0/5

Лента Новостей

20:45 У каждого четвертого россиянина нет сбережений – исследование
20:15 Fix Price в I полугодии открыл 38 новых магазинов в Казахстане
19:50 Авито Работа: 28% россиян регулярно используют нейросети для рабочих задач
Как переводить деньги из-за границы в Россию в 2025 году: все способы с плюсами и минусами
19:25 Яндекс Фабрика: что выбирают родители и сколько готовы заплатить
19:00 В работе Системы быстрых платежей произошли сбои
18:35 «ВкусВилл»: россияне ежедневно покупают 21 тыс. плиток шоколада
Рейтинг транспортных компаний России по стоимости доставки сборных грузов в 2025 году
18:10 АКОРТ: Средняя наценка торговых сетей на продукты «первой цены» в июне составила 2,9%
17:45 Число субъектов МСП выросло на 3,2%
17:20 «Ароматный Мир» открыл первый магазин после ребрендинга (ФОТО)
7 универсальных дизайн-приемов оформления витрин
16:55 «Лента» передала на переработку 300 тонн вторсырья
16:30 YouTube ужесточает политику монетизации
16:05 Прибыль Uniqlo упала на фоне глобального перехода на летнюю одежду
Стоит ли продавать товары на нишевых маркетплейсах: истории селлеров
15:40 Каждая четвертая покупка через СБП совершается в офлайне
15:15 «Чек Индекс» фиксирует снижение спроса на свадебные наряды
14:50 «Иль Де Ботэ» запускает новую модель доставки заказов по России
Как «легализовать» генеративный ИИ в среде сотрудников: 5 сигналов к активному его использованию
14:25 hh.ru: розничная торговля в июне стала лидером по дефициту кадров
14:00 В торговых центрах Петербурга выросла вакантность площадей
13:35 «КЛВЗ Кристалл» за второй квартал нарастил выручку на 67,6%
«Cценарно и пользовательски» вместо «размерно и сезонно»: что хотят носить Альфа и Бета
13:10 Генеральный директор соцсети X Илона Маска уходит в отставку
12:45 «Детский мир» значительно увеличил долю СТМ в категории «подгузники»
12:20 «М.Видео-Эльдорадо» переезжает в новый офис
UX-SEO 2025: почему поведенческие факторы убивают ваш трафик — и как его оживить
11:55 «Магнит Аптека» начала масштабировать новый концепт (ФОТО)
11:30 X5 уличили в нарушении закона о торговле в Калининградской области
11:05 Роскачество выявило фальсификат в популярных торговых марках меда
ROPO-аналитика: как онлайн-продвижение влияет на офлайн-продажи
10:40 «МегаФон» построил дата-центры на Урале и в Центральной России
10:15 Владелец бренда «Наша птичка» покупает самарского производителя подсолнечного масла
09:50 Количество сетевых суши-заведений в России сокращается
СТМ нового поколения: как строить бренды, которые приносят прибыль и укрепляют лояльность
09:25 «Магнит» взял в аренду целый бизнес-центр
20:45 Цены на новые автомобили существенно упали впервые за последние 10 лет
10:00 Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?
Все новости →

«Пульс малого бизнеса»: вера предпринимателей в будущее упала до нуля

время публикации: 12:10  25 марта 2020 года
Четверть предпринимателей намерены закрыть или продать бизнес, и эта доля продолжает расти.
Альфа-Банк представил исследование «Пульс малого бизнеса», отражающее настроения предпринимателей во второй половине 2019 года. Совокупный индекс остался на прежнем уровне – минус 33, что отражает преобладание негативных настроений (индекс может колебаться от 100 до минус 100). При этом восприятие текущей ситуации чуть улучшилось (до минус 13 в своем бизнесе и минус 69 – в стране), но ожидания от будущего полугодия упали до уровня посткризисного 2015 года (до 0 в своем бизнесе и минус 48 – в стране).

Хорошая новость в том, что названная предпринимателями полгода ранее угроза снижения покупательской способности населения пока не реализовалась. Восстановлению потребления способствовали ускорение бюджетных расходов (повышение зарплат в госсекторе) и эффект от длительного периода смягчения монетарной политики ЦБ РФ.

Кроме того, улучшение результатов малого бизнеса связано с сезонным фактором (второй квартал традиционно сильнее первого). 26% компаний фиксировали рост числа клиентов, 23% – выручки и 18% – прибыли. 12% повысили зарплату своим сотрудникам. При этом рост малого бизнеса ощущался неравномерно, он сконцентрирован в небольшом числе отраслей: строительстве (рост на 9 пунктов до минус 11), маркетинге и бизнес-услугах (на 8 п. до минус 6), производстве (на 6 п. до минус 9) и грузоперевозках (на 4 п. до минус 11).

Парадоксально, что, несмотря на улучшение текущей ситуации, предприниматели практически потеряли веру в будущее благополучие: индекс ожиданий от своего бизнеса упал сразу на 7 пунктов до нуля, а индекс макроэкономических ожиданий остался на отметке минус 48. Это связано со структурными проблемами, такими как неблагоприятный инвестиционный климат, административные барьеры и значительная доля госсектора в экономике. Предприниматели не ощущают себя бенефициарами государственных инвестиций, которые затрагивают, главным образом, крупные нацпроекты.

Только каждый четвертый предприниматель считает свой бизнес успешным. Более трети позитивно настроенных респондентов понадобилось для этого результата более 5 лет. Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более 3 лет. Характерно, что критерием успеха около 40% предпринимателей считают выживание. Четверть предпринимателей намерены закрыть или продать бизнес, эта доля продолжает расти.

Проблемой малого бизнеса №1 является высокая налоговая нагрузка: более половины респондентов остро испытывают последствия от повышения НДС. Почти столько же – 48% предпринимателей – обеспокоены перспективами потребительского спроса, в том числе, на фоне мер ЦБ по охлаждению кредитования населения. На третьем месте – недостаток средств для развития (35%).

Самые пессимистичные ожидания наблюдаются в розничной торговле (индекс минус 5). Кроме уже названных проблем, отрасль обеспокоена обострением конкуренции за клиента с крупными компаниями, высокими арендными платежами, необходимостью перестраиваться под требования новых законов (ФЗ 54 об обязательном внедрении онлайн-касс в малом ритейле, чипирование/маркировка одежды). Для сохранения рентабельности 42% розничных компаний пересматривали модель продаж в течение последнего полугода.

В топ-10 проблем строительной отрасли также вошли бюрократия и коррупция в проверяющих органах (с ней сталкиваются 18% респондентов), ненадежность партнеров (15%) и дороговизна квалифицированных кадров (22%).
 
Компании, вовлеченные во внешнюю торговлю, испытали на себе влияние затяжных торговых войн между США и Китаем, ослабивших динамику российского экспорта, и замедления экономики Китая, которое особенно ощутимо на фоне растущей зависимости внешнеторгового оборота России от этой страны (с 8% в 2009 г. до текущих 16%).

Как показывает макроэкономическая статистика, ненефтяной экспорт снизился на 2% г/г в 1 полугодии 2019 г. И, несмотря на рост на 7% г\г из-за хорошего сельскохозяйственного урожая в 3 квартале, совокупная доля компания, связанных с экспортом, сокращается – согласно последней волне «Пульса малого бизнеса», она не превышает 8%.

На фоне торговых войн и нарастания тревожности в мировой экономике ориентация малого бизнеса на внутрироссийский спрос усиливается, что отражает смену модели развития: от глобализации к защите и развитию своего собственного локального рынка. Кроме того, это отражает исчерпание резервов роста: малый бизнес, который едва решает задачу выживания, не имеет достаточно ресурсов для выхода на внешние рынки. Доля компаний, связанных с импортом, также снизилась до 20%, из них 40% сократили объем зарубежных поставок.

Наименьший пессимизм отмечается в секторах маркетинга, бизнес-услуг (индекс ожиданий от своего бизнеса плюс 12) и IT (плюс 5). Стабильный на протяжении многих лет рост спроса на данные услуги, низкий удельный вес операционных расходов, возможность работать с клиентами дистанционно и интегрироваться на любой рынок, налоговые льготы – все это позволяет направлениям IT, маркетинга и бизнес-услуг войти в число наиболее перспективных сегментов малого бизнеса.

Причем представители именно этих отраслей (а также представители розничной торговли и связи) больше всего вкладываются в автоматизацию бизнес-процессов, что в перспективе может закрепить их сильное положение.

Первоочередными задачами во всех сферах малого бизнеса являются сохранение прибыльности и клиентской базы на фоне жесткой конкуренции, колебания покупательской способности и роста налоговой нагрузки. Бороться за клиентов предприниматели намерены, прежде всего, повышением качества сервиса (об этом сообщили 40% респондентов), расширением линейки товаров/услуг (38%) и повышением их качества (37%), гибким ценообразованием (оплата с отсрочкой платежа – 29%, снижение цен – 29%, запуск программ лояльности – 26%).
 
Малый бизнес рассчитывает на собственные силы: к росту прибыли могут привести внутренние изменения в компании (развитие/активная работа/повышение качества услуг), уверены 73% предпринимателей. Количество респондентов, которые воспринимают государственную поддержку как драйвер малого предпринимательства, сократилось до 10%. Действующие программы поддержки не дали заметного результата, малый бизнес не верит риторике государства о снижении нагрузки на бизнес. 64% предпринимателей считают, что текущая политика государства в отношении малого предпринимательства негативно влияет на его прибыльность.

При этом, по мнению респондентов, развитию малого бизнеса могут помочь снижение налоговой нагрузки, рост потребительского спроса, смягчение банковской политики по кредитованию малого бизнеса.

В опросе участвовало 3351 клиентов банка — индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, — розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.

Индекс замеряется с 2015 года.

Читайте также: Владельцы ТЦ предупредили о возможном дефолте на 1 трлн рублей

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail