Открытия недели: Россия в дамках
время публикации: 09:00 27 апреля 2015 года
А знаете ли вы, что, согласно исследованиям компании «Cushman & Wakefield», по итогам 2014 года Россия заняла лидирующую позицию на рынке торговой недвижимости, опередив Великобританию и Францию? Примечательно, что Франция в данном направлении удерживала первенство более 40 лет.
Эксперты компании говорят о следующих показателях предложений торговых площадей за минувший год: Россия – 17,7 млн кв. м, Франция – 17,66 млн. кв. м, Великобритания – 17,2 млн. кв. м. По их мнению, такая ситуация будет сохраняться ещё пару лет, поскольку спрос на адекватные времени торговые площади в нашей стране пока не удовлетворён. В регионах этот вопрос стоит наиболее остро. А пока его там решают: проектируют и строят новые ТЦ, мы посмотрим, чем за последние дни обзавёлся ритейл Москвы и области.
Москва и область: столичный «шмотер» и фермерские огурцы
В недавно открывшемся ЦДМ на Лубянке появился магазин товаров для детей «Олант». Мамам, папам, бабушкам и всем тем, кто задался целью прикупить товары для ребёнка, магазин предлагает ассортимент колясок, кроваток и другой детской мебели, постельные принадлежности, одежду, автокресла, развивающие игрушки и многое другое. В Москве данный магазин сети стал десятым по счёту. Под него арендуется 518,7 кв. м площади на третьем этаже торгового центра.
В ТЦ «Охотный ряд» пришёл японский ритейлер «Uniqlo». Магазин площадью 1 160 кв. м начал работу 17 апреля. В торговом зале представлены мужская, женская и детская коллекции одежды. На весну компания запланировала ещё пару открытий: в конце апреля брендовый магазин появится в ТРЦ «Европейский», а немного позднее, но тоже в течение весны, в МФК «Каламбус» будет запущен большой магазин «Uniqlo». Займёт он сразу 2 этажа. Общая площадь торговой точки составит 2 100 кв. м. Объекты ритейлера уже представлены в таких столичных ТЦ, как «Мега Белая Дача», «Мега Химки», «Рио Дмитровка», «Атриум» и «Отрада». В настоящее время в разных странах мира, включая родину бренда – Японию, насчитывается 1400 магазинов «Uniqlo».
16 апреля на втором этаже ГУМа после ремонта открылся бутик итальянского обувного бренда «Fratelli Rossetti», известного с 1953 года. Арендуемая площадь осталась той же – 70 кв. м. Обновлённый дизайн магазина соответствует современной концепции оформления торгового пространства, активно применяемой брендом в других городах Европы. Стиль оформления тяготеет к элегантной неоклассике. Стены, пол и потолок выдержаны в светлых тонах, тогда как мебель выбрана тёмных оттенков. В день открытия поклонникам бренда магазин представил женскую и мужскую коллекции обуви и аксессуаров из кожи, а также новую и технологичную модель ботинок «Candies», полностью лишённую каблуков. Особенность модели состоит в том, что каждый ботинок создают из цельного куска кожи, а затем раскрашивают вручную.
Теперь о нескольких открытиях в областном ритейле. А там... хоть и не хлебом единым жив человек, однако продуктовые операторы продолжают доказывать нам обратное.
В г. Дедовск Истринского района 17 апреля начал работу необычный, хотя и небольшой ТЦ (площадь всего 2 500 кв. м). Дело в том, что он ориентирован на сотрудничество с фермерскими хозяйствами, предприятиями малой розничной торговли и сельхозпроизводствами. На протяжении двух лет строительство ТЦ финансировало Истринское РАЙПО Московского регионального союза потребительской кооперации. На данный момент реализовывать свою продукцию здесь будут двенадцать фермерских хозяйств Московской области, в основном работающие в Истринском районе. Разнообразие сформировано мясной, молочной, плодоовощной и хлебобулочной продукцией. Один из этажей ТЦ отведён для сдачи в аренду.
105-й по счёту «Магнит Семейный» вышел на просторы Московской области. Речь о новом магазине, открывшемся на Ногинском шоссе, 24 в г. Электросталь. В основном в торговом зале представлены продукты питания (около 91 % от всего ассортимента). Несколько отклоняясь от территориального курса, проложенного на Московскую область, замечу, что в Тульской области компания сейчас прорабатывает проект мелкооптовой торговли на территории складов ЗАО «Тандер».
Однако вернёмся в столицу и ознакомимся с несколькими занятными фактами, без которых полноценного представления о состоянии здешнего ритейла не сложится.
Вектор московского ритейла: прирост сетевиков и коммерциализация общих зон
Эксперты компании Knight Frank проанализировали развитие рынка продовольственных сетей Москвы за последнее десятилетие. По их подсчётам количество операторов с 2005 года выросло с 21 до 48. При этом число магазинов сетевиков продуктового сегмента выросло в 3,2 раза. Первенство в приросте одержали «Пятёрочка», «Дикси» и «Магнит» форматов «у дома». В целом же по состоянию на первое апреля 2015 года общее количество сетевых магазинов продуктов питания достигло 2106.
Если сравнивать покупательскую нагрузку на один квадратный метр торгового пространства продуктового магазина, то за десять лет она снизилась с десяти до пяти человек. И всё же, несмотря на активное расширение сетей, аналитики отмечают серьёзную нехватку продуктовых точек на периферии Москвы, в районах массовых застроек, откуда до ближайших сетевых супермаркетов, где можно купить всё и сразу, да ещё и дешевле, чем в обычных магазинах, проехать придётся несколько километров. Наверное, в такие минуты иные начинают жалеть, что у них нет авто. Правда, поразмыслив о том, что парковать его всё равно негде, да и вообще… ипотека, задорно размахивая авоськами (реинкарнировавшимися в пластиковые пакеты), поспешают на автобусную остановку или к метро.
Что же касается ТЦ, то ныне в Москве крепнет тенденция коммерциализации общих зон в новых торговых объектах. Если несколько лет назад маленькие площади в таких зонах сдавали с огромной неохотой, то сейчас, например, в ТК «Авиапарк», намеренно привлекают арендаторов подобного формата (specialty leasing). В числе таких партнёров выступают представители разнообразных сегментов рынка: сувенирной продукции, головных уборов, аксессуаров и т.п.
Частично это можно объяснить тем, что торговые площади новых ТЦ заполнены в среднем на 50% (по данным компании «Магазин Магазинов» на конец марта 2015 года), поэтому управленцы торговых объектов не чураются сдавать пусть даже и несколько квадратных метров в общей зоне. Главное, чтобы маленькая торговая точка не диссонировала с дизайном самого ТЦ. Ещё одна причина кроется в планировке новых крупных ТЦ – они могут себе позволить сдавать в аренду квадратные метры общих зон не в ущерб мерно вышагивающим или летящим (тут уж, кто какой шоппинг любит) на всех парах посетителям – места хватит всем. Тем более, если мы говорим об «Авиапарке», ведь это самый крупный в Европе торговый объект: он занимает территорию 36 футбольных полей.
В целом же дело за малым: срочно сформировать средний класс, чтобы его представители хлынули в новые торговые центры, обеспечили там проходимость, окупаемость, да и вообще, оживили экономику. Ну, а пока данное место вакантно, можно самозабвенно гордиться первым местом по предложению качественных торговых площадей.
За событиями в ритейле следила Ирина Жукова
0