0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

В плюсе на $5 миллиардов: как Чемпионат мира заставил людей покупать

В плюсе на $5 миллиардов: как Чемпионат мира заставил людей покупать
Чемпионат мира по футболу, который проходит в России, стал не только праздником для всех болельщиков, но и подарком для российского ритейла и ресторанного бизнеса. Пиво льется рекой, кокошники закупаются в промышленных масштабах, в ресторанах нет свободных мест…
Аналитики The Bank of America подсчитали, что наплыв иностранных поклонников футбола и российских гостей в города, в которых проходят матчи, может стать тем «покупательским ударом», который принесет российскому бизнесу около 5 миллиардов долларов дополнительного дохода. 

О резком росте продаж радостно заявляют все – от супермаркетов и магазинов по продаже электроники до ресторанов и уличных кафе. 

11 миллиардов долларов, вложенные в подготовку к мундиалю и в создание необходимой инфраструктуры были потрачены не зря. Даже страны, изначально настроенные критически, признали, что организация чемпионата отличается особой четкостью и размахом.  Это подтверждают и многочисленные болельщики, которые приехали в Россию, чтобы стать частью всемирного спортивного праздника. 

Иностранцы, которых не впечатлили и не испугали предупреждения об опасности путешествия в Россию, отметили дружелюбие россиян и особую атмосферу в городах проведения матчей. А где дружба, там и пиво. 

«Продажи в дни игры выросли в четыре раза по сравнению с обычными днями, все пьют пиво!», – рассказал Даг Стил, канадец, чей бар пивной бар Papa`s удачно расположен на Никольской улице, которая стала неофициальным эпицентром футбольного безумия во время всего турнира. «Это настоящий хаос, благодаря которому продажи – улёт!» – радостно сообщает владелец заведения. 


«Покупательский бум»

«Чемпионат мира по футболу 2018 может увеличить потребительскую активность в России более чем на $5 миллиардов долларов в летние месяцы в таких сегментах, как розничная торговля, платежные сервисы, включая интернет и мобильную связь, и туризм», – считает Владимир Осаковский, ведущий экономист российского отделения Bank of America. «Общий положительный эффект Чемпионата мира может составить до 1% месячной динамики ВВП России, который однако будет несколько «размыт» между вторым и третьим кварталами года», – предполагает Владимир Осаковский. 

В плюсе на $5 миллиардов: как Чемпионат мира заставил людей покупать
 
«Футбольный месяц» станет тем магическим ударом для российской экономики, которая до сих пор не справилась со всеми негативными последствиями кризиса. Несмотря на то, что потребительские запросы являются одним из главных драйверов роста, уровень продаж остается пока довольно слабым, и в среднем согласно исследованию Bloomberg находится на уровне 2.4% в первые пять месяцев 2018 года. 


Пиво!

Покупательский трафик в розничных магазинах, расположенных в городах, принимающих чемпионат, показал значительный рост. Так, в сети «Перекресток» в течение первых двух недель чемпионата отметили повышение числа покупателей на 45-63% (в зависимости от расположения торговых точек). При этом особый «взрывной» рост показала продукция в сегменте пива, слабоалкогольных напитков и снеков. Подобную картину наблюдали сети «Магнит» и «Лента». 

В социальных сетях можно было увидеть заметки постоянных покупателей сети «Красное&Белое», которые отмечали, что в день наиболее значимых для россиян матчей за два часа до закрытия магазина весь ассортимент разливного пива был распродан. 

Сегмент HoReCa также оказался в числе победителей в категории «резко возросший доход» заведений. Президент ресторанного холдинга Rosinter Restaurants Holding Сергей Зайцев рассказал, что за время чемпионата число посетителей заведений выросло в среднем на 30%, а в некоторых ресторанах вдвое. При этом интересные изменения произошли и в структуре клиентского потока.

«Обычно иностранные гости составляют порядка 10-15% от числа посетителей наших ресторанов. В дни матча их доля достигла в некоторых точках 90%!» – рассказал президент компании.  

Конечно, средоточием зависти российского ритейла стала Никольская улица! Наградой за высокие арендные ставки ресторанам и магазинчикам, расположенным в этом круглосуточном средоточии праздника и эмоций, будет просто «атомный» взрыв продаж. Эксперты  называют совершенно фантастические цифры. 

Так, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов рассказал, что на фоне спортивного праздника отдельные заведения показывают рост продаж в десятки раз. «Если мы говорим про Никольскую улицу, то продажи выросли у кого-то в 20 раз, у кого-то – в 30 раз. Я знаю, что одно из заведений  в обычное время проливало 2 тонны пива в месяц. Сейчас они проливают по 2 тонны в сутки. Здесь вопрос в том, что тут практически днем и ночью улица наполнена болельщиками», — сказал он.








В целом продажи шли по синусоиде, и главной задачей ритейла было войти с ней в резонанс. Как и в день вошедшего в историю матча между Россией и Хорватией 7 июля за 2-4 часа до встречи продажи выросли на 9%, а во время игры снизились на 10%. И магазины, которые правильно почувствовали «нерв» дня и предложили посетителям нужный ассортимент, понятную навигацию и грамотный сервис, неизбежно в конце дня порадовались отличной кассе. 


Не только пиво

Крупнейший в России ритейлер в сегменте торговли электроникой «М.видео» тоже, благодаря чемпионату, привлек дополнительный покупательский трафик. Особенно активно рост продаж коснулся  телевизоров, смартфонов и аксессуаров. Компания отмечает увеличение продаж в данных категориях на 20% в мае-июне этого года. Очевидно сработало желание россиян смотреть матчи на экранах качественных телевизоров и смартфонов. И если кто-то откладывал покупку, то чемпионат мира стал дополнительным стимулирующим элементом для обновления техники. 

Коммерческий директор объединенной компании Связной | Евросеть Дагмара Иванова рассказала, что в период Чемпионата мира по футболу в Связном и Евросети наибольший рост показали категории товаров носимой электроники и аудиотехники: умные часы, фитнес-браслеты и портативные колонки.

«Рост портативных колонок в количественном выражении составил 331%, а в денежном на 247% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Категория умных часов и фитнес-трекеров показала рост в 571% в количественном выражении и 292% в денежном», – уточнила Дагмара Иванова..

Не мог чемпионат не повлиять и на продажи сувенирной продукции. «Почта России» отметила рост интереса к открыткам и маркам с изображениями достопримечательностей и российских красот. А арбатские коробейники в спешном порядке закупались кокошниками – кто мог подумать, что истинно женский национальный головной убор сметут с полок и фанаты мужского пола? Теперь весь мир вместе с «pirozhki» и «vodka» узнали и это смешное слово. 

Людмила Семушина, руководитель пресс-службы Inventive Retail Group рассказала и о всплеске продаж в магазинах, торгующих товарами для спорта. Ничто не вдохновляет на начало занятий физкультурой, как мировые спортивные праздники. «Особенный прирост мы наблюдаем в наших спортивных магазинах. Так например в магазинах Nike с 14 июня по сегодняшний день продажи в деньгах увеличились на 97 %, а в штуках на 76% по сравнению с прошлым годом. Это произошло в первую очередь за счет роста продаж футбольной одежды и аксессуаров», прокомментировала глава пресс-службы Inventive Retail Group.

Сергей Тонков, основатель носочного бренда St.Friday Socks рассказал, что в период чемпионата компании пришлось потрудиться. 

«Часть наших оптовых партнеров – в основном это сувенирные магазины – увеличили продажи носков на 60-90%. Конечно, особой популярностью пользуются коллекции, посвященные городам, России и футболу. Товар буквально сметают с полок. В нашем интернет-магазине мы также наблюдаем рост выручки в три раза по сравнению с прошлым годом. Но данный рост был нами запланирован, так как мы стали активнее использовать маркетинговые инструменты, и уже обрели обширную лояльную аудиторию. Поэтому не могу с уверенность сказать, что рост в онлайне связан с чемпионатом», – сказал Сергей. 

В плюсе на $5 миллиардов: как Чемпионат мира заставил людей покупать
 

Торговые центры

На фоне активного потребления пива, снеков и посещения развлекательных заведений, ситуация с торговыми центрами выглядит не так празднично. Крупные торговые объекты, конечно, постарались внести в оформление спортивные элементы и даже запустить конкурсы, но россияне и туристы стремятся в центре столицы, в самую гущу народных гуляний. 

По данным Shopping Index Watcom аудитория торговых центров снизилась в среднем на 3% по сравнению с маем. Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает это с тем, что наибольшая активность происходит на центральных улицах Москвы и городов, принимающих чемпионат. Поездки в отдаленные торговые центры интересуют лишь людей, в чей круг интересов футбол не входит, либо живущих в пешей доступности от объектов.

При этом торговые центры, которые подготовились к Чемпионату мира и создали для болельщиков специально оборудованные зоны, сумели привлечь трафик и в эти дни. Так, например, ТЦ малого формата «Столица» привлекли людей с помощью фан-пространства, а ЦУМ – игровыми элементами в виде футбола мячами, продаваемыми, кстати здесь же. Чемпионат мира – время, когда главным мотиватором стала эмпатия, общность эмоций и чувств и желание ритейлера не только повысить продажи, но и установить диалог с поклонниками, став с ними единым целым, – болельщиками!








Всегда так?

 Может показаться, что чемпионат мира, да и любой праздник глобального масштаба всегда и неизменно приводит к активизации потребления  и поедания. Однако это не так. Так, например, мировое первенство по футболу, которое проходило в Германии в 2006 году, напротив, совершенно отвратило болельщиков от магазинов, и падение уровня продаж было критическим. И вообще, во время последних трех чемпионатов только ритейл Южной Африки радовался росту доходов. Южная Африка и Россия!

Ниже для наглядности диаграмма, составленная аналитиками Bloomberg, на которой видна покупательская активность во время трех чемпионатов мира по футболу. В Германии он проходил с 9 июня по 9 июля, и видно, что лишь в августе постепенно начал восстанавливаться поток покупателей. В Бразилии чемпионат проходил с 12 июня по 13 июля 2014 года, и здесь картина с покупательскими желаниями складывалась несколько иначе. Всему виной сборная Бразилии, которая достаточно успешно пробивала дорогу  к главному трофею мундиаля. Бразильским фанатам, а вместе с ними и гостям страны хотелось пить, есть, гулять и тратить деньги. Однако разгромный счет в матче за место в финале, когда Германия «наказала» бразильскую сборную 7 забитыми мячами вызвали определенную покупательскую депрессию, и июль с августом в контексте продаж получились совершенно провальными. 

В плюсе на $5 миллиардов: как Чемпионат мира заставил людей покупать
 
Ожидать долгосрочного положительного эффекта от ЧМ не стоит. Как только чемпионат закончится, ажиотаж, скорее всего, сойдет на «нет», пишет Bloomberg. Несмотря на проведение турнира, увеличение деловой активности в российском секторе услуг в июне было довольно скромным, считает Сиан Джонс, экономист из IHS Markit.

Статья подготовлена с использованием данных и диаграмм из материала Bloomberg.
время публикации: 10:00  13 июля 2018 года
0
Теги: ритейл, бизнес, ЧМ -2018

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
BBCG Коммерческий директор
BBI НАССИМ ТАЛЕБ