Времена меняются: как Big Data сделают HR эффективным
время публикации: 13:30 10 ноября 2015 года
Сколько можно игнорировать очевидное? Эра классических кадровиков подходит к концу. HR-специалисты непростительно долго чувствовали себя рыбами в воде. Пришла пора превращаться в земноводных амфибий.
Самое время перерождать плавники традиционных компетенций в крепкие ножки Big Data.
Плавательные пузыри отношений предстоит трансформировать в цифровые лёгкие для переползания из пересыхающего пруда человеческого общения к бескрайнему океану роботизированных процедур. Перспективы футуристичны? Вспомним эволюцию такси.
Выходя из аэропорта или железнодорожного вокзала, в домобильниковую эпоху, приходилось брести к стоянке: просить несговорчивых таксистов подбросить в город по сходной цене. Бомбилы чувствовали себя королями трасс, и ничто не предвещало преждевременного заката.
В одночасье, грибами после дождя появились приложения, изменившие положение властелинов баранки. Нажатие пальцом кнопки на смартфоне заставляет автопрофессионалов соревноваться в скорости подхвата заказа, быть услужливо-вежливыми для получения благожелательных оценок.
Сушу корпоративного найма безраздельно оболотили зыбкие трясины:
- от младшего кадровика зависит, попадёт ли резюме кандидата на компетентный стол вовремя
- клерки со средней зарплатой бездушно борются за снижение будущих доходов профессионалов
- люди с потухшими глазами и отмершей совестью по-мясницки кромсают фонды оплаты труда, прикрывая формальность бесстыдства порочным лозунгом: «ничего личного – бизнес».
Сходство HR-ов с рыбами часто усиливают очки: некоторые слепнут, заполняя бесчисленные формуляры, другие используют оптический прибор дополнительной линией психологической защиты. Трансляция официальной точки зрения сдерживает искренние слова, деформируя улыбку в не сходящий рыбий зевок.
Неизбежно появятся сайты-агрегаторы, многогранно тестирующие соискателей, мобильные приложения, предлагающие релевантную работу с учётом близости к зоне проживания, цифровые помощники равномерной загрузки фрилансеров, предлагающие гибкие варианты отпусков.
Трудовые книжки смигрируют в Сеть, налоги спрямятся безакцептными списаниями, социальные пакеты перехватит телеком, распорядок дня сметёт удалённая работа из дома. Экономика давит на ценности, безжалостно выдавливая посредников, непричастных к формированию прибыли.
Пора стать двоякодышащим и уверовать в Big Data:
- говорить и слушать, сохраняя привычный жаберный подход
- оцифровывать и проектировать, глотая неокрепшими лёгкими атмосферный воздух.
За последнюю пятилетку довелось в нескольких странах оцифровывать человеческий капитал, пришло время приоткрыть завесу тайны.
Главная хитрость – всё, что не подлежит измерению, находится вне зоны контроля, поэтому сбросьте реликтовую чешую досужих домыслов.
Секрет второй – постройте многомерное пространство адекватное задаче и лишь затем приступайте к решению. Применяю группы осей следующих размерностей:
- город – территория дислокации
- блок, в котором работает специалист
- должность – позиция штатного расписания
- численность людей на позиции
- текучесть – процент сотрудников покидающих должность по собственному желанию
- грейд – важность позиции
- зарплата, включая премии и бонусы
- возраст
- стаж, учитывая трудовые контракты и сдельные работы
- процесс – область задействования
- этап – преимущественная активность
- линия – фронт, поддержка, бэк-офис
- формируемые сотрудником доходы, если есть
- расходы на содержание, с учётом непрямых
- навыки, необходимые для позиции
- компетенции, которыми владеет специалист
- тип карьеры – массовая, креативная, экспертная, менеджерская
- руководитель – текущий менеджер
- иерархия – уровень подчинённости, считая вниз от первого лица.
Наличие данных по осям после «стажа» демонстрирует уровень принятой кодификации, отражающий зрелость информационной системы и продвинутость компании. Сложность представляют аллоцированные доходы и расходы в пересчёте на позиции и конкретных специалистов.
Формирую полный перебор возможных двух и трёхмерных отчётов, например: «Текучесть. Зарплата. Стаж». Первое и третье слова наименования отражают вертикальную и горизонтальную оси, второе – значения. Решаю задачу диапазонного распределения, чтобы количество столбцов и строк было разумным:
Изучаем концентрацию:
46% текучести формируют сотрудники со стажем до 1 года и ЗП до $ 800
78% – до 3-х лет, ЗП до $ 1 600
77% – до 2-х лет, ЗП до $ 3 200
87% – до 6-ми лет, ЗП до $ 1 600
95% – до 7-ми лет, ЗП до $ 3 200
Наиболее стабильны сотрудники в диапазонах зарплат $1 600 – $2 400 и $3 200 – $4 000.
Пик увольнений по собственному желанию приходится на диапазон зарплат $2 400 – $3 200.
Сменим оси на «Численность. Грейд. Возраст»:
Наблюдаемые выводы:
32% численности формируют сотрудники в возрасте до 26 лет, находящиеся на 5-6 грейдах
39% – до 28 лет на 5-6 грейдах
57% – до 30 лет на 5-9 грейдах
70% – до 32 лет на 5-12 грейдах
Грейд слабо коррелирует со средним возрастом сотрудников.
11% численности приходится на молодых сотрудников до 22 лет и 2% на сотрудников старше 40 лет.
Сбалансированы по возрасту грейды с 5 по 8, возрастной диапазон более высоких грейдов сужается.
Следующий отчёт «Иерархия. Город. Должность»:
Делать заключения вы умеете и заметите, что позиция Старший экономист создана для Санкт-Петербурга и равна Экономисту по итоговому Уровню иерархии, а Старший и Ведущий менеджеры практически не отличаются – создают локальные паразитные уровни иерархии.
Полный перебор первых девяти осей даёт 109 результативных отчётов, по которым возможна полутысяча конструктивных выводов. В следующий раз рассмотрим пространство навыков и компетенций для подбора кандидатов на позицию и автоматизацию описания вакансии (Job Description).
Расстанемся на позитивной ноте: не спешите обвинять HR в дилетантстве – в таком случае его непрофессиональным решением можно считать и ваш приём на работу.
Читайте также:
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...