0/5

Зарождающиеся тенденции розничной торговли: смена приоритетов и рациональное потребление

Зарождающиеся тенденции розничной торговли: смена приоритетов и рациональное потребление
время публикации: 10:00  13 марта 2019 года
Cогласно данным компании Euromonitor International розничная торговля как глобально, так и в России в 2018 показала рост 5% в денежном эквиваленте. При этом у современного потребителя происходит переоценка ценностей – осознанное потребление и ответственный образ жизни набирает обороты.

Зарождающиеся тенденции розничной торговли: смена приоритетов и рациональное потреблениеНа фото: Мария Милашевич, Kонсультант, Euromonitor International

Cогласно данным компании Euromonitor International розничная торговля как глобально, так и в России в 2018 показала рост 5% в денежном эквиваленте. Мировая торговля достигла 15 триллионов долларов США, Российский рынок в 2018 году составил 354 миллиарда долларов США в текущий ценах. 

В среднем россиянин в 2018 году тратил 2447 долларов США на товары розничной торговли, представитель Северной Америки – 9816, Западной Европы – 6255. (см. график 1) 

На сегодняшний день развитие рынка розничной торговли находится под влиянием основных факторов, таких как экономическая стабильность, смена форматов современной розницы, развитие интернет торговли и другие. Однако заметны и более нишевые тенденции, такие как осознанное и рациональное потребление, которые постепенно все более активно приходят как на глобальный, так и на Российский рынок. 

Зарождающиеся тенденции розничной торговли: смена приоритетов и рациональное потребление

График 1. Расходы на душу населения на товары розничной торговли, USD, 2018 Осознанное потребление; Источник – Euromonitor International

У современного потребителя происходит переоценка ценностей – осознанное потребление и ответственный образ жизни набирает обороты. Данные характеристики относятся как к заботе о собственном благополучии – здоровый образ жизни, баланс личной жизни и работы, активное времяпровождение, так и к заботе об окружающей среде и рациональном, осознанном потребление в розничной торговле. 

И, если в России данная тенденция еще является нишевой, то в Западной Европе и Северной Америке – значимый фактор развития. 

Современного потребителя все больше волнует забота об окружающей среде. И это на прямую влияет на развитие современной розницы.  Так, на пример, активно развивается движение – «ноль отходов», основной идей которого является переход от одноразовых к многоразовым вещам, начиная от стаканчика для кофе, губки для мытья посуды, контейнера для еды, заканчивая сокращением покупок одежды в магазинах «быстрой моды». Магазины без упаковки, многоразовые пакеты, сокращение пластика к минимуму – все это становится неотъемлемой частью жизни современного потребителя. 

Забота об окружающей среде в разрезе современной розничной торговли становится делом государственной важности. Так Евросоюз в 2018 одобрил запрет на ряд одноразовых продуктов из пластика, среди которых одноразовая посуда, столовые приборы, одноразовые трубочки для напитков, ватные палочек и пластиковых креплений для воздушных шаров. Использование в розничной торговле упаковки также планируется существенно ограничить. Так, по данным Еврокомиссии, пластик составляет 80% мусора в мировом океане. 

Еще один интересный пример заботы об окружающей среде, а именно повышение переработки пластика можно увидеть в Литве. 

В 2016 году в стране была запущена депозитная система сбора тары. При покупке напитков в магазине, автоматически начисляется депозит за каждую бутылку, сдав бутылки в таромате сумма депозита возвращается в полном объёме. Так уже в первый год запуска системы было возвращено на переработку 85% всей в стране проданной тары из-под безалкогольных напитков, пива и сидров. 

С свою очередь индустрия быстрой моды также предоставляет возможность более осознанного потребления, так в каждом магазине H&M есть контейнеры для сдачи одежды на переработку. Сдав одежду, потребитель получает скидку на следующую покупку. Таким образом компания поддерживает осознанное потребление. 
В странах Западной Европы активно развиваются магазины без упаковки, где покупатели при покупке продовольственных продуктов пользуются своей многоразовой тарой. Все больше таких магазинов появляются и на территории России. 

Все вышеперечисленные примеры свидетельствуют о растущем понимании важности заботы об окружающей среде и ответственном потреблении. Так, согласно последнему опросу потребителей Euromonitor International, 55 % респондентов глобально считают, что могут оказывать влияние на планету при помощи своих действий и решений.  Компании на рынке ощущают потребность в изменениях в разрезе розничной торговли и постепенно адаптируют форматы и решения розничной торговли с акцентом на осознанное потребление.  И, если на данный момент тенденция относительна новая для Российского рынка, то в будущем она, безусловно, покажет активное развитие. 




Читайте также: Функционально-стоимостный анализ как средство против спеси 




Цифровая среда основа развития 

Тенденция рационального и осознанного потребления затронула не только розничную торговлю, а в целом образ жизни современного потребителя.  

По прогнозу Euromonitor International, те индустрии, которые связаны напрямую с путешествиями, отдыхом, активным образом жизни покажут более активное развитие по сравнению со всей розничной торговлей. Потребители готовы платить за новый интересный опыт. По данным потребительского опроса Euromonitor International, 41% респондентов сказали, что планируют увеличить расходы на путешествия в ближайшее время. 

Ритейлеры также используют данную тенденцию и предоставляют интересный опыт как в офлайн точках продаж, так и онлайн, вовлекая потребителя во взаимодействие с брендом. Во многом этому способствуют современные технологии. 

Растущее количество и разнообразие цифровых решений меняют современную реальность и процесс потребления. Стоит всего лишь упомянуть такие примеры, как магазины Amazon Go, где для покупки не нужны ни наличные деньги, ни даже использование касс для оплаты, а только мобильное приложение в смартфоне. Аналогичный китайский пример – BingoBox, магазины без персонала. 

Говоря о цифровой среде как об основополагающем факторе развития, стоит отметить, что уже не столь важно, где конкретно совершена покупка онлайн или офлайн, цифровое подключение присутствует на всех этапах. Различные мобильные приложения, мгновенный доступ к информации как раз и лежит в основе осознанного и рационального потребления.  

Так согласно последнему опросу потребителей Euromonitor International 31% опрошенных пользуются смартфоном ежедневно для того, чтоб сравнивать цены на товары и продукты. Потребители ищут наиболее выгодные предложения, читают и пишут отзывы, сравнивают и анализируют. 

Развитие розничной торговли в будущем будет обусловлено уже устоявшимися тенденциями, такими как удобство, развитие современных форматов, рост интернет и мобильной торговли, но помимо этого все большее значение будет приобретать осознанное потребление и забота об окружающей среде. 

Мария Милашевич, Kонсультант, Euromonitor International


0
Реклама на New Retail. Медиакит