0/5

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году
время публикации: 10:00  29 мая 2024 года
@Freepic
Издание «Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data изучило, как изменилось потребительское поведение покупателей на рынке стройматериалов за последний год, каких трендов ожидать в 2024 году и каким будет средний чек летом.

Основные выводы исследования


● Объем розничного рынка строительных материалов за 2023 год снизился на 10%.

● Средний чек на материалы для ремонта в конце 2023 года увеличился на 9,9%.

● Летом 2024 года средний чек вырастет на 7% — до 3566 ₽.

● Доля онлайн-продаж в сегменте В2С на рынке строительных материалов небольшая — всего 7,2%.

● Эксперты прогнозируют до конца года рост цен в разных категориях стройматериалов для розничного потребителя в пределах 15—30%.

● В топ-3 по объемам продаж стройматериалов для розничных потребителей вошли сети «Леруа Мерлен», «ВсеИнструменты.ру», «Строительный двор». 

При анализе учитывали обезличенные данные о транзакциях только физических лиц, которые приобретали стройматериалы для ремонта или строительства собственного дома. Поэтому данное исследование отражает тренды только в сегменте B2C. Применять их к сегменту B2B в сфере строительства многоквартирных домов или коммерческих объектов некорректно.

Исследовали информацию только по нишевым торговым сетям. В выборке не учитывали данные по покупкам строительных материалов через универсальные маркетплейсы.


Объем розничного рынка товаров для ремонта за год снизился на 10%, хотя общий рынок стройматериалов растет 


В 2023 году розничный рынок стройматериалов и товаров для дома продолжил снижаться. За год его объем сократился на 10,1%. Тенденция 2023 года связана исключительно с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Те, кто не откладывал ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен, продолжали заказывать стройматериалы с прежней частотой.

В экспертных интервью специалисты разделяют тренды в категориях массового строительства (жилищного, инфраструктурного, коммерческого) и частного строительства и ремонта. И если в первой категории отмечен рост и общее восстановление строительного рынка после проблем с логистикой весной 2022 года, то в розничном сегменте строительных материалов ситуация не такая оптимистичная.

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году


Средний чек в конце 2023 года вырос на 9,9%


Чтобы оценить динамику среднего чека в течение 2023 года, аналитики сравнили данные декабря 2022 и 2023 года. Средний чек покупателей стройматериалов в прошлом году увеличивался постепенно. Каждый месяц стоимость корзины с покупками росла всего на несколько десятков рублей. Итого в декабре 2023 средний чек вырос на 9,9% относительно декабря 2022 года — с 2982 до 3276 ₽.

На увеличение среднего чека повлиял рост цен на стройматериалы и инструменты.

В целом в 2023 году средний чек на товары для ремонта составлял 3238 ₽. За год сумма изменилась незначительно — стала меньше на 4,4%, или на 151 ₽. Это связано с так называемым эффектом высокой базы в 2022 году. Тогда на фоне панического всплеска спроса в марте резко вырос и средний чек. Он повлиял на среднегодовую цифру в 2022 и в итоге обеспечил минус в динамике в сравнении с 2023 годом.

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году




Читайте также: Как привлечь к сотрудничеству сотни дизайнеров и увеличить B2B-продажи: кейс «Сантехники-Онлайн»




По прогнозам, летом 2024 года средний чек увеличится на 7%


Аналитики Tinkoff Data при помощи ИИ-сервиса для аналитики ETNA определили, каким будет средний чек на строительные материалы в пик сезона в 2024 году. Для этого аналитики оценили средний чек на стройматериалы, который был в летние месяцы последних пяти лет. 

Учитывая потребительское поведение и рост цен на товары для ремонта, средняя стоимость корзины покупок в строительных магазинах летом 2024 года составит 3566 ₽. Рост в сравнении с летом 2023 года будет в пределах 7%.

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году


Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях


Данные по транзакциям клиентов банка позволили выделить доли крупных торговых сетей. 

Лидер по числу транзакций — сеть «Леруа Мерлен», ее доля в 2023 году составляла 65,1%. Сеть представлена в большинстве крупных регионов страны и имеет сервисы для доставки в отдаленные области и республики. Для многих покупателей именно Леруа Мерлен является выбором по умолчанию.

В пятерку лидеров также вошли онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» с долей 7,1%, торговая сеть «Строительный Двор» с показателем 5,7% и гипермаркеты «МаксидоМ» — 5,6%.

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году


Доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой — 7%


Средняя доля онлайн-продаж физическим лицам на рынке товаров для ремонта за 2023 год составила 7,2%. Помесячная динамика показывает плавное снижение доли с 7,7% в начале года до 6,8% в конце.

По мнению экспертов, роль электронной коммерции на рынке строительных материалов в последние годы растет. Однако есть важный нюанс: не все покупки, которые были оплачены онлайн, можно назвать исключительно интернет-заказами.

Для многих потребителей онлайн-продажи — это вспомогательный инструмент. Нередко интернет используется как инструмент заказа уже выбранных товаров, как альтернатива телефонному звонку менеджеру по продажам.

Другой тренд — у торговых сетей, которые совмещают физические магазины и онлайн-продажи, средний чек выше, чем в целом по рынку. 

Исследование Бизнес-секретов: тренды развития розничного рынка стройматериалов в 2024 году
 
Здесь важно отметить, что высокая доля онлайн-продаж лидеров списка связана с тем, что изначально компании создавались как интернет-магазины. Их развитие было нацелено на продажи товаров онлайн. В то время как большая часть крупных торговых сетей — это все же физические магазины, и онлайн-каналы для них — лишь дополнительный инструмент продаж.

Прогнозы экспертов позволяют предположить, что роль и доля онлайн-продаж на розничном рынке строительных материалов в ближайший год будет только расти. Этот тренд приведет к усилению конкуренции между онлайн-продавцами.


Тренды 2024 года: рост цен, цифровая маркировка и дефицит кадров


Эксперты в сфере строительства, производства и розничной продажи стройматериалов ожидают в 2024 году увеличения объемов возведения многоквартирного и частного жилья. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на продажах на рынке стройматериалов в целом.

Увеличение количества вводимых в эксплуатацию домов может привести к росту продаж товаров для ремонта и обустройства. 

Вместе с тем эксперты отмечают ряд факторов, которые могут повлиять на замедление роста строительной сферы в 2024 году и, как следствие, на рынок стройматериалов:

一 дефицит рабочей силы;
一 введение цифровой маркировки на стройматериалы;
一 дальнейший рост цен на товары.

Кадровый вопрос. По данным аналитиков Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, до конца 2024 года дефицит рабочих на стройке может достичь 15%. В начале марта этот показатель уже составлял 11%.

Цифровая маркировка стройматериалов. По данным Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии РФ, доля фальсифицированных сухих строительных смесей в 2023 году в России достигла 30%, цемента — 21%.

Чтобы решить проблему с контрафактом, Министерство промышленности и торговли РФ предложило провести эксперимент по добровольной цифровой маркировке этих товаров в системе «Честный знак».

Тест стартовал 15 марта и продлится до 1 декабря 2024 года. Если результаты эксперимента будут положительными, маркировка станет обязательной для всех производителей и поставщиков.

Рост цен на товары для ремонта. Увеличение ценников на строительные и отделочные материалы эксперты отрасли называют вполне ожидаемым событием. На рост будут влиять как общая инфляция, так и рост объемов строительства. Прогнозы экспертов в разных СМИ варьируются только по величине подорожания товаров для строительства и ремонта разных категорий.

NEW RETAIL 


0
Реклама на New Retail. Медиакит