0/5

Пришел, увидел, продал: что такое «активные продажи» и с чем их едят

Пришел, увидел, продал: что такое «активные продажи» и с чем их едят
время публикации: 11:30  03 октября 2016 года
Как часто под словом «продажа» люди подразумевают прием денег и выдачу товара. Ну еще наведение порядка в торговом помещении и выкладку товара на полки. Однако «активная продажа» – это нечто совершенно иное. О том, из каких этапов состоит активная продажа и какие ошибки мешают достижению результата, рассказывает бизнес-тренер Ксения Дурманова.
Пришел, увидел, продал: что такое «активные продажи» и с чем их едят
В современной России по-прежнему недооценивается важность профессии продавца. Многие  идут в торговлю лишь в силу обстоятельств и смотрят на это занятие, как на временный компромисс, ведь большинство считает, что эта позиция не требует специальных навыков и знаний и уж тем более обучения, помимо владения основной информацией о продукте. Следуя примеру американских и европейских ритейлеров, отечественные сетевики пытаются насадить в среде продавцов некие стандарты и правила общения с клиентом, что далеко не всегда приводит к ожидаемому результату. 

Так в чем секрет успешного продавца?

Никаких секретов здесь нет, зато, как и в большинстве профессий, есть технологии, своего рода рецепты вкусного блюда, называющегося «активная продажа». И, конечно, как и любой технологии, активным продажам можно и нужно обучаться. 

В чем отличие активной продажи от любой другой? 

Активный продавец не просто выносит коробки, демонстрирует товар, пробивает чеки, он является полноценным участником процесса покупки, именно покупки, так как его задача «играть на клиента». В активных продажах заложен принцип win-win (взаимно выгодной сделки), то есть выгода для клиента – это выгода для продавца. 
Суть активной продажи состоит в том, что консультант является инициатором процесса продажи, ведет ее в соответствии со стандартной схемой и контролирует коммуникацию с клиентом на каждом отдельном этапе, более того направляет ее.
В ход идут навыки эмпатии, социального интеллекта, знание психологии потребителя.

Благодаря навыкам активных продаж консультант успешно доводит до кассы покупателей, которые

  • «пришли просто посмотреть»;
  • имеют определенную потребность, но не знают, какой товар выбрать;
  • знают, какой им нужен товар, но не знают, в каком магазине его приобрести; 
  • или просто хотят потратить определенную сумму денег, например, на подарок.


Структура активной продажи

Весь процесс взаимодействия продавца с клиентом условно разбит на определенные этапы, каждому из которых свойственна своя манера коммуникации. Существуют как стандартные, используемые многими фразы-шаблоны, так и фишки, секреты умелых продавцов.

Первый этап – это так называемое «вступление в контакт», которое включает в себя приветствие, знакомство и начало общения. Если вы захотите почитать негативные отзывы обиженных клиентов, то с удивлением заметите закономерность: большинство рекламаций начинается с фраз «со мной даже никто не поздоровался», «продавцы даже не обратили на меня внимание». Первая и самая распространенная ошибка продавца – отдавать инициативу общения в руки клиента. Вторая – использование неэффективных фраз для начала общения, самая распространенная из которых: 

– Могу я вам чем-то помочь? – не нужно даже выходить в торговый зал, чтобы узнать самый распространенный ответ клиента.

Пришел, увидел, продал: что такое «активные продажи» и с чем их едят

Второй этап«выявление потребностей». Чтобы грамотно презентовать товар или услугу, продавцу необходимо четко уяснить, что же значимо именно для этого клиента, иначе общение превращается в стрельбу из пушки по воробьям. Многие продавцы пренебрегают этим правилом, считая, что им и так известно, чего хочет клиент. Это, пожалуй, самое распространенное заблуждение среди «продавцов-старичков», и, как следствие, причина того, почему некоторые стажеры работают эффективнее продавцов с опытом. У новичков есть замечательное, не притупленное многими месяцами работы качество – любопытство и искренний, не формальный интерес к покупателю.

Третий этап«презентация товара» и «работа с сомнениями, возражениями клиента», успех здесь полностью зависит от степени доверия между клиентом и продавцом, которой удалось достигнуть. В презентации важны не только знания о товаре и его уникальных свойствах, но и понимание того, какие выгоды принесет клиенту этот товар, почему ему нужен именно этот продукт. 

Распространенная ошибка здесь – это презентация характеристик товара. Очень часто она сводится просто к перечислению свойств продукта: камера 18МП, 15ти-кратный оптический зум, интеллектуальная вспышка, 15 предустановленных программ съемки и так далее. Что же все это дает клиенту совершенно не понятно. Хорошо, если ваш покупатель профессионал в фотосъемке, но тогда ему и продавец не нужен, он сразу пойдет на кассу, так как точно понимает, какой именно выбрать аппарат. В большинстве же случаев клиенты не знают, что такое оптический и цифровой зум и в чем их отличие, поэтому обилие не всегда понятных характеристик только смутит клиента.








Четвертый этап «завершение продажи». Есть разные способы подвести сомневающегося покупателя к кассе и оставить позитивное впечатление от пребывания в магазине, владеть этими приемами не менее важно, чем исчерпывающими знаниями о качестве продукта, так как именно от этого будет зависеть, станет ли ваш сегодняшний клиент постоянным покупателем и приверженцем бренда. 

Самая основная ошибка на этом этапе – это его отсутствие. После презентации товара большинство продавцов «выдыхают», смиренно ожидая реакции клиента, как правило, в таких случаях повисает неловкая пауза, после чего прекрасно проведенная продажа может легко сорваться, так как нарушается основной принцип технологии: продавец перестает быть активным участником, он отдает инициативу клиенту.

Ошибки на любом из этапов могут привести не только к потере продажи здесь и сейчас, но и к уходу вашего постоянного клиента к конкурентам. Какова же вероятность, что необученный продавец не совершит досадного промаха, пользуясь лишь своей интуицией и природной эмпатией? Правильно, минимальная!

Так в общих чертах выглядит активная продажа. Но стандартная технология – это не панацея от всех болезней, а лишь своеобразный «каркас», на который необходимо нанизать индивидуальный стиль, присущий обслуживанию именно в вашем магазине и качества личности самого продавца, ведь никому не интересно общаться с роботом, сыплющим заранее заученными фразами. О том, как избежать типичных ошибок, о стандартных приемах, используемых на каждом из этапов, а также фишках и секретах читайте в наших следующих  статьях.

Дурманова Ксения
Коуч, бизнес-тренер

0
Реклама на New Retail. Медиакит