Звёздный бизнес: как заработать на идее космоса
время публикации: 11:02 11 декабря 2014 года
С первого полёта Юрия Гагарина в космос прошло всего чуть больше полувека — но от галактического романтизма за это время не осталось и следа. Сегодня люди путешествуют по Вселенной, не вставая с дивана, а безумная пустота над головой так и остаётся обыденной декорацией.
Теперь на космосе зарабатывают деньги. Как правило, для этого можно даже особо не выходить из кабинета и не знать, сколько планет в Солнечной системе. Глубоко внутри мы всё так же тоскуем по межпланетным перелётам и чужим мирам — и это приносит армии «космических» дельцов неплохой доход.
Итак, во что же превратился полёт мыслей и чувств 60-х?
Космические бренды
Проще всего оказалось растащить мечту на бренды. Первая волна в нашей стране началась ещё полвека назад, когда космос был в самой большой моде.
Самое яркое отражение тема нашла в относительно широкой нише сигаретных брендов. Советские курильщики покупали «Космос», «Лайку», «Спутник», «Ракету» с «Кометой», «Орбиту» и поэтический «Шестой океан». Позже появились страшно дефицитные «Союз-Аполлон» с вирджинским табаком от Phillip Morris.
Хромой советский ритейл тоже не остался в стороне: по всей стране универмаги и рынки активно получали околокосмические имена. Правда, чаще всего это было связано с местной топонимикой — новые городские районы назывались именами космонавтов, конструкторов и соседних космических тел. Позже из многих «космических» универмагов получились одноимённые торговые центры.
С топонимикой же связано и большинство подобных названий ТЦ в России. Так, в Москве уже долго идёт судебная тяжба между застройщиком и наследниками Юрия Гагарина по поводу названия торгового центра «Гагаринский». Девелопер утверждает, что имя молл получил в связи с расположением у площади Гагарина, наследники же хотят заполучить свои отчисления за использование знаменитого имени. При этом свой «Гагаринский» есть в куче других городов: навскидку вспоминаются Нижний Новгород, Екатеринбург и Симферополь. Ну и в не меньшем количестве, конечно, представлены и прочие «Спутники» и «Космосы».
Вообще, перечислять бренды, связанные с космосом — дело страшно неблагодарное. В России каждая вторая фирма называется «Орбита», а названия «Ракета», «Комета» и «Метеор» когда-то проникли даже в такую неожиданную область, как скоростной пассажирский флот. Тема полётов за пределы атмосферы ещё долго будет будоражить умы наших сограждан, сомнительно влияя на их креативность.
Путёвки в космос
Побывать в космосе, не будучи космонавтом, стало возможным в начале нового века. В 2001 году на Международную космическую станцию (МКС) полетел первый космический турист Деннис Тито.
Сейчас стоимость десятидневного полёта на МКС составляет несколько десятков миллионов долларов. Ещё за $15 млн можно даже выйти в открытый космос. При этом даже наличие достаточной суммы на счету не гарантирует допуск к полёту, поскольку турист должен наравне с профессиональными космонавтами пройти медкомиссию: всё-таки космический полёт — не шутки, даже если все расходы клиент берёт на себя.
Деньги от коммерческих перевозок любопытных на орбиту получают наш Роскосмос и американская компания Space Adventures. В программу подготовки туриста входят несколько тренировочных полётов с созданием искусственной невесомости и полный курс тренировок в Звёздном городке. Запуск и возвращение космонавтов-миллионеров на орбиту происходит в составе профессиональных экипажей, отправляющихся на МКС на работу.
Другой способ развлечения предлагает компания неуёмного Ричарда Брэнсона Virgin Galactic. Компания разрабатывает и строит возвращаемые космические корабли специально для space-туризма. По задумке, клиент за $250 тыс. получит 2,5 часа суборбитального полёта на высоте около 100 км, из них 5-6 минут пройдут в полной невесомости.
Программа находится в стадии активной разработки, уже построены самолёты-носители WhiteKnite 1 и 2 и два космических корабля SpaceShip (один из них разбился при испытаниях 1 ноября 2014 года). Кроме того, в 2010 году Virgin Galactic возвела первый частный космопорт America. Депозиты за свой билет в космос уже внесли около полутысячи человек.
Звёздная реклама
Если не брать в расчёт популярную космическую тематику в рекламных роликах, то ниша звёздной рекламы пока что заполнена слабо. В то время как возможности там — поистине безграничны.
Первый рекламный носитель, который приходит в голову при взгляде на небо — огромная Луна. Тема с размещением рекламы на видимой стороне Луны неоднократно обыгрывалась в кино и особенно в мультсериалах; в реальности же первопроходцами намерены стать, конечно, японцы.
К сожалению, до размещения баннера «Продам гараж» во всю Луну на японском дело ещё не дошло. Одна из местных компаний намерена всего лишь закинуть на спутник килограммовую титановую банку с напитком Pocari Sweat собственного изготовления. За полётом и прилунением банки компания собирается активно следить и транслировать её путь на всю планету. Старт намечен в октябре будущего года.
Более эффективно поступил отечественный Роскосмос. В текущем году ведомство позволило выкупать рекламные места на фюзеляжах стартующих с Байконура ракет и обшивке спутников: в ответ рекламодатель становится официальным спонсором исследования космоса. Подобный подход давно практикуется в США, где с 2007 года реклама стала официальным дополнительным источником доходов для NASA.
Оригинально использовала тему космоса в своей рекламе Red Bull. В 2013 году компания банально выкинула человека с 40-километровой высоты в прямом эфире, дабы посмотреть, что с ним станет. Весь обклеенный рекламой напитка, Феликс Баумгартнер благополучно приземлился, а мы позже написали об этом целую статью.
Торговля метеоритами
Самым оригинальным способом заработать на космосе оказалась торговля упавшими на Землю метеоритами. Особенно широко подобная деятельность развернулась в 2013 году после падения Челябинского метеорита. Предприимчивые уральцы тут же кинулись продавать первые попавшиеся камни под видом знаменитого болида — и, что характерно, торговля пошла как по маслу.
Сегодня цены на метеоритные обломки сильно разнятся в зависимости от из размера и редкости. Так, 200-граммовый кусок Сихотэ-Алиньского метеорита можно купить всего за $200, поскольку вокруг места падения уже сто лет как валяется порядка 70 тонн его осколков. В свою очередь, несколько граммов метеорита Нахла обойдётся аж в $35 тыс. — из-за его редкости и легендарности.
Из метеоритов также делают украшения с неадекватно задранной ценой, а в крупных городах открываются целые магазины с метеоритами и, до кучи, металлодетекторами для их поиска.
Почти слетал в космос Алексей Максимук
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...