ЦУМ Начало: "Мюрмерилизочки" и пыжиковые шапки
время публикации: 14:04 04 декабря 2014 года
Московский обыватель XIX века любил заглядывать в новые места и совершать покупки. В столичную практику прочно вошли обширные базары и толкучие рынки вроде знаменитейшей Сухаревки. Правда, на посещение торговых заведений требовалось потратить невероятное количество времени.
Разные улицы и части города имели свою специализацию, и поэтому занятой москвич не мог с утра отправиться за свежей зеленью и грибами, днем за тканью, а вечером за керосином. Обычно покупки совершала прислуга. В годы экономического расцвета, во второй половине XIX столетия, в городе появилось достаточное количество богатых людей, которым было бы удобно совершать большинство покупок в одном месте, без постоянных путешествий из Замоскворечья в Охотный ряд. Скоро мечтания московских буржуа воплотилась в реальность.
На пороге великих реформ в Петербурге завели общее дело два переехавших в Россию шотландца, Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз. Свой товарный знак, «Мюр и Мерилиз», они зарегистрировали в 1857 году.
Название иногда сбивало покупателей с толку – Михаил Пришвин иронично писал, что представлял Мюра и Мерилиза чинной немецкой парой, где Мюр – муж, а Мерилиз – его супруга. В итоге он очень удивился, когда узнал, что Мерилиз – строгий англичанин, к тому же и страстный охотник, добывавший за раз восемь тетеревов. Журналист и сатирик Влас Дорошевич в список персонажей пародии на оперу «Добрыня Никитич» вводит двух бояр, Мюра и Мерилиза, постоянно восклицающих: «Как это по-русски!»
В конце XIX века у компании появляется третий совладелец и управляющий, Уолтер Филип, который вел дела вплоть до самой революции. Переехав в Москву в 1880-х годах, «Мюр и Мерилиз» сменил сразу несколько адресов, пока не обрел в городе места постоянной прописки. Он обосновался в самом начале Петровки, рядом с фешенебельным Кузнецким мостом и двумя главными театрами. «Мюр и Мерилиз» сделал ставку на обширный прейскурант и всеохватность –здесь постоянно открывали все новые и новые отделы – от ковров и парфюмерии до спортивных товаров. Владельцы торгового дома бесплатно рассылали каталоги и сделали так, что представители среднего класса заглядывали за покупками преимущественно на Театральную площадь. В 1891 году на «Мюр и Мерилиз» работали около 1000 человек.
Фото 1900г.
На новое предприятие градом посыпались остроты. Антон Чехов шутливо обмолвился в письме, указывая на засилье женщин в драматургии: «…Бабы с пьесами размножаются не по дням, а по часам, и, я думаю, только одно есть средство для борьбы с этим бедствием: зазвать всех баб в магазин Мюр и Мерилиз и магазин сжечь». Сестра писателя вспоминала, что в усадьбе Мелихово у Чехова обитали щенки-дворняжки с кличками Мюр и Мерилиз. Постоянные насмешки над торговым предприятием не мешали Чехову не только регулярно захаживать в магазин, но и заказывать товары по почте. Антон Павлович писал из Ялты: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (N 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров… Если фуражки-американки (N 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлёт еще и фуражку».
Страницы каталога «Мюра и Мерилиза»
Впрочем, успешно стартовавшее коммерческое начинание постоянно преследовали пожары. В 1892 году огонь впервые прошелся по строениям «Мюра и Мерилиза», а 24 ноября 1900 года он и вовсе уничтожил здание. Гигантское по масштабам бедствие запомнилось будущему поэту Владиславу Ходасевичу: «Пожар разгорался, начался ветер, и со стороны «Мюр и Мерилиза» несло теплом, дымом и гарью. Когда ветер усилился, то в небо взлетели какие-то ярко горящие полотнища, как алые знамена, – это горели целые кипы материи, разворачиваясь от порывов ветра. Некоторые куски падали на землю поблизости от нас, и люди шарахались от них, а какие-то смельчаки бежали навстречу, надеясь, что авось не весь материал обгорел».
Фото 1908 г. Пожар Малого театра
Постоянные происшествия несколько выбили из колеи владельцев универсального магазина, но затем они собрались с духом и решили превратить «Мюр и Мерилиз» в настоящий храм торговли, имевший разительное сходство со своими нынешними собратьями. В качестве архитектора пригласили замечательного мастера Романа Клейна, обрусевшего немца, автора Пушкинского музея и чайного домика на Мясницкой. При строительстве решили применить только входящий в моду железобетон, за проектирование несущих конструкций взялся прославленный инженер Владимир Шухов. «Все здание будет состоять исключительно из камня, железа и стекла», - интриговали москвичей газеты. В итоге к 1908 году на Петровке вырос семиэтажный неоготический монстр, явно напоминавший горожанам об английском происхождении своих отцов-основателей. Хозяева ориентировались на лучшие мировые образцы, в частности, на Le Bon Marche, парижский рассадник дамского счастья.
Фото 1908г.
Для москвичей стали неожиданностью твердые цены, ведь они привыкли с азартом и подолгу торговаться. Многие дамы в возрасте даже обижались, не имея возможность сбросить хотя бы рубль или два. Рассматривая каталоги «Мюра и Мерилиза», получаешь редкостное удовольствие – шапка пыжиковая «Нансен» на ватной подкладке, шапка из выхухоля, крашенного под соболь, фрачный костюм из черного крепа, драповое пальто из меха натурального кенгуру, подтяжки с плетеными концами… Все-таки жаль, что те галантные времена ушли навсегда. Придирчивые барышни выбирали ткани в специальной темной комнате, чтобы посмотреть, как их будущие платья будут выглядеть при свете газовых рожков. Миловидных девушек, которые работали в магазине, ласково называли «мюрмерилизочками». Именно в таком статусе начинала свою московскую карьеру актриса Лидия Коренева, она торговала в отделе французского женского белья. Если клиент оставался недоволен товаром, то его можно было вернуть назад. Покупателей баловали электрическими лифтами, также в здании находилась дамская кофейная комната.
Фото конца 1910-х гг.
Перед революцией «Мюр и Мерилиз» насчитывал 78 отделов, а число служащих приближалось к трем тысячам. У торгового дома была собственная мебельная фабрика и чугунолитейный завод. До сих пор на улицах города, Моховой и Пятницкой, внимательный наблюдатель может наткнуться на старинные люки с витиеватой надписью «Мюр и Мерилиз». Остроумные дачники, заполнявшие подмосковные деревни с поздней весны, любую крохотную бакалейную лавочку называли «мюр-мерилизом». Модный магазин стали упоминать в стихах:
Небо смотрит ненастно и хмуро.
Замелькали на улице шубки.
Элегантная дама от Мюра
Провезла дорогие покупки.
Особенно радовали горожан декабрьские рождественские ярмарки. Владельцы торгового дома устраивали настоящие представления – в пространстве витрин появлялся крошечный плац-парад, десятки кукол вышагивали и занимались гимнастикой, перед ними разъезжал на лошади важный механический генерал. Дети в нетерпении метались от зайцев к дирижаблям и обезьянам. В 1899 году, когда началась англо-бурская война, а маленький африканский народец вызывал заслуженные симпатии, появилась игрушка «Бур металлический заводной верхом». Цветочницы выставляли в окнах белые ландыши и цикламены. В узких проходах частенько было не протолкнуться от посетителей. Приходилось заранее через газеты предупреждать покупателей, чтобы они приходили за подарками заблаговременно.
Фото конца 1960-х - начала1970-х гг
Несколько лет витрины торгового гиганта были наглухо заколочены, но времена нэпа вдохнули в здание новую жизнь. Михаил Булгаков с удивлением писал: «Громада «Мюр и Мерилиза» еще безмолвно и пусто чернеет своими громадными стеклами, но уже в нижнем этаже исчезли из витрины гигантские раскрашенные карикатуры на Нуланса и По, а из дверей выметают сор. И Москва знает уже, что в феврале здесь откроют универсальный магазин Мосторга с 25 отделениями и прежние директора Мюра войдут в его правление». К 1997 году закончили очередную реконструкцию магазина, но это уже совершенно другая история.
Павел Гнилорыбов,
историк-москвовед, координатор проекта "Моспешком"
историк-москвовед, координатор проекта "Моспешком"
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...