0/5

Ресторанный бизнес в Узбекистане: как выйти на новый рынок и удержаться

Ресторанный бизнес в Узбекистане: как выйти на новый рынок и удержаться
время публикации: 10:00  01 ноября 2023 года
Фото: Family Garden/ресторан «PRO.Хинкали» в Ташкенте
Рост экономики, иностранные инвестиции, увеличение туристического потока — Узбекистан развивается быстрыми темпами. Между тем, «голубой океан» с низкой конкуренцией во многих отраслях привлекает предпринимателей из разных сфер. В их числе и ресторанная индустрия. Как открыть ресторан в ближнем зарубежье, чего ожидать и опасаться при запуске?
Ресторанный бизнес в Узбекистане: как выйти на новый рынок и удержаться


Рассказал Ерванд Галстян, владелец ресторанного холдинга Family Garden, включающего более 25 ресторанов в Москве, Сочи, Краснодаре и Ташкенте.



Оценить потенциал нового рынка 


По данным посольства Узбекистана, за последние три года количество компаний с российским капиталом в республике выросло вдвое. Несмотря на стремительный экономический рост, многие отрасли бизнеса в Узбекистане задерживаются от российской стадии развития на 5 и более лет, что и дает конкурентное преимущество новоприбывшим. Между тем, страна привлекает предпринимателей и комфортными условиями: схожая культура ведения бизнеса, несложный бухучет, а НДС даже меньше российского — 12%.

Быстро развивается и сегмент предприятий общественного питания. У местных жителей развита культура посещения ресторанов, а с ростом экономики, и, как следствие, доходов интерес к новым концепциям, иностранным кухням только увеличивается. 

Если раньше основными игроками на рынке были проекты национальной кухни, то сейчас происходит своего рода гастрономическая революция: благодаря широкому выбору ресторанов гости могут постоянно испытывать новые эмоции и знакомиться со спецификой разных кулинарных традиций. К тому же, Ташкент становится гастрономической столицей в Центральной Азии, и увеличение туристов также благоприятно влияет на посещаемость заведений.
Если раньше основными игроками на рынке были проекты национальной кухни, то сейчас происходит своего рода гастрономическая революция.

Для более полного анализа рынка можно изучать официальную статистику государственных органов и отчеты федеральной налоговой службы, исследования независимых экспертов, опросы компаний отрасли, а также каталоги франшиз, где обычно указывают оборот и сроки окупаемости.


Учесть особенности ресторанной индустрии в Узбекистане


Рестораторам, которые выходят на рынок Узбекистана, выбрать перспективную нишу не так сложно, как в России. Из-за дефицита проектов с иностранными блюдами рынок нуждается в большом разнообразии концепций, причем потенциал есть во всех ценовых сегментах и форматах. 

В Family Garden в партнерстве с Аркадием Новиковым мы открыли уже 2 проекта в Ташкенте — итальянский ресторан «Сыроварня» в 2021 году и грузинский «PRO.Хинкали» в 2023 году. Они стали одними из первых серьезных проектов данных кухонь и уверенно держат планку. Новые концепции появляются, но пока на рынке все еще низкая конкуренция среди итальянских, греческих, паназиатских, французских и других ресторанов.

На самом деле многие концепции, успешные в России, можно переносить на рынок Узбекистана. Уже проверенная бизнес-модель может быть идентичной, если не противоречит культурным и религиозным соображениям местных жителей. Однако, стоит учитывать, что местные жители еще не «распробовали» новые форматы. Изощренные концепции, узкие сегменты вряд ли будут прибыльными, так как даже к кофейням в Узбекистане начали привыкать недавно — обычно они предлагают обширное меню, как в кафе или ресторанах. 

Ресторанный бизнес в Узбекистане: как выйти на новый рынок и удержаться
Фото: Family Garden/ресторан «Сыроварня» в Ташкенте


Подготовиться к трудностям, с которыми можно столкнуться


Нехватка кадров. 

Качество блюд и обслуживания является ключевым фактором успеха для ресторанного бизнеса, и найти сотрудников, которые смогут поддерживать требуемый уровень, — очень важно. По данным HeadHunter, сегодня в Узбекистане на одну вакансию приходится всего три кандидата при норме в пять-семь человек на должность.

Кроме того, сложности могут возникнуть и с другими сотрудниками: мы привозили строителей и дизайнеров, так как местные не привыкли создавать рестораны по российским стандартам. Некоторую мебель заказывали в Москве, потому что на местных производствах не могли изготовить желаемые элементы. Но, я думаю, в будущем сложностей с этим будет меньше, ведь страна развивается.

Обучение персонала. 

В наших проектах в Ташкенте сложностей с персоналом было мало, потому что к нам вернулись многие выходцы из Узбекистана, работавшие в ресторанах Family Garden до пандемии — они уже привыкли к внутренним стандартам компании. Однако, я считаю, что команда — одна из главных опор ресторанного бизнеса, в развитие которой вкладываться необходимо постоянно. Поэтому дополнительно привозили и тренинг-менеджеров в первые два месяца работы. 

Более бюджетный вариант — пригласить ключевых сотрудников российских ресторанов для обучения персонала или как минимум создать базу знаний, которая облегчит наём и адаптацию новичков.

Знание культуры и соблюдение религиозных норм. 

Изучить основы культуры и религии местных жителей необходимо для недопущения ошибок и непонимания в общении с персоналом, партнерами и поставщиками, так и в предоставлении качественного сервиса. К тому же, при составлении меню нужно учитывать, что в Узбекистане не едят свинину. Заменять продукт можно говядиной или бараниной, а также использовать местные колбасы, они здесь высокого качества.




Читайте также: От декханских рынков к ТЦ и розничным сетям: что нужно знать о ритейле в Узбекистане




Оценить перспективы проекта на рынке Узбекистана


В новой стране важно не ошибиться с локацией — это один из важных факторов успеха проекта. Чтобы найти перспективное местоположение в незнакомом месте самостоятельно, можно изучить, как распределяются пешеходные потоки и в каких районах трафик выше, регулярно посещать заведения в разное время суток и оценивать посещаемость, исследовать будущую целевую аудиторию. Например, центр Ташкента делится на 7 районов, и в каждом свои особенности: мы выбрали Юнусабадский благодаря выгодному соседству с премиальным Алайским рынком, а в Шайхантахурском расположен знаменитый базар Чорсу, Мирзо-Улугбекский считается самым дорогим, поэтому и аудитория здесь может быть платежеспособнее и т.д.

В любом бизнесе важно не забывать о финансовой стороне проекта — создать не просто красивый, но и прибыльный ресторан. Окупаемость перспективного заведения обычно составляет около двух лет, поэтому не подумав о цифрах, можно легко прогореть. Перед запуском проекта следует просчитать финансовую модель проекта на ближайшие 3-4 года. Если у вас бизнес-модель, идентичная российской, изначально оценить ее потенциал можно даже благодаря таким простым инструментам, как SWOT, учитывая отличия рынков двух стран и находя решения для возможных внешних возможностей и угроз.




Узбекистан — перспективная страна для развития ресторанного бизнеса, где можно расширить портфель международными проектами и достичь впечатляющих результатов с помощью проекта с проработанными меню, локацией и сервисом. К тому же, с развитием туризма и международных связей, местные жители Узбекистана все больше интересуются разнообразными культурами и иностранными кухнями, что создает спрос на рестораны с концепциями, предлагающими не только узбекские национальные блюда.

Ерванд Галстян, 
владелец ресторанного холдинга Family Garden.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит