0/5

Функционально-стоимостный анализ как средство против спеси

Функционально-стоимостный анализ как средство против спеси
время публикации: 10:00  22 января 2019 года
Время чтения: 6 мин 30 сек.
2019 год ознаменовался поднятием НДС с 18 до 20%. В ряд с бутылкой колы на 900 мл и пакетом гречки в 2 фунта, добавились упаковки на 9 яиц. Литр, килограмм и десяток уже не в ходу. Подорожала одежда, топовые гаджеты, спортивное снаряжение. Мощные игровые компьютеры уверенно взяли планку в $ 50’000.
Выбирая между продуктами, сопоставляем параметры: стоимость единицы массы, внешний вид, привлекательность упаковки. Разгадываем хитрости маркетологов, положивших жизнь на оттачивание искусства введения в заблуждение. Полагаем, что думаем. На деле – копаемся в собственных предрассудках.

Жизнь поддаётся анализу лишь в осадке. Ошибка осознаётся, когда поздно исправлять. Декомпозиция желаний выдаёт несоразмерность запросов. Голос кошелька требует образумиться. Импульсивные траты заедаем и запиваем щедрее рациональных. Дробим бабочку, гробя её красоту. Гоним воздержание прочь.

Исследовать – значит наблюдать то, что видели все, и рассуждать так, как не думал никто. Но подобным образом поступать не хочется. Сравнивая своё с чужим, выпячиваем заметное, не замечая скрытое. В начале 2000-х товарищ слетал в Китай и вернулся с ноутбуком. Все отметили плохую сборку, меня удивила ручка.

Переносной компьютер-барсетка был очаровательно наивен, но раньше подобного я не видал. Схожее умиление испытал считанные разы: встроенный пылесос в багажнике минивэна Honda Odyssey, молоток с автоматической подачей гвоздей Майкла Янга и сворачиваемый в рулон 65-дюймовый телевизор LG.

Когда встречаются подобные шедевры, понимаешь, что конкуренции у них нет. Проведён функционально-стоимостной анализ – системное исследование возможностей для балансировки себестоимости и полезности. Подавляющее же большинство рыночных предложений безлики, отличается лишь громкость зазывал.

Изобретатель, творец, инженер влюблён в модель, алгоритм, разработку. Они кажутся совершенными, идеальными, прекрасными. Пыл тщеславия, всплеск гордости, иллюзия превосходства застилают глаза. Осталось сообщить о небывалом явлении, чудесном возникновении, потрясающем открытии.

Продукт поступает в серию, ложится на полки и ждёт утра, когда пользователи узнают, что их облагодетельствовали. Люди заходят в магазин, на сайт, в офис, но изделие остаётся невостребованным. А, понятно, рекламы мало! Громадная порция маркетинговых дров сжигается на костре информирования.

Дым слышен всему рынку, но ничего не меняется. До незадачливых доходит, что можно спросить потребителей. Мчатся на улицы, но неблагодарные заявляют: у Пети товар лучше, у Маши услуга слаще. А делов-то всего ничего: до запуска в производство сравнить потенциал и себестоимость.

Следует реорганизовать деятельность, достигая устойчивого снижения стоимости, трудоёмкости и времени для привычного. Новое добавлять дозированно, добиваясь исключительности. Функционально-стоимостной анализ поможет:

1. Устранить ненужные возможности.
2. Сократить время задействования полезностей.
3. Организовать вторичное применение доступных параметров.
4. Сформировать ранжированный перечень потенциала наращивания.
5. Перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствования.

80 лет назад советский конструктор Юрий Соболев задумал поэлементный экономический анализ, а коллега-американец Лоуренс Майлс сочинил стоимостную инженерию. Оба искали эффективные способы сделать товары надёжнее, дешевле, привлекательнее. Идентифицировали непроизводительные издержки.

Функционально-стоимостный анализ как средство против спеси

Отцы-основатели оставили в наследие семь счастливых фильтров против глупости:

1. Системность – подчинённость целевой функции.
2. Динамизм – улучшения непрерывны, ведь мир изменчив.
3. Комплексность – всеохватность для смежных применений.
4. Полнота использования – цикл потребления должен перекрываться целиком.
5. Ранжированность – дорогое и важнейшее рассматривается в первую очередь.
6. Стоимостная оценка – экономический обсчёт возникающих технических решений.
7. Функциональность – рассмотрение объекта с позиций, для выполнения которых создаётся.

Принципы стоимостной инженерии:

1. Покупатель стремится сократить затраты.
2. Функции выполнимы различными способами.
3. Дополнительные возможности не всегда создают ценность.
4. Пользователя интересует не продукция, а производимый эффект.
5. Среди альтернатив существует вариант, примиряющий качество и цену.

Задействуемые механики:

1. Описание функций объекта с позиции потребителя.
2. Постановка задач по совершенствованию недостатков.
3. Структурирование качества в количественное представление.
4. Выявление зон неоправданных трат в жизненном цикле объекта.
5. Определение недостатков, драматически снижающих конкурентоспособность.

Результатами применения подхода становятся:

1. Выявление резервов сокращения затрат при поиске более дешёвых способов исполнения.
2. Исключение излишнего и сверхкачества, удорожающих продукт при неодобрении заказчиков.
3. Оценка надёжности, продолжительности использования и жизненного цикла изделия, включая гарантийный ремонт, обслуживание и утилизацию.
4. Определение перспектив модернизации в расчёте на потенциальное появление улучшенного сырья, соединительных элементов, упаковочного материала.
5. Сбор информации и обобщение мнения массового потребителя, становящиеся иногда важнее заключения профильных экспертов и мастистых специалистов.

Ошибки:

1. Не выбирать количественные характеристики источника издержек и потенциала улучшений.
2. Не определять последовательность функций, необходимых для изготовления и пользования.
3. Не рассчитывать периодические затраты и рабочие часы, обходясь синтетическим процентажом.
4. Забывать включить в изделие расходы на проведение научных изысканий и стоимостной анализ.
5. Не уточнять для возможностей окончательный расчёт затрат изготовления или представление так, чтобы за бортом не осталось невтянутых хвостов.

Необходимость обостряет разум. Создавайте лучшее по усмотрению, а не после посторонней критики. Не переносите подход на личное – беспощадный анализ убил немало чувств. Не дробите отношения на молекулы – вдруг собирать уже не захочется. Сожаление вызывает не прошлое, а неверно сделанные выводы.





Читайте также:



0
Реклама на New Retail. Медиакит