Можно ли было рассчитывать, что хоть кто-то еще сможет посягнуть на успех МЕГИ – царицы за МКАД? Михаил Петров, генеральный директор компании SmartEstateMoscow отправился в подмосковный Зеленоград для того чтобы оценить сильные и слабые стороны ТРЦ «Зеленопарк».
На фото: Михаил Петров, Михаил Петров, генеральный директор компании SmartEstateMoscow
Торгово-развлекательный центр «Зеленопарк» работает уже 2,5 года, но не устаревает, а только наращивает обороты, доказывая всем своим существованием, что заливные луга Московской области – непаханое поле потребительских возможностей.
Несколько лет назад, когда проект только анонсировался на рынке, единодушная реакция якорных операторов была скептической. Многие из них подписали договоры в докризисное время, в погоне за выполнением плана по открытиям и не питая надежд на хорошие продажи.
Если сравнивать два очевидно конкурирующих проекта – МЕГА Химки и «Зеленопарк», то различия будут очень заметны. Все равно, что сравнивать шведские фрикадельки и круассан: эти продукты никак не заменяют друг друга, а лишь вносят разнообразие в наш рацион.
Круассан для сравнения я выбрал не случайно: совладельцы компании-девелопера проекта, – французы. По моему опыту, представители этой, мною горячо любимой нации, обладают одной важной особенностью – деликатностью в отношении среды, в которой созидают. При этом первый взгляд – отнюдь не тот, с которого может случиться любовь с этим объектом.
Справка об объекте:
• GBA: 140 000 кв.м
• GLA: 110 000 кв.м
• Расположение: Ленинградское ш., 18 км от МКАД
• Транспортная доступность: ТРЦ расположен на Ленинградском шоссе при въезде в г. Зеленоград. Обеспечен прямой доступ с Ленинградского шоссе и новой скоростной трассы M11 Москва-Санкт-Петербург. Доступ на бесплатном шатл-басе обеспечивается из Зеленограда, Сходни и Солнечногорска.
• Охват аудитории: 1.1 млн. человек, с учетом коэффициента проникновения 700 тыс. человек.
• Окружение: Ближайший к ТРЦ населенный пункт – г. Зеленоград. В границах зоны охвата активно ведется новое жилищное строительство. Объемы вводимых площадей на 1000 человек превышают аналогичные показатели по Москве и Московской области.
• Паркинг: 5 000 м/мест
• Трафик: 25-30 тысяч человек в будни, 35-45 тысяч человек в выходные
• Якорные арендаторы: гипермаркет «Ашан», DYI Leroy Merlin, «Декатлон», «Детский мир», город профессий «Кидбург», «М-видео», «Домаркет», «Спортмастер», «Дарвин», батутный центр «Атмосфера», Kiabi, LC Waikiki, Kai, CCC. Zenden, кинотеатр «Синемапарк», группы компаний Adidas, Inditex и LPP, H&M, Gloria Jeans, Zamania, рестораны Il patio, «Планета Суши», Чайхона Lounge.
Фасад торгового центра не представляет собой ничего выдающегося, отдельный корпус занимает «француз» Leroy Merlin. Разметка парковки, фонари, неидеальный асфальт и отсутствие внешней навигации (при наличии, в общем-то, неплохой внутренней)…
Да, я придираюсь, потому что знаю: французы меня услышат и поймут.
В такой локации, среди лесного массива и запаха полевых цветов и хвои, я хочу чувствовать, что торговый центр – не противоречие живой природе, а ее продолжение – точно так же, как человек и плоды его трудов есть часть природы.
Заглянем на родину отцов «Зеленопарка». Под Парижем я видел ритейл-парк La Vallee Village Outlet Paris, где парковка продумана лучше и дает покупателю кусочек внимания и уважения уже с первых минут пребывания. Границы парковочных лотов были разграничены деревьями и живыми изгородями, а негромкий джаз из колонок настраивал на легкость бытия. Сложно не помечтать о том, как что-то подобное появляется в России.
Возвращаясь в реальность, из пригорода Парижа в – Зеленоград, разберемся в анатомии нашего объекта исследования.
Торговый центр расположился на одном уровне и с первых минут присутствия понятно, что бал здесь правят дети.
По словам директора по аренде DG 19, владеющей объектом, один уровень и 9 входных групп – это еще и залог безопасности объекта. Основной вход не был определен девелопером, а выбран посетителями стихийно – наиболее удобный для приезжающих со стороны Зеленограда. Возможно, по этой причине концепция в наиболее трафиковой зоне строго не соблюдена: в миксе детских развлечений и магазинов затесались «М.видео», Fashion House, Kari и другие. Наличие «Спортмастера» прямо напротив Fashion House с основной аудиторией женщин 45+ тоже слабо смахивает на запланированный стратегический ход.
Центральный торговый атриум плохо освещен, но все же создает ощущение драйва шопинга с оттенком fashion, в этом ему помогают MAC, «Рив Гош», L’Occitane, а также несколько ювелирных брендов и монохромный Cofix.
Усилив эту зону модными операторами, можно получить статус торгового центра-трендсеттера в своей локации и заслужить аудиторию, за которой всегда тянутся массы. При этом ярмарка русских дизайнеров в центральном атриуме – просто эпическая ошибка! Концепт оборудования хороший, но его высота не позволяет повесить длинное платье так, чтобы оно не касалось пола.
Помимо дизайнерской одежды и аксессуаров, организаторы разместили игрушки и сувениры. Вероятнее всего, налицо классический пример нежелания администрации вникать в сложный бизнес pop-up и демонстрация глубокого непонимания того, для чего на самом деле маркетингу ТЦ нужны ярмарки как инструмент.
В то же время, отдел аренды говорит о важности инвестиций в маркетинг торгового центра. Среди основных статей расходов объекта – наружная реклама, реклама в интернете и поддерживающие мероприятия внутри ТРЦ. Кроме того, собственник отмечает: многие арендаторы с радостью идут на партнерские проекты. Не гнушаются они и бартерных сделок, не портящих имидж объекта.
Очень легко отклеить красный распродажный ценник в известном магазине, увидеть ту же цену, что и до распродажи, и больше никогда, никогда не верить в ритейл точно так же, как многие сегодня не верят банкам.
Важно отметить интерьерную концепцию торгового центра, которая, благодаря прозрачной крыше, гранитному полу и мультивариативности фасадов витрин создает атмосферу торговой улицы. Постепенно пропадает искусственность пространства: человек ощущает себя свободно, охранники не так резко выделяются на фоне пола и стен – нет ощущения тотальной слежки и можно расслабиться.
К сожалению, вместе с «улицей» приходит и уличная грязь. Да, в торговом центре грязно, и это не пятна на натуральном камне пола, это простой бытовой мусор – бумажки, фантики, стаканчики. В общем, дайте жалобную книгу.
Идем дальше. Следующая галерея представляет собой первоклассные крупноформатные магазины традиционных операторов ТЦ: огромный магазин «Сударь», новый концепт Finn Flair, Zolla, Cropp Town, MOHITO, Ostin, бренды Inditex и Mango.
И здесь мне хочется спросить сразу всех собственников ТЦ: если вы привлекаете крупнейших игроков рынка ритейла, на что вы рассчитываете?
Вы имеете право думать, что западные операторы обеспечат должное качество торговли – но не тут-то было. Все рушит цепочка последствий: однообразный ассортимент и жалобы на отсутствие ходовых размеров = разочарованный покупатель. Плохо одетые манекены в витринах = гарантия отсутствия интереса. Распродажа неликвидного, а не сезонного товара = игра с огнем. Такое поведение крупных международных ритейлеров ставит под удар весь механизм торгового центра и лояльность покупателей, которые в данном проекте 100% есть.
Дело в том, что покупатель уже не так глуп и наивен, как раньше. Очень легко отклеить красный распродажный ценник в известном магазине, увидеть ту же цену, что и до распродажи, и больше никогда, никогда не верить в ритейл точно так же, как многие сегодня не верят банкам, дискредитировавшим себя годы назад мелким шрифтом в договорах с кабальными условиями.
Помните: жесточайшие санкции в договорах аренды со стороны арендодателей за ущерб бренду торгового центра – это не фантастика, это уже наступающая реальность!
Владельцы «Зеленопарка» находятся в шаге от настоящего джек-пота: им, безусловно, стоит обратить внимание на возможность создания нормальной единой концепции зоны питания с качественной атмосферой.
Следующий атриум с оператором H&M выглядит темным и пустым: расставленные пуфы с влюбленными парочками на них добавляют охранникам функции полиции нравов, но в целом все достаточно мирно. Да будет свет и маркетинговые активности (хотя бы по выходным) в этом атриуме ТЦ.
2-ая фаза торгового центра прилегает именно к этому «атриуму любви»: бо́льшая часть готовящихся к открытию магазинов расположится именно в этой зоне. По информации от арендодателя, ожидаемым якорным оператором станет Familia формата премиального сток-центра, аналогичного тому, что открылся в ТРЦ «Ривьера» не так давно. Ценными приобретениями этой зоны также стал аутлет Lacoste и Zamania, успех которой сегодня всем очевиден, а осенью открытия ждут Stylogie, Concept Club и Cozy Home.
Фудкорт проекта – это центральная часть торгового центра, и уникальными фишками пространства стали гигантский скалодром и 14-метровый веревочный «Панда парк». И вновь немного портит впечатление неаккуратность: хаотично разбросанные спортивные маты у подножья искусственной скалы. Сливки с фудкорта снимают, как обычно, Burger King и KFC, а отсутствие в проекте McDonald’s – упущение отдела развития фастфуд-гиганта. На фуд-корте нет свободных мест, а кассы конкурентов не перестают бить чеки.
Этот фудкорт – кормилец торгового центра не только в переносном, но и в прямом смысле: как объединение наиболее платежеспособных арендаторов. Фуд-концепция определенно является основной точкой развития для торгового центра. Владельцы «Зеленопарка» находятся в шаге от настоящего джек-пота: им, безусловно, стоит обратить внимание на возможность создания нормальной единой концепции зоны питания с качественной атмосферой, комфортной рассадкой, возможно, с небольшой сценой, где проходят мероприятия, зоной фуд-концепций новой волны и всем прочим – это cashflow арендаторов в краткосрочной перспективе и лояльность покупателя на развивающемся тренде.
Наиболее очевидной возможной локацией для увеличения фудкорта являются зоны, которые не работают на синергию, а привлекают целевой трафик. Например, это малоизвестный гипермаркет мебели, фасад которого затмил входную группу кинотеатра, приютившегося сбоку как бедная родственница, или странный оператор развлечений «Виртуалити» с голыми темными стенами и очевидной рукотворностью – явные, явные кандидаты на замещение качественным и привлекательным фудкортом.
Напоследок, немного о якорях.
«Ашан» в торговом центре заслуживает отдельного внимания и… удивления. Профессиональный, казалось бы, оператор, оказывается пустым к вечеру каждого дня – не от покупателей, а от продуктов.
Складывается такое ощущение, что администрация гипермаркета просто саботирует покупательский интерес. Пообщавшись с несколькими соседями по очереди в кассу, я услышал неудовлетворительные отзывы конкретно об этом супермаркете. Мне, как агитатору и пропагандисту «Ашана», восхищающемуся его виртуозным управлением, было больно слышать все эти отзывы. Значительное количество закрытых кассовых узлов также говорит о проблеме, при том, что трафик ТРЦ динамично растет. Надеюсь, администрация торгового центра разделит мои опасения и примет эффективные меры.
Борис Кац, член правления НАСТ, директор по развитию сети Хобби-гипермаркетов «Леонардо» поделился своим мнением в отношении торгового комплекса:
«Торговый центр имеет сложное прошлое и не очень простое настоящее, однако ситуация в ТЦ постепенно улучшается.
Торговый центр строился и открывался частями. Первым был открыт Леруа-Мерлен. К сожалению, как это принято теперь, он построен как отдельное здание и не соединён с ТЦ. На мой взгляд, это никак не влияет на продажи Леруа, но снижает продажи ТЦ. Принцип «девочки направо (в ТРЦ), мальчики налево (в Леруа)» тут работает не полностью. Аналогичная история и с Декатлоном, который вроде как есть в этом ТЦ, но никак на поток ТЦ не влияет, т.к. имеет свою отдельную входную группу.
В процессе строительства ТРЦ случился пожар, который отодвинул сроки запуска. Не весь ТЦ был запущен сразу. Надо отметить, что если старт продаж у арендаторов в ТЦ был совсем слабый, то сейчас ситуация выправляется – команда проекта работает.
На сайте обмена мнениями и рейтинга торговых центров NASTIS.ru есть всего один отзыв про торговый центр «Зеленопарк». Возможно, после этой публикации появятся новые отзывы, что, в свою очередь, будет способствовать созданию более четкого и объемного представления о сильных и слабых сторонах всего проекта».
Успех в «Зеленопарке» определенно ждет всех детских операторов – от детских курточек до развлечений.
Обувные операторы точно придутся ко двору: возникает ощущение, что горячие пирожки на фудкорте и модельные лодочки поглощаются в ТРЦ с одинаковой интенсивностью.
Мультибренды разного уровня, в том числе и премиального, объединяйтесь: для вас это прекрасная возможность обеспечить качественной модой Зеленоград, Клин и множество дачных поселков с высокими доходами их жителей. Эта публика в «Зелонопарке» точно есть, и конкуренты, скажу вам по секрету, уже преуспевают.
Кому идти в ТРЦ не стоит?
Мы не рекомендуем данный торговый центр компаниям, у которых дистанция от офиса до «Зеленопарка» снижает качество персонала и заставляет выгружать сток по принципу «для периферии все сгодится». Также мы не рекомендуем данный объект проектам, управляемым на «автопилоте».
Несмотря на подчеркнутые мной важные нюансы, общее впечатление от торгового центра в финале остается положительным. В этом проекте есть жизнь, есть много семей с детьми, есть ощущение «своего» места для локалов.
В конце концов, здесь просто хорошо – а, значит, есть бизнес!
Об авторе: Петров Михаил Андреевич, генеральный директор компании SmartEstateMoscow, которая уже более 13 лет предоставляет финансовые и комплексные профессиональные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам на рынке коммерческой торговой недвижимости. Михаил Петров является признанным экспертом ведущих федеральных изданий, на его счету сотрудничество с лучшими торговыми центрами страны, такими как МЕГА, «Атриум», «Авиапарк», «Метрополис» и другие.