Лента Новостей
Все новости →Рынок тихих вин в РФ в 2022 году: «недружественный» импорт потеснился и уступил место на полке российским виноделам
время публикации: 16:10 13 июня 2023 года
В конце мая-начале июня в ЦМТ в рамках Недели Российского Ритейла проходил Конгресс современной виноторговли Wine Retail Week, где специалисты делились видением ситуации, сложившейся в сегменте продаж и производства вина в России. Эксперты компании «Градус» также представили анализ продаж тихих вин в сетевой рознице, сравнив данные за 2021 и 2022 год по алгоритму Gradus Retail Index (GRI).
В 2022 году, несмотря на рост инфляции, обесценение рубля, повлёкшее за собой удорожание импортных товаров, а также уход некоторых иностранных брендов из России, российский рынок тихих вин оставался растущим. Так, в 2022 году объём продаж тихих вин на российском рынке вырос к 2021 году в декалитрах (ДАЛ) - на 2,4% до 40,92 млн ДАЛ, в штуках - на 3,4%, а в рублях - на 15,9%. Это связано, прежде всего, с тем, что уход иностранных брендов из России одновременно с сокращением спроса на подорожавшие импортные товары открыли дорогу российским винодела. По данным Росалкогольрегулирования, производство тихих вин в России в 2022 году на фоне ухода некоторых иностранных конкурентов выросло на 10% до 32,7 млн ДАЛ.
На российском рынке алкогольных напитков доля тихих вин отечественного производства традиционно была невысокой и к концу 2022 года составляла только 16% от всего произведенного в РФ алкоголя. Однако замещение продаж ряда импортных брендов способствует высоким темпам роста производства отечественных тихих вин. Также изменяющаяся структура потребления алкоголя в России – от крепкого алкоголя к менее крепкому, в связи с возрастающей популярностью здорового образа жизни, способствует смещению спроса в сторону менее крепкого алкоголя, включая тихие вина.
География российского рынка продаж тихих вин весьма обширна. Несмотря на то, что продажи российских вин составляют половину (в декалитрах и штуках), а в рублёвом выражении – более 30%, остальную часть рынка занимает импорт. Крупнейшими странами-поставщиками являются Грузия, Италия, Испания и Франция.
Средняя цена продажи единицы тихого вина в РФ (чаще всего, бутылки) составляла в 2022 году 368 руб., увеличившись по сравнению с 2021 годом на 12,1%. Цены на тихие вина росли больше, чем продовольственная инфляция, но, несмотря на рост цен, потребители не изменили своим привычкам и не сократили потребление вина.
Наибольшую долю в объёме продаж тихих вин в России в 2022 году в декалитрах, штуках и рублях занимали красные вина. На долю красного вина, по данным Gradus Retail Index, в 2022 году приходилось 56% объема продаж в штуках и декалитрах. На долю белых вин (вторая по величине категория продаж вин в зависимости от цвета) приходилось около 40% объёмов продаж в декалитрах, штуках и рублях. В совокупности категория красных и белых вин занимает 96% рынка тихих вин в РФ, на долю розовых вин, наименее востребованных в России, приходится до 4% рынка.
При этом доля продаж красного вина в 2022 году незначительно сократилась, уступив долю белому и розовому вину.
По вкусу вина максимальную долю рынка занимают сухие и полусладкие вина. На эти две категории приходится 87% объёмов продаж в декалитрах и штуках и 83% продаж в рублях. В терминах декалитров и проданных штук товара самой продаваемой категорией стали полусладкие вина (48% в ДАЛ и 46,5% в штуках), в рублёвом выражении максимальный объём продаж приходится на сухие вина (48% продаж), что связано с более высокой ценой сухих вин, где преобладает импортная продукция, по сравнению с российскими винами.
В категории сладких, сухих и полусладких вин в декалитрах и штуках в 2022 году наблюдался небольшой спад доли рынка, а в сегменте полусухих вин был заметен рост рыночной доли, которая увеличилась до 10,5% в декалитрах и до 10,9% в штуках.
По данным сайта restoranoved, из международных производителей тихих вин Россию покинули преимущественно производители из США, Австралии и Новой Зеландии. Однако доля на полке винного импорта из этих стран на российском рынке была незначительной, и её легко смогли занять отечественные производители, а также производители вина из Грузии и других дружественных стран.
Доля грузинских вин в российской рознице в 2022 году выросла, одновременно в декалитрах, штуках и рублях и составила 9,5% продаж в декалитрах, 10,16% в штуках и 12,3% в рублях. На продажи тихих вин из Италии и Испании в 2022 году приходились одинаковые доли в декалитрах и штуках (по 8-9% рынка), в рублях доля итальянских вин составила 13,8%, а испанских – 10,6%. При этом у крупнейших стран-экспортёров вин в Россию, кроме Грузии, в России уменьшилась доля рынка в среднем на 1 процентный пункт. Одновременно в 2022 году выросла доля рынка «прочих» стран-поставщиков в Россию тихих вин, в основном за счёт увеличения поставок в Россию вин из Армении, Аргентины, ЮАР, некоторых стран восточной и южной Европы.
В 2022 году 72,3% розничных продаж тихих вин в России в рублёвом выражении осуществлялось преимущественно в мини-маркетах (ММ), небольших магазинах и бутиках, причём продажи этой категории вин через небольшие торговые точки только росли. Одновременно сократилась доля реализации тихих вин через крупные форматы розничной торговли – супермаркеты и гипермаркеты, на которые в 2022 году приходилось, соответственно, 14% и 13,7% общего объёма продаж тихих вин в рублях.
Евгений Акентьев, операционный директор РА «Градус», считает, что «в обозримом будущем тенденции на рынке тихих вин нельзя назвать однозначными, с одной стороны есть предпосылки для роста продаж за счет увеличения производства, государственной поддержки отечественных производителей вина. В то же время ряд факторов может, напротив, способствовать снижению покупательского спроса на вина, прежде всего это рост цены на качественные вина, переключение внимания потребителя на более понятные алкогольные категории, отсутствие понимания, чем заменить ушедшие из-за санкций привычные марки. С уходом знакомых брендов приходится осваивать незнакомые, а это обычно не быстрый процесс.
***
Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
New Retail
Самое популярное
- Реклама без бюджета: 3 креативных тренда, которые стоит попробовать в 2024 году
- Директ-маркетинг в 2024: как снизить риски утечки клиентских данных
- DIY на маркетплейсах: специфика рынка и лайфхаки для продавцов
- Угон товарных знаков: как знакомые персонажи могут превратить вашу прибыль в убы...
- Inbound Marketing – привлекаем клиентов, не продавая «в лоб»