0/5

Все по уставу: есть ли жизнь после введения онлайн-касс?

Все по уставу: есть ли жизнь после введения онлайн-касс?
время публикации: 10:00  25 января 2017 года
Ритейлеры уже который месяц ломают голову над установкой новых онлайн-касс, которые с июля этого года станут обязательными. Подготовительные мероприятия начались еще в октябре прошлого года, а уже летом предстоит первый бой, как того требует закон. Разбираемся, как розница приняла данные нововведения.
Как бы сильно бизнес не хотел, но закон о новой контрольно-кассовой технике (ККТ) все-таки приняли. Теперь с 1 июля 2017 года даже небольшие ритейлеры, не говоря уже о крупных игроках рынка, должны будут перейти на новую ККТ, которая передает в режиме онлайн данные о продажах магазина в Федеральную налоговую службу (ФНС). А уже со следующего месяца регистрировать можно будет только новые онлайн-кассы. 


Кто избежит онлайн-касс?

Согласно правилам 54-ФЗ, новые ККТ вправе не применять (ровно, как и не выдавать чеки):

  • кредитные организации, которые принимают оплату через автоматы;
  • компании, которые получают деньги на расчетный счет от других организаций и предпринимателей;
  • компании, которые торгуют на ярмарках, рынках и оказывают бытовые услуги (прописаны в п.2.с.2).


Чем отличаются новые ККТ от обычных?

По мнению властей, с новыми онлайн-кассами будет работать куда легче, к примеру, их можно регистрировать без личного визита в инспекцию, а самому через интернет на сайте ФНС или лично в инспекции. Помимо этого, ритейлерам больше не нужно в обязательном порядке заключать договор с центром технического обслуживания (ЦТО): если в работе ККТ будут сбои, для устранения неполадок можно будет разово вызвать мастера. Ритейлеры также теперь смогут обойтись без голограмм на кассах, и даже, казалось бы, обязательный выход в интернет для передачи данных в ФНС не обязателен, если компании работают в районах, удаленных от сетей связи. Теперь сетям также не обязательно составлять документы, которые утвердил Госкомстат России в постановлении от 25.12.1998 № 132.

С другой стороны, теперь ритейлеры будут обязаны передавать все сведения о пробитых чеках через оператора в режиме реального времени. Для этого им нужно будет заключать договор с оператором (раньше этого не требовалось). Помимо этого, продавцы обязаны будут выдавать не только бумажный чек, но и, если покупатель попросить, высылать его в SMS или по электронной почте. При этом в чеках нового типа указываются больше обязательных реквизитов вместо семи привычных. 
Главное отличие – все данные о продажах теперь будут храниться не на электронной контрольной ленте защищенной (ЭКЛЗ), а на фискальном накопителе.


В чем суть проблемы

Тем не менее, как бы красиво в теории все не звучало, а на практике проблем много. Еще в конце прошлого года Национальная ассоциация участников сетевой торговли (НАСТ), объединяющая крупных и средних ритейлеров, обращалась к заместителю министра промышленности и торговли России Виктору Евтухову с опасениями, что до февраля ритейлеры не успеют обновить кассовые аппараты и продажи в некоторых магазинах остановятся. Тем не менее, ассоциация поддерживает положения данного закона в силу их направленности на повышение прозрачности рынка и оздоровление конкурентной ситуации. 
С момента начала подготовительных мероприятий прошло несколько месяцев, которые уже показали, что не все может пройти так гладко, как хотелось. 

«Подготовительные мероприятия начали в октябре 2016 (инвентаризация ККТ, выбор ОФД, выбор сервисного центра), – рассказывает президент компании «Новард» и совладелец сети обувных магазинов «Эконика» Сергей Саркисов. – В ноябре получили тестовый образец ККТ с ФН для доработки ПО. Сейчас находимся в процессе установке первой боевой кассы в салоне компании. Остановились на этапе фискализации ККТ на сайте налоговой. Взаимодействуем со специалистами из службы поддержки ФНС». По его словам, за это время возникли проблемы с фискализацией ККТ на сайте налоговой инспекции. «Скорее всего возникнут проблемы после запуска кассы в боевом режиме в салоне компании», – добавил топ-менеджер.

Другие участники НАСТ также отмечают ряд проблем.

Гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков: «У поставщиков ККМ нет достаточного количества новых фискальников. Есть вероятность из-за этого не успеть по срокам перевести все магазины на онлайн кассы. Отсутствие конкретных ответов у налоговой на вопросы по процессу регистрации, по вопросам проведения скидок и возвратов по новым ККМ».

Гендиректор розничной сети «Читай-город» Михаил Иванцов отмечает следующие сложности:

  • Отсутствие ранее бывшей широкой линейки аппаратов, а сейчас очень узкий выбор. Часть имеющийся техники не подлежит доработке по тем или иным причинам (производители не успели);
  • Дальнейший дефицит аппаратов и технические недоработки, так как у производителей стоит задача выпустить огромное количество в короткий срок, а поскольку конкуренции между ними, то качество будет страдать.;
  • Большая часть программного обеспечения, сделанного для касс, которые не разрешены будет выкинуто;
  • Большие очереди при обслуживании клиента, так как при работе с онлайн-кассами требуется проведение бОльшего количества операций при продаже, в чек нужно забить реквизиты покупателя (эл адрес);
  • Отсутствие квалификации сотрудников поддержки в регионах;
  • Серьезная проблема в том, что реформу надо провести за 5 месяцев ВСЕМ КАССАМ СТРАНЫ! (практически нет переходного периода), то есть все купленные ранее аппараты (которым менее 7 лет) и поставленные по прежним правилам на учёт, придется выкинуть или доработать;
  • Риск попадания данных о продажах в нечистоплотные руки, слив информации на черный рынок, что несет прямую угрозу для компаний. Появляется возможность давления на бизнес - крупные монопольные и криминальные структуры могут заняться поглощением и выдавливанием успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса. 
Все по уставу: есть ли жизнь после введения онлайн-касс?

Директор по развитию сети «Леонардо» Борис Кац:

  • Отсутствие собственных мощностей для обработки данных у налоговой;
  • Как следствие – создание нездоровой конкуренции между 2-3 конторами по обработке данных;
  • Сроки запуска проекта в работу такие, что мало кто сможет их выдержать. Создаётся дефицит новых устройств, паника;
  • ОФД не отработал механизм приёма-передачи данных. До сих порт точно никто не знает, как оно заработает.

Отдельная проблема – случаи, когда могут возникнуть проблемы с работой интернета (или его нет вообще). «ФНС в случае отсутствия интернета способен накапливать данные в течении 30 дней. Временные пропадания интернета по заявлениям разработчиков проблем вызвать не должны. Это пока только в теории, на практике пока подтвердить не можем», – комментирует Сергей Саркисов, президент компании «Новард» и совладелец сети обувных магазинов «Эконика»


Цена вопроса

В купе с многочисленными проблемами многих волнует не только то, как со всем этим работать, но и во сколько обойдется. «Цена реформ будет очень высока для уже работающего бизнеса. Модернизация или замена ККТ / организация выхода в интернет каждой ККТ + контракт с ОФД, кроме этого посещения ИФНС для снятия с учета старых касс до модернизации, либо в случае замены на новые аппараты. Одним из плюсов реформы предполагалось отсутствие затрат на ежегодную замену ЭКЛЗ, это не так – вместо ЭКЛЗ необходима будет замена ФН, стоимость сопоставима. Переделка одной устаревшей кассы предварительно оценивается в 20-25 тыс. рублей. На новых торговых точках уровень затрат почти не меняется, плюс 3 500 руб. год на кассу на ОФД», – отмечает Михаил Иванцов.

«Сейчас мы используем ККМ (с ЕКЛЗ) за 21 тыс. рублей, цена за модификатор (ФН) для имеющихся ККМ около 12 тыс. рублей (без учёта установки). Новые ККМ будут нам обходится примерно в 23 тыс. рублей. Стоимость на точку забудет зависеть от кол-ва ККМ. Нам заменять или модернизировать более 700 ККМ», – добавил Борис Кац.

По оценке президента компании Zenden Андрея Павлова, для одного кассового места замена с перепрошивкой (доработкой) обойдется в 13 000 рублей (стоимость доставка в обе стороны + комплект модернизации + ФН + работа), замена аппарата на новый будет стоит около 22 800 рублей (стоимость ККТ + доставка). При этом отдельно ФН будет стоит 6 500 рублей, а передача данных – 2 100 рублей.
Владелец компании Baon Илья Ярошенко отметил, что стоимость доработки ККТ стоит порядка 23 000 рублей за аппарат, стоимость замены – 25 000 – 30 000 рублей за аппарат, а стоимость контракта – 3 500 – 4 500 рублей в год за аппарат. Практически аналогичные цифры приводят и другие игроки рынка. 








Ритейлеры о плюсах новых ККТ: «это путь к оздоровлению рынка»

Несмотря на проблемы и высокий ценник вопроса плюсы в введении новой реформы есть. 

Андрей Павлов, Zenden: «Технически – это сокращение времени постановки ККТ на учет до 3 часов. Отказ от обязательного договора с ЦТО с ежемесячными платежами. Основные же плюсы мы видим в том, что внедрение онлайн-касс, посредством которых информация о платежах будет передаваться по интернету напрямую в налоговую инспекцию, позволит сделать работу розничных точек прозрачной и минимизирует возможность незаконных манипуляций с выручкой. Например, есть предприниматели, которые даже при УСН работают в выходные дни на нефискальных кассах. Онлайн-кассы — это очередной шаг на пути к оздоровлению российской экономики. Такой же значимый для бизнеса как борьба с контрафактной продукцией, маркировка меховых изделий электронными метками. Процесс будет способствовать более стремительному обелению рынка, наличию достоверной информации для корректировки законодательной/налоговой базы и новым поступлениям в бюджет. Такой вывод подтверждается обширной международной практикой, где контрольно-кассовая техника с функцией передачи информации в режиме online работает уже давно и успешно».

Илья Ярошенко, Baon: «Реформа дает безусловные плюсы в рамках госконтроля движения денежных потоков в розничном сегменте рынка, позволяет планировать бюджет налоговых сборов и контролировать поступления. Для покупателя - это удобство от введения возможности получения электронного чека (для особо продвинутых покупателей).  Для организаций розничной торговли основной плюс – это очистка рынка от недобросовестных компаний, шаг в сторону честной конкуренции. Так же некоторые плюсы могут проявиться в долгосрочной перспективе глобальной автоматизации в организации, есть плюс в сокращении времени и ресурсов при регистрации ККМ в ИФНС. Но то, в какой спешке все это сейчас внедряется, скорее больше минусов: сжатые сроки, риск невозможности осуществлять торговлю, ну и стоимость внедрения». 

Михаил Иванцов, «Читай-город»: «Для бизнеса – возможность регистрации касс удаленно через интернет, это единственное преимущество, которое позволяет избежать бюрократические препятствия. Не более того. Основные плюсы видны только для производителей оборудования и ОФД. Одни получат увеличение продаж оборудования, вторых до этого не было вообще».
Публикация подготовлена на базе материалов НАСТ

0
Реклама на New Retail. Медиакит