0/5

С 1 марта общепиту нужно учитывать крепкий алкоголь по-новому: как действовать бизнесу

С 1 марта общепиту нужно учитывать крепкий алкоголь по-новому: как действовать бизнесу
время публикации: 09:00  29 февраля 2024 года
@master1305 on Freepic
Бары, кафе, рестораны и другие заведения будут обязаны сообщать в ЕГАИС о каждой порции крепкого алкоголя, в том числе использованного для коктейлей и приготовления блюд.
С 1 марта общепиту нужно учитывать крепкий алкоголь по-новому


Какие нормативные акты регламентируют изменения и как общепиту выполнить требования, рассказал Владимир Поздняков эксперт Контур.Маркета по работе с ЕГАИС и государственными системами



Законодательные изменения


Требование учитывать каждую порцию крепкого алкоголя содержится в Федеральном законе от 03.04.2023 № 108-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ <О регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции>. Изменения вступили в силу 1 сентября 2023 года, однако у общепита было время на подготовку к новым условиям до 1 марта 2024 года. 

Именно 1 марта 2024 года начинают работать поправки, которые внес Приказ Росалкогольрегулирования от 31.05.2023 № 156 в форматы документов ЕГАИС, утвержденные Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 397. Кроме того, Росалкоголь сообщал, что заведения имеют право работать по-старому до 1 марта 2024 года при условии, что их программное обеспечение не готово к нововведениям.  


Что нового в работе общепита в ЕГАИС


Ранее заведение фиксировало в ЕГАИС вскрытие тары. Это считалось фактом продажи, на каждую вскрытую бутылку нужно было отправлять в ЕГАИС акт списания с основанием «продажа». Таким образом, госорганы не могли проследить, что происходит с алкоголем после вскрытия.

С 1 марта госконтроль за алкоголем станет более детальным, потому что общепит обязали отчитываться за каждую порцию из вскрытой тары. Опишем несколько сценариев работы с алкоголем по новым правилам. 

Ресторан продает бутылку. Сотрудник откупоривает бутылку, например, вина. На кассе создает чек для вина, сканирует акцизную марку на бутылке и проводит оплату. После этого касса автоматически передает в ЕГАИС сведения о продаже. То есть продажа совершается так же, как это происходит в розничных магазинах (только там не вскрывают тару). Для этого в магазинах на кассе установлен универсальный транспортный модуль (УТМ), поэтому заведению тоже понадобится УТМ, чтобы касса обменивалась данными с ЕГАИС.

Рюмочная продает порцию алкоголя, например, бокал коньяка емкостью 0,25 мл. Сотрудник на кассе формирует чек на порцию коньяка с указанием миллилитров, затем сканирует акцизную марку на бутылке и завершает оплату. Касса автоматически отправляет в ЕГАИС сведения о продаже, для этого заведению тоже понадобится УТМ. 

Бар добавляет алкоголь в коктейли или блюда. Сотрудник добавляет в чек коктейль или блюдо и проводит оплату. Сканировать акцизную марку на кассе не нужно, это понадобится, когда ответственный начнет создавать для ЕГАИС акты списания. После продажи порции в составе блюда или напитка заведение обязано отчитаться об этом в ЕГАИС не позднее, чем на следующий рабочий день. Сотрудник создает акт списания, указывает в нем каждую порцию в миллилитрах и сканирует акцизные марки с нужных бутылок, из которых разлили каждую порцию. После этого акт отправляет в ЕГАИС с основанием «Использовано для приготовления коктейлей (блюд)».




Читайте также: Правительство усиливает контроль над продажей маркированных товаров: что нового и какие риски




Таким образом, контроль за оборотом крепкого алкоголя в общепите становится более детализированным. Заведение может сканировать одну и ту же акцизную марку несколько раз, потому что бутылка делится на несколько порций. По таким списаниям и продажам государство сможет проконтролировать, не превышает ли объем бутылки суммарный объем проданных из нее порций. Если превышает, это повод для проверки. 

Гость ресторана тоже сможет проверить на легальность проданный ему бокал коньяка: для этого нужно отсканировать на кассовом чеке QR-код, который содержит информацию о проданной алкогольной продукции (п. 13 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ).

Чтобы работать по закону, владельцам кафе, баров и ресторанов нужно подключить онлайн-кассу к УТМ с автоматической передачей чеков в ЕГАИС и убедиться, что кассовая программа поддерживает новые требования. Еще рекомендуем проверить работоспособность 2D-сканера, который считывает акцизные марки.  

Продавцов спиртного могут наказать за нарушение порядка учета оборота продукции или за нефиксацию информации в ЕГАИС. В ст. 14.19 КоАП РФ предусмотрена возможная конфискация продукции и штрафы: для должностных лиц 10 000–15 000 руб., для юридических лиц — 150 000–200 000 руб.

Владимир Поздняков
эксперт Контур.Маркета по работе с ЕГАИС и государственными системами

Для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит