22-24 сентября в Москве прошло знаковое событие в сфере развития малого и среднего предпринимательства России – 13-я международная выставка франшиз BUYBRAND Expo и международный форум «Российский франчайзинг: карта нового времени».
Выставка
Не смотря на экономические трудности и общее снижение предпринимательской активности, в выставке приняли участие 165 брендов из 12 стран (Россия, Великобритания, ОАЭ, Германия, Италия, Молдавия, Украина и другие). Интерес к покупке франшизы проявили 4098 предпринимателей, съехавшихся на выставку и форум со всех регионов России, а также из стран СНГ и Западной Европы.
Российские бренды на выставке были представлены 18-ю городами, среди которых Санкт-Петербург, Томск, Самара, Тюмень, Ростова-на-Дону, Челябинск, Казань, Саратов, Набережные Челны и другие.
Не первый год в BUYBRAND Expo принимали участие «Пятерочка», CoffeeShop Company, Southern Fried Chicken, «СБАРРО», «ИНВИТРО», ТМК, «Спортмастер», «Шоколадница», «33 Пингвина», «Баскин Роббинс», «Сабвей», KILLFISH, Nathan’s Famous, Tele2, Sun School, X-Fit и многие другие.
Впервые на выставке были заявлены такие бренды, как Chiking (ОАЭ), Wyndham Hotel Group (Великобритания), Aptech (Великобритания), Star Kebab (Молдавия), а также российские бренды Imaginarium, «Бенджамин», «Сушипорт», «Съелбысам», Чайхона №1 братьев Васильчуков, СОЖ Синтез, «Семейный коттеджный поселок Хрустальный» и многие другие.
Компании провели сотни переговоров и высоко оценили уровень мероприятия.
Надежда Турбанова, директор по франшизе Papa John’s: «Мы были наслышаны о выставке BUYBRAND Expo и в этом году впервые решили принять в ней участие. Первое, что хотелось бы отметить, это – безупречная организация. Второе, нас приятно удивила география посетителей. К нам на стенд подходили и интересовались развитием нашего бренда представители тех регионов, которые для нас сейчас приоритетны – Казахстан, Узбекистан, Монголия, был даже гость из Парижа».
Александр Смолин, директор по продажам и развитию дистрибуции TELE 2 Россия: «Честно говоря, я ожидал, что интерес со стороны потенциальных клиентов в это кризисное время к нашему предложению будет несколько меньше, но оказалось, что клиентский поток к стенду Tele2 увеличился, по сравнению с прошлым годом, наверное, раза в два».
Максим Макшанов, генеральный директор COFFEESHOP COMPANY Russia: «Эта выставка очень ценна для нас. Она венчает, можно сказать, всю ту работу, которую мы проделали за весь год. По результатам прошлой выставки мы открыли уже 8 кофеен, что я считаю, очень хорошим показателем. Отмечу, что в этом году BUYBRAND Expo стала еще более продуктивной, появилось много запросов со стороны представителей других стран».
А. Шаталов, директор отдела развития Hilton Worldwide в России и СНГ: «В прошлом году мы представляли свои бренды на BUYBRAND Expo в первый раз. Было много переговоров, и сейчас у нас два проекта на финальной стадии подписания, которые состоялись именно благодаря BUYBRAND Expo. В этом году мы видим на выставке присутствие инвесторов из Казахстана, Кыргызстана, Республики Беларусь, так что ставим себе более высокую планку и надеемся на заключение большего количества контрактов».
Евгения Зябкина, директор по франчайзингу, Чайхона №1: «Я уже участвовала во многих выставках, в том числе и в BUYBRAND Expo, и я не помню, чтобы люди были настолько четко ориентированы именно на покупку той или иной франшизы. Видимо из-за кризиса, предприниматели четко понимают, чего именно они хотят, и какое количество денег они готовы вложить. У нас на стенде, я бы сказала, настоящий ажиотаж, так что я надеюсь, что выставка даст новый толчок к развитию наших брендов».
Некоторые из давних игроков рынка привезли на выставку новые форматы. Так, компания «ИНВИТРО», которая в этом году отметила 10-илетие развития по франчайзингу, представила программу по мастер-франчайзингу в сфере лабораторных услуг и франшизу на открытие диагностического центра по рентгенологии стоимостью 20 млн. рублей. Сергей Амбросов, генеральный директор Независимой лаборатории ИНВИТРО отметил: «Мы увидели интерес к нашей новой франшизе на открытие диагностического центра по рентгенологии. Несмотря на то, что франшиза с большими инвестиционными вложениями, потенциальный спрос уже есть. Уверен, состоявшиеся переговоры перерастут в реальные проекты».
ТМ «33 пингвина» познакомила посетителей BUYBRAND Expo с новым форматом «Ротонда», ориентированным на работу в торгово-развлекательных центрах. Концепт представляет собой симбиоз торговой точки мороженого и «ротонды» – летней уличной беседки для отдыха. Собственно, стенд франшизы «33 пингвина» и представлял собой торговую точку «Ротонда» в натуральную величину.
Форум
В дни работы выставки традиционно проходил международный форум «Российский франчайзинг: карта нового времени», который собрал несколько сотен участников и более 50 спикеров – руководителей франчайзинговых компаний, российских и зарубежных экспертов.
Выступая на открытии форума, президент Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) Мераб Бен-Эл (Елашвили) отметил, что у бизнеса по модели франчайзинга большие перспективы, особенно в кризисное время, когда важно не рисковать и выбирать для старта или развития бизнеса уже опробованную и успешную модель. По его словам, в России есть все перспективы для того, чтобы к 2025 году в стране работало порядка 400 тысяч точек продаж товаров и услуг, управляемых франчайзи.
В открытии форума принял участие Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он назвал франчайзинг одним из важнейших направлений развития экономики.
Специально к форуму Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование, посвященное франчайзингу, итоги которого представила Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ. Согласно полученным данным, только 2% предприятий ведут франчайзинговый бизнес, 17% хотели бы работать по такой схеме.
Деловая программа была отмечена рядом новых интересных форматов. Так, впервые на форуме прошло интеллектуальное казино «Ставка на франчайзинг» - деловая игра с участием первых лиц франчайзинговых компаний, позволившая под новым углом взглянуть на особенности той или иной франшизы. Организованная на выставке Территория Консалтинга дала возможность посетители в открытом формате пообщаться со специалистами из разных областей и получить индивидуальные рекомендации по широкому кругу вопросов.
Большой интерес со стороны участников и посетителей выставки вызвал мастер-класс, посвященный выходу на зарубежные рынки. 23 сентября партнер выставки по безопасности компания Kaspersky Lab провела деловой завтрак для участников и VIP гостей выставки, на котором выступил Евгений Питолин, руководитель департамента по развитию среднего и малого бизнеса Kaspersky Lab. Темой завтрака стала безопасность бизнеса.
Подводя итог мероприятию, Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG – организатора выставки и форума, отметила: «Это был непростой год. Но тем не менее мы наблюдаем немало положительных тенденций: компании продолжают запускать новые форматы бизнеса и разрабатывают специальные условия для своих партнеров. Есть новые иностранные участники, которые позитивно оценивают перспективы российского рынка. Активно развиваются региональные компании, которых в этом году на BUYBRAND было как никогда много. И это очень хороший знак. Значит, бизнес обладает достаточным потенциалом для выхода на федеральный уровень.
Отдельно стоит сказать о посетителях. На BUYBRAND никогда не было недостатка в предпринимателях с реальными деньгами и намерением купить франшизу. Кончено, хватало и тех, кто мало что знал о франчайзинге и приходил познакомиться с темой, или же просто присматривался к бизнесу без четких целей. Но в этом году таких посетителей практически не было. Большинство приезжали для того, чтобы провести переговоры с конкретными компаниями».
«Я не представляю франчайзинговый рынок России без выставки BUYBRAND Expo, - отмечает президент и основатель «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», президент РАФ Мераб Бен-Эл (Елашвили). - С каждым годом выставка становится все более интересной, профессиональной. Даже сейчас, в такое непростое для бизнеса время, здесь, как всегда, очень много компаний, много инвесторов, много различных мероприятий. Если бы франчайзинговые компании не видели своей выгоды от участия в выставке, они бы не становились экспонентами, а я вижу, что ключевые игроки из года в год встают на BUYBRAND Expo, значит, это для них необходимое мероприятие. Наша компания всегда участвует в этой выставке, мы ждем BUYBRAND Expo как одно из самых важных событий года».