Статистика Robokassa: как россияне совершали онлайн-покупки в 2020 году
время публикации: 10:00 18 мая 2021 года
Татьяна Глазачева, CEO Robokassa, рассказала о самых популярных способах оплаты, типах банковских карт, банках-эмитентах по итогам 2020 года.
По подсчетам агентства Data Insight, которое специализируется на исследовании и аналитике рынка электронной коммерции, –
объем российского рынка e-сommerce в 2020 году достиг 2,5 трлн рублей, рост по отношению к показателю 2019 года составил 44%. Эксперты агентства считают, что такой скачок обусловлен влиянием пандемии COVID-19, без которого рост составил бы только 29%. Помимо этого директор агентства Data Insight Борис Овчинников на онлайн-конференции РАЭК «Рунет 2020: итоги года» сообщил о том, что количество онлайн-заказов в 2020 году выросло практически на 80%, российские потребители совершили 830 млн покупок в интернете. По прогнозам экспертов агентства:
— в 2021 году рынок электронной торговли увеличится на 34%,
— в 2022-м — на 32%,
— в 2023-м — на 30%,
— в 2024-м — на 28%.
Рост будет обеспечен, в первую очередь, за счет онлайн-покупок продуктов питания и частоты покупок других товарных категорий. Также Борис Овчинников дал следующий прогноз: «Мы видим, что в следующие годы скорость роста рынка e-commerce будет на 5-6% выше, чем ожидалось».
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что российские торговые компании достаточно оперативно приспособились к новым вводным, которые были продиктованы событиями, связанными с пандемией, а покупатели, в свою очередь, быстро адаптировались, легко меняя свои потребительские паттерны.
Этот материал был подготовлен на основе живой статистики предприятий сегмента малого и микробизнеса, предоставленной платежным сервисом Robokassa за 2020 год.
Самые популярные способы оплаты
Так же, как и годом ранее, лидером по количеству проведенных платежей остаются банковские карты, с 2019 года их доля выросла на 4,1%, а с 2018 года – на 8,8%. В 2020 с их помощью оплатили 87,62% онлайн-заказов.
По итогам 2020 года ApplePay и SamsungPay с долей в 8,82% выходят на второе место.
Тройку лидеров закрывают электронные деньги с долей в 2,26%. По сравнению с показателем 2019 года в 12,1% произошло снижение почти на 10%.
Далее располагается мобильная коммерция, их доля уже второй год подряд уменьшается, за прошлый год произошло снижение более чем в три раза, в 2020 году она составила всего 1,18%, хотя в 2019 этот показатель был 3,65%.
Предпоследнее место по показателю количества проведенных транзакций заняли карты рассрочки «Совесть», «Халва» и «Свобода», в 2020 году их доля составила 0,06%.
По итогам 2020 года самыми непопулярными способами стали интернет-банкинг и платежи через салоны связи («Евросеть» и «Связной»): их доли – 0,04% и 0,02% соответственно. Прежде многие делали ставки на интернет-банкинг, но сейчас очевидно, что лидирующую позицию получилось занять только у Сбера – остальные игроки рынка не стали фокусироваться на развитии данного способа.
Следующим образом произошло распределение способов оплаты по показателю общего оборота:
— Банковские карты – 91,4%,
— ApplePay и SamsungPay – 7,15%,
— Электронные деньги – 1,01%,
— Мобильная коммерция – 0,2%,
— Карты рассрочки («Совесть», «Халва», «Свобода») – 0,13%,
— Интернет-банкинг – 0,09%,
— Салоны связи («Евросеть» и «Связной») – 0,02%.
Типы банковских карт
Уже третий год подряд первую и вторую позиции занимают карты международных платежных систем Visa (47%) и MasterCard (43%), по сравнению с показателями 2019 года у ПС Visa не изменилась доля, а вот у MasterCard выросла более чем на 5%.
На третьем месте оказались банковские карты платежной системы МИР. После скачка роста в 2019 году, обусловленного законом № 88-ФЗ (в рамках которого все государственные учреждения должны перейти на использование карт этой ПС), доля за картами МИР в 2020 году немного уменьшилась и составила 10% (что на 2,03% меньше чем годом ранее).
Банки-эмитенты
По итогам 2020 года можно видеть, что лидером вновь становится Сбер, но уже не так уверенно занимает свою позицию – в 2020 году картами Сбера оплатили 69% онлайн покупок, что на 14,3% меньше показателя 2019 года.
Так же, как и годом ранее, на втором месте находится Тинькофф Банк, по итогу 2020 года его доля составила 7% (более чем на 2,5% больше чем в 2019 году).
Получив долю в 5%, сразу два банка (Альфа-Банк и Банк ВТБ) делят третью строчку. Для ВТБ позиция за год не изменилась, а вот для Альфа-Банка – это рост с пятой строчки.
Аналитика от Robokassa, а также приведенные данные от агентства Data Insight, говорят о том, что тенденция стремительного развития сферы e-commerce продолжает закрепляться, и насколько можно судить, это долгосрочный тренд.
Читайте также: Татьяна Глазачева, Robokassa: о «мягкой силе», о съемках в кино и о пользе театрального опыта в технологичном бизнесе
Банковские карты за счет простоты и скорости использования продолжают уверенно укреплять свои позиции. С распределением по платежным системам все достаточно стабильно – Visa и MasterCard примерно пополам делят 90%. Зато активную динамику можно наблюдать в рейтинге банков-эмитентов, Тинькофф Банк, Альфа-Банк и Банк ВТБ “перетягивать на себя одеяло”, оставив СберБанк только с 69% рынка.
* * *
Мы постоянно изучаем показатели Robokassa: регулярное отслеживание статистики дает представление о том, что происходит с рынком, а оно дает ориентиры для дальнейшей разработки. Изучайте поведение своего потребителя, чтобы в дальнейшем выстраивать более продуктивные бизнес-процессы и увеличивать прибыль своего проекта. Надеюсь, представленные статистические данные окажутся полезными, а я желаю предпринимателям профессиональных успехов!
Татьяна Глазачева,
CEO Robokassa,
для New Retail
Напоминаем, что 20 мая в 15.00 на NR LIVE пройдет онлайн круглый стол на тему «80 на 20: самые простые методы повышения продаж» с участием Татьяны Глазачевой.
Волшебная кнопка существует! Но как найти точку в процессах, которой именно эта кнопка поможет? Мероприятие бесплатное, но необходима регистрация!
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...