0/5

Продуктовый ритейл в Петербурге «штормит»: что происходит на рынке Северной столицы

Продуктовый ритейл в Петербурге «штормит»: что происходит на рынке Северной столицы
время публикации: 09:30  27 июля 2020 года
За последние несколько лет рынок продуктового ритейла в Петербурге существенно изменился. Одни торговые сети закрываются, а на их место приходят региональные игроки, развиваются сильнейшие. Что может привести к закрытию торговых точек, и почему коронавирус не виноват во всех бедах ритейлеров?
Рассказывает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.

В 2019-2020 годах в Санкт-Петербурге закрылось более тысячи магазинов. Рынок покидают как небольшие торговые точки, так и магазины крупных холдингов, например, «Продовольственная биржа» и «Интерторг». Казалось бы, по сравнению с другими сферами, в период карантина продовольственный ритейл пострадал не так сильно. Однако и без того крайне подвижный рынок продуктовых сетей сейчас меняется особенно быстро. 

Что спровоцировало этот «шторм» на этапе выхода из пандемии Covid-19 и что происходит на фоне недавних закрытый? 


Лидеры продуктового ритейла России – кто они?

Главные игроки продуктового ритейла в России терпят убытки, но сохраняют безоговорочное лидерство. Крупнейший из них – X5 Retail Group. Компании принадлежит более 16 тысяч магазинов по всей стране, главные бренды – «Пятерочка» (формат магазинов у дома), «Перекресток» (супермаркет) и гипермаркеты «Карусель» (хотя сейчас ритейлер начал постепенно отказываться от этого формата). Ее выручка по оценкам доходит до 1,73 триллионов рублей.

На втором месте находится краснодарский ритейлер «Магнит», который обгоняет Х5 по количеству торговых точек – их у компании больше 20,5 тысяч. К основным магазинам относятся «Магнит» (магазинов у дома), «Магнит косметик» (бытовая химия и косметика), а также «Магнит Семейный» (компактный гипермаркет). Выручка компании составляет около 1,37 триллионов рублей.

«Магниту» и Х5 принадлежит бо́льшая часть продуктового ритейла в России.

Тройку лидеров замыкает сеть магазинов из Челябинска «Красное&Белое» – алкомаркетов в формате «магазин у дома». Количество их точек по стране составляет 8617. Выручка сети оценивается более чем в 450 миллиардов рублей.

Крупнейшая торговая сеть северо-запада России и лидер по количеству гипермаркетов – «Лента» – насчитывает 380 магазинов по стране. Главный бренд – супер- и гипермаркеты «Лента». Выручка ритейлера оценивается в 417 миллиардов рублей.

Пятерку лидеров замыкает компания «Дикси», к которой относятся одноименные магазины «Дикси» (магазины у дома), супермаркеты «Виктория», а также «Мегамарт» (компактный гипермаркет). Общее количество торговых точек составляет около 2 500, а выручка доходит до 320 миллиардов рублей. 


Лидеры Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург имеет максимально высокий уровень проникновения сетевого продуктового ритейла – 87,78%. Конкуренция между основными игроками зашкаливает. При этом к лидеру рынка есть серьёзные вопросы со стороны УФАС – доля Х5 Retail Group от общего объема рынка в Санкт-Петербурге в 2020 году достигла 31,75 %, что значительно превышает установленный антимонопольный максимум в 25%. 

На втором месте находится «Лента» с долей в 17,55%, на третьем – «Окей» с долей в 10,12 %, далее «Дикси» (7,42%) и «Магнит» (7,24%).

Продуктовый ритейл в Петербурге «штормит»: что происходит на рынке Северной столицы


Что важно при выборе локации и помещения торговой точки?

Для стрит-ритейла важно наличие пешеходных потоков и, соответственно, потенциальных покупателей. Любой оператор отдаст предпочтение помещению, которое располагается на первом этаже жилого дома. Есть определенные методики расчета зоны охвата и плотности населения в зоне охвата. Поток покупателей должна обеспечивать пешеходная доступность: люди должны иметь возможность дойти до магазина своим ходом. Автомобильные потоки также важны, чтобы покупатели могли припарковать машину если не на собственной парковке магазина, то на прилежащей к нему улице. 

Также требования предъявляются и к самому помещению. Площадь торговой точки может варьироваться в зависимости от оператора. Помещение должно иметь два входа – главный и аварийный, а также удобную зону погрузки и разгрузки. Также у каждой конкретной сети существуют свои требования по площади, но в среднем магазин у дома занимает 80-250 кв.м, а супермаркет – 500-800 кв.м


Почему торговые точки закрываются?

В 2019 году в Петербурге закрылись все магазины сети «Полушка», «Лайм» и «Всенародный», принадлежавшие холдингу «Продовольственная биржа». Он покинул рынок самостоятельно, так как не выдержал конкуренцию с федеральными торговыми сетями, а также испытывал проблемы с позиционированием. 
В 2020 году после банкротства «Интерторга» были ликвидированы все магазины сетей Spar, «Народная семья», «Идея». Крупные и неосторожные инвестиции компании привели к большим задолженностям перед поставщиками и банками, и «Интерторг» объявил о своем разорении. 

Не задержались в Санкт-Петербурге супермаркеты «Виктория», которые открылись в начале 2020 года, а также закрылось несколько магазинов сети «Лэнд». В то же время, на петербургский рынок постепенно стали выходить региональные ритейлеры. После ухода Интерторга с рынка освободилось множество свободных торговых площадей и помещения бывшего конкурента уже присвоили себе «Лента», магазины казахстанской сети Green, которая к концу года планирует расшириться до 10-15 объектов в Петербурге, норильской сети «Медведь». Открылась первая торговая точка новой сети Ki-market.

Ротация в сегменте продуктового ритейла – это абсолютно понятный и закономерный процесс. В этой области смена арендаторов происходит ежегодно и ежемесячно. Это касается не только продуктового ритейла, но и других сфер торговли, а также ресторанов. Если содержать торговую точку не выгодно, арендатор либо закрывает магазин в принципе, либо учитывает все ошибки и меняет локацию. 

Магазин закрывается в том случае, если он не выполняет планируемые финансовые показатели. Основной причиной может стать изменение покупательских потоков, открытие рядом более сильного конкурента. В то же время, продуктовые магазины разных форматов и ценовой категории могут спокойно существовать рядом, так как они охватывают несколько категорий покупателей. 




Читайте также: «Уже можно?» Общепит Петербурга после снятия ограничений




Что происходит на рынке Северной столицы сейчас?

Что касается единичных случаев, то сейчас во многом это происходит из-за кризиса и пандемии. Многие ритейлеры, которые заключили договоры аренды в марте, понесли убытки – у них упали обороты, так как в нынешних условиях не было возможности «приучить» покупателя к новой точке. Высокие риски в этот период приводили к тому, что многие попросту отказывались от аренды, и помещения освобождались. 

Если не брать в расчет пандемию, закрытие магазинов можно объяснить действием простых рыночных механизмов: операторы просто не выдерживают конкуренцию. Однако иногда наличие нескольких конкурентов в одной локации играет важную роль. Так, в районах, где присутствуют почти все самые распространенные операторы – «Магнит», «Пятерочка» «Перекресток» и так далее, – торговые точки будут держаться за свои площади до последнего.  

Важно присутствовать в конкурентной зоне, где каждый магазин найдет своего покупателя. Также имеет значение и «возраст» района: например, в тех, где живет преимущественно молодежь, «здоровый» и модный «ВкусВилл» приживется с большей вероятностью, чем «Дикси» – сеть с более консервативной и привычной товарной матрицей. 

Сейчас развитие многих торговых сетей временно приостановлено из-за введения мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. С одной стороны, на ритейлеров давит снижение оборотов в период пандемии, с другой – сами сети уже достаточно расширились и укрепились на рынке, выполнили свои планы по развитию. 
Для того чтобы сеть не была убыточной, ей нужно развиваться. Однако сейчас этот процесс затормозился, потому что упали продажи: например, в начале пандемии все стали закупать продукты на несколько недель вперед, тем самым лишив магазины выручки в тот момент, когда самоизоляцию официально объявили. Это сказалось на финансовых показателях и повлияло на планы по развитию торговых сетей.

Подготовила Алиса Гончарова


0
Реклама на New Retail. Медиакит