0/5

Лента Новостей

09:25 «Яндекс Маркет» подвел итоги распродажи 11.11
20:40 Стоимость бренда Ким Кардашьян Skims достигла $5 млрд
20:15 Дмитрий Патрушев: «Фискальная нагрузка на виноделие в РФ должна быть сохранена»
Как понять, что продукт пора закрыть: чёткие сигналы и действия
19:50 Свыше 300 иностранных компаний могут потерять права на свои бренды в России
19:25 Агата Муцениеце стала лицом бренда Wonder Lab (ФОТО)
19:00 Дом культуры «ГЭС-2» эвакуировал посетителей
Как торговая сеть «АНВАР» сократила избыточные запасы ТОП-1000 SKU на 37%
18:35 АКОРТ: торговые сети фиксируют снижение стоимости красной икры
18:10 Radius Group сменила название и логотип
17:45 Средние цены на автомобили в РФ достигли рекордных значений
Кейс «МегаФон»: используем умный поиск SearchBooster — получаем рост выручки подсказок в 2,52 раза
17:20 «Глория Джинс» закрыла более 100 магазинов
16:55 Какие сроки доставки оптимальны для россиян - исследование
16:30 «ВсеИнструменты.ру» объявили о предстоящем назначении нового гендиректора
Рынок труда 2025 в ритейле и FMCG: особенности найма и востребованные компетенции руководителей
16:05 ФАС: МТС обязалась вернуть абонентам тарифы к уровню апреля-мая 2024 года
15:40 Wildberries расширил ассортимент брендов класса «люкс»
15:15 X5 объявила о размере рекомендуемых дивидендов за 9 месяцев 2025 года
«Завтрак» не значит «утром»: как и почему меняются пищевые ритмы потребителей
14:50 Арендный бизнес под «ключ» в Symphony 34
14:25 Оборот «МТС Юрента» за январь-сентябрь вырос на 22%
14:00 «Авито»: россияне стали чаще покупать подарки на распродажах
К чему готовиться магазинам мебели в 2026 году: тенденции и прогнозы
13:35 Цены на автозапчасти в 2026 году вырастут на 15-20%
13:10 Wildberries выйдет на рынок Эфиопии
12:45 Комитет Госдумы одобрил законопроект о лицензировании торговли табаком
Ритейл на перепутье: почему сегодня выживает тот, кто управляет цепочкой поставок
12:20 О каких покупках со скидками чаще всего жалеют россияне – исследование
11:55 «Дикси» открыл 500-й магазин «Первым делом»
11:30 Мультсериал «Команда Флоры. Экопатруль» получил премию «Главные герои»
Стандарты доставки 2025: как логистика определяет лояльность в e-commerce
11:05 Более 250 вредоносных ресурсов-клонов Почты России выявлены в 2025 году
10:40 М.Видео: продажи фотоаппаратов достигли максимума за последние 5 лет
10:15 Выручка МТС в III квартале выросла на 18,5%
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в октябре
09:50 X5 планирует построить в Подмосковье один из своих самых больших складов
09:25 Сеть Urban Vibes прекратила работу
10:00 Ключевые метрики роста: что отслеживать, когда ваш бизнес увеличивается в 50 раз
Все новости →

Доля свободных площадей на торгово-пешеходных улицах Москвы приблизилась к рекордному значению 2015 года

время публикации: 16:37  27 ноября 2020 года
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подготовили предварительные итоги 2020 года и прогноз на 2021 год на рынке стрит-ритейла Москвы.
Совокупный объем площадей формата street retail составил 587 тыс. кв. м, средний размер помещений – 194,4 кв. м. Лидером в структуре арендаторов по профилю деятельности является сегмент общепита, сообщают в Knight Frank.

Доля свободных площадей на торгово-пешеходных улицах Москвы составила 12,9%, что является рекордно высоким показателем с 2015 года. Более 50% помещений на всех типах улиц имеют площадь до 300 кв. м. В структуре арендаторов на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 47,6%. 

В сообщении Knight Frank говорится: «По предварительным данным, суммарный объем площадей формата street retail в 2020 году составляет 587 тыс. кв. м, а средний размер помещений достигает 194,4 кв. м, прирост нового предложения составил 0,5%.

Объем торговых площадей на центральных пешеходных улицах столицы насчитывает 110,8 тыс. кв. м, прироста нового предложения за год не зафиксировано.

На центральных транспортно-пешеходных и магистральных торговых коридорах города за год объем нового предложения составил 1,4 тыс. кв. м и 2 тыс. кв. м, соответственно. Стоит отметить, что порядка 15 тыс. кв. м площадей стрит-ретейла находятся в зданиях, проходящих реконструкцию (ул. Никольская, ул. Арбат)».

Динамика предложения в стрит-ретейле, 2020 г. к 2019 г.



В структуре площадей арендаторов наибольший объем помещений на транспортно-пешеходных улицах и крупных магистралях приходится на объекты площадью в диапазоне 100-200 кв. м – 25% и 27%, соответственно. Более 50% помещений на всех типах улиц имеют площадь до 300 кв. м. Прирост долей на всех типах улиц отмечен в диапазонах площадей 200-300 кв. м и 300-500 кв. м.

Структура арендаторов по площади, кв. м


Источник: Knight Frank Research, 2020.

В структуре арендаторов по профилю на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 47,6% (снижение за год на 8 п.п.). На fashion-операторов приходится 23,9% от общего объема площадей (прирост 6 п.п.), на подарки и сувениры – 4,6%. Доли арендаторов остальных профилей не превышают 4,5%.

Структура арендаторов по профилю деятельности на пешеходных улицах, 2020 г.



Источник: Knight Frank Research, 2020.

Операторы общественного питания на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах понесли больше всего убытков в результате пандемии и принимаемых карантинных ограничений в Москве – за первое полугодие 2020 года значительно сократилась их доля в составе арендаторов.

На пешеходных улицах Москвы их объем уменьшился на 8%. Среди сетей, сокративших свои точки, можно выделить рестораны «Две палочки» и кофейни «Кофе Хауз». Также закрывались несетевые кафе и рестораны – «Brasserie Мост» на Кузнецком Мосту, несколько операторов на Арбате.

На транспортно-пешеходных улицах прекратили свою работу заведения сетей «Шоколадница», «Джон Джоли», Prime, «Хлеб и Вино», «Жан-Жак». Значительное количество ресторанных концепций закрылось на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой.

Продуктовые магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на пешеходных улицах столицы на 2%. Среди новых открытий – магазины «Вкусвилл», «Добрынинский», «Пятерочка», «Мираторг», «Аленка» и «Пират-Мармелад».

По итогам первого полугодия 2020 года ввиду серьезных ограничительных мер зафиксировано значительное увеличение вакантных помещений формата street retail практически на всех торговых коридорах Москвы. Больше всего пострадали пешеходные и транспортно-пешеходные улицы, на которых был сосредоточен туристический и бизнес-трафик, а профиль арендаторов был преимущественно представлен предприятиями общепита и магазинами непродовольственных товаров (одежда, обувь и т. д.).

В 2020 году максимальное увеличение (на 5,5 п.п.) отмечено на транспортно-пешеходных улицах, где доля вакантных помещений составила 12,9% против 7,4% на конец 2019 года. Среди центральных транспортно-пешеходных улиц Москвы существенные изменения произошли на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой. На Мясницкой стало свободным каждое четвертое помещение.

Уровень вакантности на пешеходных улицах и транспортно-пешеходных улицах вырос на 6,5 и 5,2 п.п., соответственно. Среди основных пешеходных улиц столицы больше всего доля свободных площадей возросла на Арбате, где показатель увеличился до 16%, что на 13 п.п. выше уровня конца 2019 года.

Основные пешеходные торговые коридоры



Источник: Knight Frank Research, 2020.

Динамика вакансии в стрит-ретейле, 2020 г. к 2019 г.



На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла города составляет около 107,7 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам двух торговых центров большого формата.

Ставки

По итогам первого полугодия 2020 года наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды соответствуют помещениям, расположенным на улице Кузнецкий мост и в Столешниковом переулке. Минимальный размер ставок в первом полугодии 2020 года не изменился и составил 30 тыс. руб. за кв. м в год.

Снижение верхней границы ставки аренды было отмечено в большинстве ключевых торговых коридоров города – на 4-26%, в зависимости от улицы.

Увеличение верхней границы ставки аренды было зафиксировано на ул. Никольская, Патриарших Прудах, Новом Арбате. Увеличение нижнего порога зафиксировано на Кузнецком мосту, Никольской, ул. Петровка, Новом Арбате и в Камергерском переулке. Рост показателя обусловлен выходом на рынок помещений более высокого класса.

Ставка аренды (тыс. руб./кв. м./год), не вкл. НДС

*Данные ранжированы по верхней границе 2020 г.


Прогнозы

В течение 2020 года ключевое влияние на текущее и будущее развитие ритейлеров в торговых коридорах Москвы оказали ограничительные меры по предотвращению коронавирусной инфекции: ограничения на работу предприятий общественного питания: укороченный режим работы, увеличение нормативов по посадке. Также были ограничения на работу предприятий индустрии красоты. Имели место отсутствие иностранного туристического потока, снижение посещаемости центральных районов столицы, снижение количества сотрудников, работающих в офисах.

Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank, отмечает, что снижения доли свободных помещений на основных торговых улицах Москвы до докризисного уровня можно ожидать не ранее середины 2021 года, а при более пессимистичном прогнозе – не ранее конца 2021 года.

Она добавила: «Это связано, во-первых, с уменьшением «пропускной» способности объектов из-за новых мер безопасности, а во-вторых, – с изменением покупательского поведения – это и естественная осторожность после прошедших месяцев, и снижение доходов населения.

Тем не менее, портрет арендаторов основных торговых улиц останется прежним – на месте закрывшихся ресторанов уже сейчас открываются новые, то же самое касается и остальных профилей».

В 2020 году планировалось благоустроить более 40 улиц и других общественных пространств, однако из-за эпидемии коронавируса в Москве пока приостановлены расходы на новые проекты благоустройства. В частности, на этот год по программе «Моя улица» планировалось благоустройство Ленинского проспекта, Профсоюзной улицы, улицы Красная Пресня, проспекта Андропова, шоссе Энтузиастов, переулков, расположенных между Старым Арбатом и улицей Пречистенка.

При этом часть контрактов, заключенных до начала карантина, не была приостановлена. Но по некоторым из них срок выполнения основных работ перенесен на 2021 год. В частности, не отменены контракты на благоустройство шоссе Энтузиастов, Липецкой улицы и Пролетарского проспекта, парка Кусково, набережных Тараса Шевченко и Бережковской.

Несмотря на реализацию плана городских властей по созданию комфортной городской среды в более поздний срок, она окажет влияние на дальнейший рост пешеходных потоков. Свободные площади транспортных магистралей постепенно будут сокращаться. Вакантные площади займут операторы, ориентированные на потребителей, проживающих в ближайшей доступности – продукты питания, банки и сервисные услуги.

Стартовавшая к концу 2018 года новая программа Правительства Москвы «Мой район» по благоустройству спальных районов, удаленных от центра города, а также развитие транспортной инфраструктуры (метрополитен, МЦК, Московские диаметры) и, как следствие, благоустройство прилегающих к станциям территорий будут являться значимыми факторами роста нового предложения площадей стрит-ретейла.

Помещения небольшого формата в спальных районах будут набирать популярность у операторов и потребителей, так как на фоне текущей эпидемиологической ситуации население будет выбирать магазины в ближайшей доступности от дома.

Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank, прокомментировала: «По итогам десяти месяцев 2020 года мы наблюдаем рост числа вакантных помещений, а также снижение верхних границ ставок аренды на центральных торговых коридорах и основных магистралях города. Безусловно, в первую очередь это связано с пандемией коронавируса и введенными ограничениями, которые в той или иной степени продолжают действовать сегодня.

Наиболее пострадавшей отраслью являются предприятия общепита, деятельность которых была ограничена одними из первых, и новые меры, введенные с 13 ноября, не позволят ресторанам дополучить значительную часть прибыли, которую приносили новогодние мероприятия.

На этом фоне несколько лучше дела обстоят у сегментов fashion и drogerie, которых серьезные ограничительные меры коснулись лишь в первую волну коронакризиса. Также нельзя не отметить, что продуктовые ритейлеры и аптеки не только переживают коронакризис с наименьшими потерями, но и укрепляют свои позиции на рынке.

В структуре арендаторов по профилю деятельности по-прежнему лидируют предприятия общепита, несмотря на сокращение числа точек. Мы наблюдаем сохранение спроса и открытие новых ресторанов, баров и кафе.

Сейчас сложно говорить о сроках восстановления рынка, так как эпидемиологическая обстановка в стране и мире остается нестабильной. При оптимистичном прогнозе возвращение к докризисным показателям можно ожидать не ранее середины 2021 года, а при пессимистичном – не ранее конца 2021 года».

Читайте также: Судебные споры в сегменте стрит-ритейла: кто виноват и что делать?

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен и в Telegram.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail