0/5

Проблема онлайн-касс для интернет-предпринимателей: два пути решения

Проблема онлайн-касс для интернет-предпринимателей: два пути решения
время публикации: 10:00  09 января 2019 года
Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market) подготовила инструкцию о том, как выбрать онлайн-кассу и какие есть альтернативные решения, которые помогут снизить затраты.

Татьяна Глазачева 
На фото: Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa Robo.market

C 01 июля 2017 все без исключения операции с использованием электронных средств платежа должны проходить через специализированную контрольно-кассовую технику (ККТ), а данные о покупках передаваться через операторов фискальных данных (ОФД) в налоговую инспекцию в режиме реального времени. 

Игнорирование новых правил грозит рядом санкций. 

Для ИП штраф составляет от 25% до 50% выручки, полученной без кассы, но не меньше 10 тысяч рублей. Для организации — от 75% до 100% неучтённой выручки, но не меньше 30 тысяч рублей. Если же нарушитель упрямо продолжает работать без кассы и его выручка будет больше 1 млн руб, то руководителю запретят занимать эту должность на срок от одного до двух лет, а деятельность организации или ИП приостановят на срок до 90 дней.

Практика показывает, что сегодня рынок перешел на использование онлайн-касс лишь частично. Кто-то нашел для себя нелегальное решение: оплата только наличными (что не может считаться полноценной мерой – во-первых, вероятен риск контрольной закупки и последующие штрафы, а во-вторых, прием электронных способов платежей в онлайн-ритейле is a must. 

Другие игроки отдали доставку на аутсорс курьерским службам, которые, в свою очередь, взяли вопрос с фискализацией на себя. Тем самым такие магазины ограничили весь спектр существующих способов оплаты до одного, что является тупиковым путем в условиях конкуренции. Третьи, в основном микробизнес, до сих пор оттягивают принятие необходимых мер для легальной торговли, соответствующей закону 54-ФЗ. Именно этим категориям интернет-продавцов – тем, кто никак не может выбрать для себя оптимальное легальное решение по приему электронных платежей – посвящена данная колонка. 

Рассмотрим два  очевидных варианта.

1) Физическая касса с выходом в интернет

Устройства такого типа делятся на три вида:

  • Мобильные онлайн-кассы имеют слабую скорость печати, маленький экран, ограниченную память на количество товаров. Такой аппарат подойдёт только мелким компаниям из-за небольшого набора функций. Плюс: низкая стоимость. 
    Цена: до 20 000 рублей.

  • POS-терминалы обладают средней скоростью печати, есть широкий сенсорный экран, можно загрузить неограниченное количество товаров. Таким образом, плюсом можно считать высокую функциональность. Главный недостаток устройства – при любой поломке осуществляется его полная замена. 
    Цена: до 80 000 рублей.

  • Фискальные регистраторы отличаются высокой скоростью печати, подключаются к любому компьютеру, имеет неограниченную память для ввода товаров, не требуют специального ПО. К плюсам можно отнести дешёвые запчасти и дешёвый ремонт. 
    Цена: оборудование можно приобрести до 30 000 рублей. Недостаток такого устройства заключается в дополнительной покупке мини-компьютера, без которого устройство не выполняет большинство функций, а его стоимость обойдется ещё в 12 000 рублей.

Проблема онлайн-касс для интернет-предпринимателей: два пути решения

Выбор конкретной модели обусловлен множеством критериев: величиной номенклатуры товара, средним количеством покупателей, необходимостью подключать дополнительное оборудование (вроде сканера штрих-кодов или эквайрингового терминала). Не последнюю роль играет и то, как именно интернет-магазин принимает оплату. Если это происходит как на сайте, так и в пункте выдачи, то подойдет любая стационарная онлайн-касса, соответствующая 54-ФЗ. В случае расчета с покупателем через собственную курьерскую службу в момент доставки, необходима именно мобильная онлайн-касса. Наконец, у интернет-магазина, который принимает оплату исключительно на сайте, есть отличный шанс обойтись без покупки или аренды «физической» ККТ – об этом ниже. 

2) Решение по фискализации онлайн 

В настоящее время у предпринимателей, которые принимают платежи исключительно в интернете, есть несколько вариантов, как обойтись без покупки или аренды «физической» онлайн-кассы. Все они позволяют легально работать в рамках закона 54-ФЗ, но обладают своими плюсами и минусами. 

  • Облачные онлайн-кассы – это услуга по подписке, которую предлагают такие компании, как, например, АТОЛ онлайн, OrangeData, Nanokassa и др.  Для подключения сервиса необходима серьезная техническая работа по интеграции с интернет-магазином, что потребует времени и финансов. 

Месяц работы облачной онлайн-кассы обойдется в среднем в 2 тысячи рублей, плюс отдельно оплачивается фискальный накопитель. 

Плюсы: не нужно связываться с покупкой физической кассы, настройкой программного обеспечения (все идет в пакете), в любой момент от подписки можно отказаться. Минус: по совокупным издержкам за год этот вариант ненамного отличается от приобретения кассы. 

  • Интеграция обычной кассы с онлайн-магазином. Довольно оригинальное решение от «Бизнес.ру», имеющее смысл в том случае, если у предпринимателя уже есть обычный кассовый аппарат. Смысл заключается в том, что интернет-магазину не нужно дополнительно приобретать онлайн-кассу, соответствующую закону 54-ФЗ – сервис поможет интегрировать старую модель с существующей платежной системой на сайте. Минус – абонентскую плату все равно придется платить (порядка 500 рублей), плюс затраты на эксплуатацию обычной кассы.

  • Бесплатная фискализация через платежного агента. Роль полноценного посредника между онлайн-магазином и ФНС сегодня может сыграть маркетплейс или платежная система, которые официально выступают действительными платежными агентами со своей ККТ.








Сегодня такие услуги предоставляет Robokassa – это решение «Робочеки». Все сделки купли-продажи проходят через онлайн-кассу платежного агента, он же самостоятельно передает информацию через ОФД в налоговую и отправляет чеки покупателям. Интернет-магазину необходимо будет подключить платежный сервис, или продублировать товарную витрину на маркетплейс, чтобы вести продажи через его корзину (на своем сайте можно поставить кнопку «оплатить»).  Плюсы: онлайн-касса не нужна ни в каком виде, оплачиваются лишь стандартные услуги сервисов без дополнительных комиссий или абонентской платы за фискализацию. 

Минусы: это решение привязано к конкретным сервисам, и не подходит магазинам, размещенным  на других маркетплейсах.

Подытожим: в некоторых случаях интернет-магазину без покупки онлайн-кассы не обойтись – например, как было упомянуто, при приеме наличных курьерами или в пунктах выдачи. Однако стоит помнить, что выбрать и приобрести онлайн-кассу мало – ее еще придется обслуживать и иногда ремонтировать. Процесс установки тоже требует хлопот: нужно настроить ПО, заключить договор с ОФД, зарегистрировать оборудование в налоговой. 

Если покупатели, предпочитающие расплачиваться наличными, составляют незначительную часть аудитории интернет-магазина, стоит задуматься о полном переходе на электронные платежи и онлайн-чеки. Это вполне соответствует тенденциям рынка: доля наличных так или иначе с каждым годом уменьшается на 5% в общей структуре платежей (согласно отчету Ecommerce Foundation по России). 

Татьяна Глазачева, 
исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market)

0
Реклама на New Retail. Медиакит