Доверие россиян к государству растет, к бизнесу — нет
Большинство россиян убеждено, что именно государство, а не рынок или его так называемая невидимая рука должно, например, устанавливать цены на продукты питания. Об этом сообщили 80% опрошенных, следует из данных ежегодного выпуска «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ», с которым ознакомилась «Газета.Ru».
Около 40% жителей России не готовы поручить бизнесу даже организацию вывоза мусора со свалки. Недавняя история с закрытием мусорного полигона в подмосковной Балашихе, судя по всему, даст дополнительный повод считать именно так. Эта помойка, видимая из космоса, должна была закрыться еще лет двадцать тому назад, но сделано это только сейчас, после окрика президента. Частный бизнес, как следует из заявлений владельцев полигона, эксплуатировал бы его до 2021 года.
Безусловный приоритет частных компаний в различных сферах бизнес-активности признают не более 3% населения. Мониторинг также показал, что руководители частных фирм сталкиваются с бóльшим недоверием к себе со стороны сотрудников, чем руководители госорганизаций: 12,1 против 8,7%. Людей раздражает «безответственное и узкокорыстное поведение частного бизнеса». Кроме того, массовое сознание традиционно благоволит к советскому прошлому, его идеалам и негативно относится к рыночной экономике. В кризисные периоды число сторонников советского строя увеличивается. В 2012 году экономике с госпланированием отдавали предпочтение 49% россиян, а сейчас уже 52%.
При этом заметна прямая связь между материальным положением респондентов и негативными оценками рыночных структур. «Чем меньше респонденты удовлетворены своим материальным положением и жизнью в целом, чем ниже их положение на шкале материального благосостояния, тем выше ностальгия по советскому прошлому и тем меньше они доверяют бизнесу», — делают вывод авторы исследования, сотрудники Института социологии РАН Полина Козырева и Александр Смирнов. Крупный бизнес ассоциируется у россиян с доходами избранных от продажи природных («народное достояние») ресурсов. Поэтому отношение к нему хуже, чем к малому и среднему. Однако уровень доверия все-таки выше. Среди удовлетворенных своей жизнью малому и среднему бизнесу не доверяли 30%, среди недовольных жизнью — 38%. Крупным частным предпринимателям соответственно не доверяли 19 и 25%.
Из-за недоверия к бизнесу в обществе сохраняется высокая социальная напряженность, неприязненные и даже враждебные отношения между бедными и богатыми, говорится в исследовании. Вина за неравенство возлагается на предпринимателей, их богатство вызывает раздражение, поскольку не считается нажитым честным путем. На невозможность достичь взаимопонимания между бедными и богатыми указали почти 40% опрошенных.