8 самых громких скандалов вокруг кражи авторских прав
время публикации: 11:55 19 марта 2015 года
Кто-то считает авторские права порождением капиталистического общества потребления. Кто-то, наоборот, уверен, что обойтись без них невозможно. Тех, кто обладает ими, одни называют нехорошим словом «копирасты», а другие – «правообладателями».
Закон об охране авторских прав был принят в Венеции еще 541 года назад – 19 марта 1474-го. Уже тогда, полтысячелетия назад, гражданин получал «моральное право» на собственные изобретения и исключительную возможность использовать их по своему усмотрению.
Надо отметить, что живший в Венеции именно в те годы Леонардо да Винчи воспользоваться новым законом не решился. До сих пор непонятно, что же помешало гениальному творцу – то ли врожденная скромность, то ли страх церкви, которая тогда с большой опаской относилась к подобным “вольностям”.
Прошли пять с половиной веков, и сегодня копирайт есть у всего, что нас окружает – в том числе, например, и у этой статьи. И, несмотря на это, авторские права продолжают нарушаться с завидной регулярностью. Причем грешат плагиатом как мелкие фирмы-производители, так и транснациональные гиганты.
Эйнштейн и General Motors
Выход на американский автомобильный рынок кроссовера GMC Terrain начался со скандала. General Motors получила иск после публикации рекламы нового авто в спецвыпуске журнала People. Слоган «Идеи тоже бывают сексуальными» воплощал в себе загорелый атлет с татуировкой «E = mc2» на плече. Все бы ничего, но накачанный торс венчала голова Альберта Эйнштейна, что и стало поводом для судебного разбирательства.
Как выяснилось, перед своей смертью в 1955 году великий физик завещал Иерусалимскому университету все права на использование своего образа. Именно это заведение и потребовало с автоконцерна 75000 долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Любопытно, что этическая сторона рекламы ученых ничуть не смутила.
Coca-Cola и лунатизм
Рекламный ролик, который Coca-Cola транслировала во время Суперкубка в 2010-м году, вызвал нешуточный скандал уже через сутки после первого показа. Причем возмущаться первыми начала вовсе не правообладатели, а обычные зрители, заметившие, что спот «Кока-колы» удивительным образом напоминает рекламу молочной продукции израильской компании Yotvata. Ролики объединяла не только схожая сюжетная линия – у них были одинаковые названия («Sleepwalker»), а в качестве музыкального сопровождения звучало «Болеро» Равеля.
Когда факт «заимствования» стал достоянием ведущих СМИ Израиля и США, представители Coca-Cola заявили, что «не догадывались о существовании похожей рекламы».
«Аленка» vs «Алина»
Спор между столичной кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и предприятием «Славянка» из Белгородской области дошел аж до Арбитражного суда. «Красный октябрь», производящий популярный шоколад «Аленка», подал иск о взыскании 310 миллионов со «Славянки», запустившей линию по производству шоколада «Алина».
Дело было в том, что упаковка белгородского шоколада была слишком похожа на обертку «Аленки». Кроме того, на ней тоже была нарисована девочка в цветастом платке.
Разбирательство длилось два года, и за это время фабрики пошли на мировую, по условиям которой «Славянка» обязалась выплатить «Красному Октябрю» 15 миллионов за нарушение прав на товарный знак.
Модель для сборки
Супермодель Кейт Мосс на своем веку выслушала массу обвинений во всех мыслимых грехах. Не обошел ее и скандал, связанный с нарушением авторских прав. Красотку, запустившую собственную линию ювелирных украшений и снявшуюся в ее рекламе, немедленно уличили в плагиате.
Разоблачителем Кейт Мосс стал дизайнер Дэвид Юрман, который заявил, что супермодель заимствовала его идеи для продвижения драгоценностей собственного производства.
Позже выяснилось, что Мосс действительно раньше работала в качестве модели с Юрманом, а скандал разгорелся после того, как она решила начать сотрудничество с другим ювелирным брендом – но уже в качестве не только модели, но и дизайнера украшений.
Вот это номер!
По стопам упомянутой выше “Кока-колы” однажды пошли и представители мобильного оператора “Билайн”. Обвинения в нарушении авторских прав посыпались на компанию после выхода рекламного ролика услуги “Бесценный номер”.
Дотошные интернет-пользователи довольно быстро обнаружили подозрительное сходство рекламы “Билайна” с клипом на песню израильского певца Орена Лави “Her morning elegance». Что неудивительно – клип этот в свое время номинировался на премию «Грэмми».
Сюжеты двух видео, конечно, различаются, однако стиль и идея российского ролика, по мнению зрителей, были заимствованы из творения израильских аниматоров Юваля и Мейрав Натан.
В итоге ОАО «Вымпелком», которому принадлежит оператор «Билайн», решило снять оскандалившийся ролик из эфира телекомпаний. Также представители «Билайна» пытались удалить видео и из Интернета, что оказалось весьма сложной задачей – ролики, содержащие обидное слово «плагиат», моментально разлетелись по всей Сети.
Сладкое слово “Победа”
Итальянская компания пристально следит за появлением на рынке аналогов своей сладкой продукции. До такой степени, что на имя входящей в состав Ferrero фирмы Soremartek S.A. как товарный знак зарегистрировано фото «конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью – в обсыпке из кокосовой стружки».
В 2007 году Soremartek подала в суд сразу на две российские компании – петербургскую «Ландрин» и московскую «Чакуба». Решением суда выпуск и продажа конфет ответчиков были прекращены.
Через три года, в 2010-м Ferrero судилась с кондитерской фабрикой «Победа», выпускавшей конфеты, напоминавшие столь любимые Дорджем Клуни Ferrero Rocher. В этот раз обошлось мировым соглашением, по условиям которого менялся дизайн упаковки конфет.
«Спартак» vs «Спартак»
Довольно интересный иск был получен ФК «Спартак»: клубу пытались запретить использовать обозначение «Спартак» в вымпелах, значках и… спортивной одежде. Истцом выступила общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» имени Н. П. Старостина».
МФСО «Спартак», как выяснилось в суде, принадлежали права на одноименный товарный знак. В случае проигрыша дела ФК «Спартак» лишался бы права продавать болельщикам даже красно-белые шарфы.
Однако, во время судебного разбирательства стало известно, что права на «Спартак», хоть и неисключительные, но принадлежат и футбольному клубу, так что нарушения законодательства об авторских правах в этом случае обнаружено не было. По крайней мере, пока.
Напитки покрепче – права подороже
На алкогольном рынке тоже идет нескончаемая битва за авторские права. Так, в 2008 году в России была прекращена правовая охрана товарного знака Cristal, под которым французская компания Champagne Louis Roederer выпускала и до недавних пор ввозила в нашу страну шампанское. Согласно легенде бренда, элитный напиток был создан по заказу императора Николая Второго.
Роспатент пришел к выводу, что Cristal «до степени смешения» схож с товарным знаком Kristal, под которым выпускает водку предприятие «Союзплодоимпорт». В результате долгих судебных тяжб Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Роспатента, и поставки элитного шампанского в Россию были остановлены.
Тот же Роспатент в 2009 году отказал в регистрации товарного знака «Володя и медведи» подмосковному ООО «Роялти» по причине того, что он «наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам». Легализовать «Володю и медведей» удалось только в 2012-м. По всей видимости, доводы юристов о том, что «фантазийное словесное обыгрывание одного из самых популярных в России имен «Володя» и персонажей русских сказок — медведей (например, «Маша и медведи» и «Три медведя») не может причинять какой-либо ущерб интересам общества и государства», все же возымели свое действие.
Читайте также:
«Газированный хаос»: кто из игроков сможет победить на «рынке со вкусом колы»Читайте также:
О том, как крадут и защищают авторские права рассказывал Дмитрий Ковальчук
1
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...