0/5

Лента Новостей

09:50 «Золотое Яблоко»: российские бренды лидируют во всех основных бьюти-категориях
09:25 Годовой объем теневого импорта в Россию товаров по «карго-схемам» достигает 10-15 млрд долларов
20:40 В Москве выросло число секонд-хендов
Читаем столько же, а магазины закрываются: как меняется книжный рынок России
20:15 В Россию ввезли рекордное число новых легковых автомобилей в октябре
19:50 SELA и «Мосфильм» выпустили совместную лимитированную коллекцию одежды (ФОТО)
19:25 Союз интернет-торговли предложил убрать рейтинги лекарств на маркетплейсах
Как MD Audit помогает «Дятьково Design» поддерживать высокий уровень клиентского обслуживания
19:00 Число курьерских компаний в России выросло на 16%
18:35 Ariston нарастил выручку после возвращения завода во Всеволожске
18:10 Yum! Brands планирует продать Pizza Hut
Что? Опять? Как селлерам работать на Ozon в условиях постоянно растущих комиссий
17:45 Абхазия увеличила экспорт в Россию мандаринов и лимонов
17:20 В России предложили ввести запрет на приготовление выпечки и салатов в магазинах
16:55 ЦРПТ: Почти 80% производителей БАДов оказались фиктивными
20 лет без бумаги: СберКорус у истоков EDI в российском ритейле
16:30 Ким и Бакальчук достигли мирового соглашения по разделу имущества
16:05 Почти половина продаж одежды в России приходится на маркетплейсы
15:40 Россияне назвали самые известные локализованные автобренды
Как работает акция «Подарок за покупку»: стратегия, примеры, эффективность
15:15 Российским ритейлерам могут ограничить размер торговой наценки
14:50 37% опрошенных россиян стали чаще приобретать товары на распродажах
14:25 Рекламу дебетовой карты Альфа-Банка признали ненадлежащей
Как изменится с 1 ноября работа с маркировкой
14:10 13 ноября «Сантехника-Онлайн», Sokolov, Flowwow, «Крепёж Восток», Jivo в прямом эфире на NR LIVE
14:00 «Яндекс» через суд хочет добиться регистрации своего известного бренда
13:35 ЦРПТ: 98% компаний в сфере легкпрома оказались псевдопроизводителями
Дополнительная тонна в каждом рейсе: как KAMAZ-54902 меняет экономику региональных перевозок для ритейла
13:10 «Перекресток» фиксирует рост продаж восточных сладостей на 21%
12:45 Lamoda и Hikes выпустили коллекцию в коллаборации с художником Ильей Кутобоем (ФОТО)
12:20 АШАН запустил новую СТМ продуктов из Беларуси
Вверх, а не вширь: как рынок Oral Care выживает в условиях стагнации
11:55 Ozon fresh рассматривают возможность открытия офлайн-точек
11:30 «Пятерочка» первой в сегменте магазинов у дома вводит в ассортимент охлажденную рыбу
11:05 Цены на обувь и одежду замедлили рост до уровня инфляции
Балансировщик и маркетплейсы: готовимся к «Черной пятнице»
10:40 «Чижик» и «Пятёрочка» открыли в Кузбассе совместный распределительный центр
10:15 В 2025 году с рынка РФ ушли 12 fashion-брендов
10:00 EVERGO: как традиции и технологии создают доверие к каждому десерту
Все новости →

Доля свободных площадей на торгово-пешеходных улицах Москвы приблизилась к рекордному значению 2015 года

время публикации: 16:37  27 ноября 2020 года
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили предварительные итоги 2020 года и прогноз на 2021 год на рынке стрит-ритейла Москвы.
Совокупный объем площадей формата street retail составил 587 тыс. кв. м, средний размер помещений – 194,4 кв. м. Лидером в структуре арендаторов по профилю деятельности является сегмент общепита, сообщают в Knight Frank.

Доля свободных площадей на торгово-пешеходных улицах Москвы составила 12,9%, что является рекордно высоким показателем с 2015 года. Более 50% помещений на всех типах улиц имеют площадь до 300 кв. м. В структуре арендаторов на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 47,6%. 

В сообщении Knight Frank говорится: «По предварительным данным, суммарный объем площадей формата street retail в 2020 году составляет 587 тыс. кв. м, а средний размер помещений достигает 194,4 кв. м, прирост нового предложения составил 0,5%.

Объем торговых площадей на центральных пешеходных улицах столицы насчитывает 110,8 тыс. кв. м, прироста нового предложения за год не зафиксировано.

На центральных транспортно-пешеходных и магистральных торговых коридорах города за год объем нового предложения составил 1,4 тыс. кв. м и 2 тыс. кв. м, соответственно. Стоит отметить, что порядка 15 тыс. кв. м площадей стрит-ретейла находятся в зданиях, проходящих реконструкцию (ул. Никольская, ул. Арбат)».

Динамика предложения в стрит-ретейле, 2020 г. к 2019 г.



В структуре площадей арендаторов наибольший объем помещений на транспортно-пешеходных улицах и крупных магистралях приходится на объекты площадью в диапазоне 100-200 кв. м – 25% и 27%, соответственно. Более 50% помещений на всех типах улиц имеют площадь до 300 кв. м. Прирост долей на всех типах улиц отмечен в диапазонах площадей 200-300 кв. м и 300-500 кв. м.

Структура арендаторов по площади, кв. м


Источник: Knight Frank Research, 2020.

В структуре арендаторов по профилю на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 47,6% (снижение за год на 8 п.п.). На fashion-операторов приходится 23,9% от общего объема площадей (прирост 6 п.п.), на подарки и сувениры – 4,6%. Доли арендаторов остальных профилей не превышают 4,5%.

Структура арендаторов по профилю деятельности на пешеходных улицах, 2020 г.



Источник: Knight Frank Research, 2020.

Операторы общественного питания на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах понесли больше всего убытков в результате пандемии и принимаемых карантинных ограничений в Москве – за первое полугодие 2020 года значительно сократилась их доля в составе арендаторов.

На пешеходных улицах Москвы их объем уменьшился на 8%. Среди сетей, сокративших свои точки, можно выделить рестораны «Две палочки» и кофейни «Кофе Хауз». Также закрывались несетевые кафе и рестораны – «Brasserie Мост» на Кузнецком Мосту, несколько операторов на Арбате.

На транспортно-пешеходных улицах прекратили свою работу заведения сетей «Шоколадница», «Джон Джоли», Prime, «Хлеб и Вино», «Жан-Жак». Значительное количество ресторанных концепций закрылось на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой.

Продуктовые магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на пешеходных улицах столицы на 2%. Среди новых открытий – магазины «Вкусвилл», «Добрынинский», «Пятерочка», «Мираторг», «Аленка» и «Пират-Мармелад».

По итогам первого полугодия 2020 года ввиду серьезных ограничительных мер зафиксировано значительное увеличение вакантных помещений формата street retail практически на всех торговых коридорах Москвы. Больше всего пострадали пешеходные и транспортно-пешеходные улицы, на которых был сосредоточен туристический и бизнес-трафик, а профиль арендаторов был преимущественно представлен предприятиями общепита и магазинами непродовольственных товаров (одежда, обувь и т. д.).

В 2020 году максимальное увеличение (на 5,5 п.п.) отмечено на транспортно-пешеходных улицах, где доля вакантных помещений составила 12,9% против 7,4% на конец 2019 года. Среди центральных транспортно-пешеходных улиц Москвы существенные изменения произошли на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой. На Мясницкой стало свободным каждое четвертое помещение.

Уровень вакантности на пешеходных улицах и транспортно-пешеходных улицах вырос на 6,5 и 5,2 п.п., соответственно. Среди основных пешеходных улиц столицы больше всего доля свободных площадей возросла на Арбате, где показатель увеличился до 16%, что на 13 п.п. выше уровня конца 2019 года.

Основные пешеходные торговые коридоры



Источник: Knight Frank Research, 2020.

Динамика вакансии в стрит-ретейле, 2020 г. к 2019 г.



На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла города составляет около 107,7 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам двух торговых центров большого формата.

Ставки

По итогам первого полугодия 2020 года наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды соответствуют помещениям, расположенным на улице Кузнецкий мост и в Столешниковом переулке. Минимальный размер ставок в первом полугодии 2020 года не изменился и составил 30 тыс. руб. за кв. м в год.

Снижение верхней границы ставки аренды было отмечено в большинстве ключевых торговых коридоров города – на 4-26%, в зависимости от улицы.

Увеличение верхней границы ставки аренды было зафиксировано на ул. Никольская, Патриарших Прудах, Новом Арбате. Увеличение нижнего порога зафиксировано на Кузнецком мосту, Никольской, ул. Петровка, Новом Арбате и в Камергерском переулке. Рост показателя обусловлен выходом на рынок помещений более высокого класса.

Ставка аренды (тыс. руб./кв. м./год), не вкл. НДС

*Данные ранжированы по верхней границе 2020 г.


Прогнозы

В течение 2020 года ключевое влияние на текущее и будущее развитие ритейлеров в торговых коридорах Москвы оказали ограничительные меры по предотвращению коронавирусной инфекции: ограничения на работу предприятий общественного питания: укороченный режим работы, увеличение нормативов по посадке. Также были ограничения на работу предприятий индустрии красоты. Имели место отсутствие иностранного туристического потока, снижение посещаемости центральных районов столицы, снижение количества сотрудников, работающих в офисах.

Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank, отмечает, что снижения доли свободных помещений на основных торговых улицах Москвы до докризисного уровня можно ожидать не ранее середины 2021 года, а при более пессимистичном прогнозе – не ранее конца 2021 года.

Она добавила: «Это связано, во-первых, с уменьшением «пропускной» способности объектов из-за новых мер безопасности, а во-вторых, – с изменением покупательского поведения – это и естественная осторожность после прошедших месяцев, и снижение доходов населения.

Тем не менее, портрет арендаторов основных торговых улиц останется прежним – на месте закрывшихся ресторанов уже сейчас открываются новые, то же самое касается и остальных профилей».

В 2020 году планировалось благоустроить более 40 улиц и других общественных пространств, однако из-за эпидемии коронавируса в Москве пока приостановлены расходы на новые проекты благоустройства. В частности, на этот год по программе «Моя улица» планировалось благоустройство Ленинского проспекта, Профсоюзной улицы, улицы Красная Пресня, проспекта Андропова, шоссе Энтузиастов, переулков, расположенных между Старым Арбатом и улицей Пречистенка.

При этом часть контрактов, заключенных до начала карантина, не была приостановлена. Но по некоторым из них срок выполнения основных работ перенесен на 2021 год. В частности, не отменены контракты на благоустройство шоссе Энтузиастов, Липецкой улицы и Пролетарского проспекта, парка Кусково, набережных Тараса Шевченко и Бережковской.

Несмотря на реализацию плана городских властей по созданию комфортной городской среды в более поздний срок, она окажет влияние на дальнейший рост пешеходных потоков. Свободные площади транспортных магистралей постепенно будут сокращаться. Вакантные площади займут операторы, ориентированные на потребителей, проживающих в ближайшей доступности – продукты питания, банки и сервисные услуги.

Стартовавшая к концу 2018 года новая программа Правительства Москвы «Мой район» по благоустройству спальных районов, удаленных от центра города, а также развитие транспортной инфраструктуры (метрополитен, МЦК, Московские диаметры) и, как следствие, благоустройство прилегающих к станциям территорий будут являться значимыми факторами роста нового предложения площадей стрит-ретейла.

Помещения небольшого формата в спальных районах будут набирать популярность у операторов и потребителей, так как на фоне текущей эпидемиологической ситуации население будет выбирать магазины в ближайшей доступности от дома.

Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank, прокомментировала: «По итогам десяти месяцев 2020 года мы наблюдаем рост числа вакантных помещений, а также снижение верхних границ ставок аренды на центральных торговых коридорах и основных магистралях города. Безусловно, в первую очередь это связано с пандемией коронавируса и введенными ограничениями, которые в той или иной степени продолжают действовать сегодня.

Наиболее пострадавшей отраслью являются предприятия общепита, деятельность которых была ограничена одними из первых, и новые меры, введенные с 13 ноября, не позволят ресторанам дополучить значительную часть прибыли, которую приносили новогодние мероприятия.

На этом фоне несколько лучше дела обстоят у сегментов fashion и drogerie, которых серьезные ограничительные меры коснулись лишь в первую волну коронакризиса. Также нельзя не отметить, что продуктовые ритейлеры и аптеки не только переживают коронакризис с наименьшими потерями, но и укрепляют свои позиции на рынке.

В структуре арендаторов по профилю деятельности по-прежнему лидируют предприятия общепита, несмотря на сокращение числа точек. Мы наблюдаем сохранение спроса и открытие новых ресторанов, баров и кафе.

Сейчас сложно говорить о сроках восстановления рынка, так как эпидемиологическая обстановка в стране и мире остается нестабильной. При оптимистичном прогнозе возвращение к докризисным показателям можно ожидать не ранее середины 2021 года, а при пессимистичном – не ранее конца 2021 года».

Читайте также: Судебные споры в сегменте стрит-ритейла: кто виноват и что делать?

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен и в Telegram.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail