegram нечего предложить в качестве контрмер. Кроме сквозного шифрования, которое вообще не является гарантией безопасности данных.

Почему WhatsApp и Telegram – не лучшие сервисы для рабочего общения, что с этим делать, и причем тут корпоративная мобильность?

3. Жизнь под риском блокировки 

Компания не может контролировать серверы публичного сервиса, так как они находятся за рубежом. Гарантий того, что мессенджер будет работать всегда, нет никаких. Все уже убедились в том, что Apple и Google могут запросто заблокировать приложения для российских пользователей. Вряд ли бизнес готов так рисковать и ждать блэкаута. 

Также в октябре 2022 года Минпромторг рекомендовал промышленным предприятиям пере отказаться от использования зарубежных платформ коммуникации для обеспечения безопасности данных. В качестве альтернативы министерство предложило мессенджеры и ВКС российских разработчиков.


Что использовать вместо WhatsApp и Telegram


Чтобы найти баланс между требованиями пользователей и службы ИБ и вытеснить публичные сервисы, нужен новый подход. Для личных устройств сотрудников оптимален контейнеризованный супер-апп. Это модульное защищенное приложение, в котором есть все необходимое для работы.

В этом приложении должны быть: 

Как минимум: 

● Основные инструменты общения: мессенджер, корпоративная почта, видеоконференции.

● Все для защиты от утечек: контейнеризация, шифрование, контроль доступов, запрет на экспорт информации.




Читайте также:  Играть и повышать продажи: 7 бюджетных идей геймификации отдела продаж




Желательно:

● Мультиплатформенные Web-аппы для бизнес-процессов. В рамках retail и e-com это может быть приложение для сборки заказов или аналитика по продажам.

Для параноиков: 

● Сертификация на обработку персональных данных и коммерческой тайны, ФСТЭК.




На практике бизнес уже начинает осваивать супер-аппы, чтобы заменить WhatsApp и Telegram. В частности, и отечественные сервисы, которые стали активно развиваться после ухода западных аналогов. Российские IT-специалисты уже накопили достаточно опыта для создания качественных и функциональных площадок корпоративной коммуникации. 

Курс на супер-аппы и замещение иностранных сервисов взят, и retail с e-commerce не остаются в стороне.

Денис Гасилин, 
CMO корпоративного мессенджера eXpress.

Для New Retail



0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности