Сейчас большую часть расходов при расчетах с карт дилеры перекладывают на покупателей.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, представляет интересы более 3,4 тыс. дилеров) Олег Мосеев 17 января направил председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной предложения, как бороться с нелегальным оборотом наличных, в том числе на авторынке. Копия письма есть у РБК, его подлинность подтвердил операционный директор дивизиона автодилерской группы «Авилон» Александр Никонов.
Для автодилеров «крайне важно вести деятельность на прозрачном рынке в условиях честной конкуренции», пишет Мосеев. В частности, РОАД предлагает ограничить расчеты наличными с физическими лицами при покупке и продаже автомобилей по примеру юридических лиц. Сейчас, согласно указаниям ЦБ «Об осуществлении наличных расчетов», предельный размер суммы наличными при расчетах между юрлицами не должен превышать 100 тыс. руб.
В этом случае ассоциация предлагает снизить комиссию за эквайринг по банковским картам с 1,5–2 до 0,2–0,3%. «В настоящий момент стоимость эквайринга несет значительную денежную нагрузку на дилеров и зачастую равна марже на автомобиль», — пишет Мосеев. По его словам, снижение стоимости эквайринга станет «мощным стимулом» для увеличения доли безналичных платежей. «Применение таких условий к национальной системе «Мир» позволит получить существенное преимущество перед иностранными платежными системами», — указывает автор письма (оператор платежной системы «Мир» АО «НСПК» на 100% принадлежит ЦБ).
Сейчас многие дилеры, по сути, перекладывают расходы на эквайринг на покупателей. На это еще в мае 2018 года обращал внимание зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин: «Сейчас есть проблема с авторынком — я имею в виду продажу автомобилей: продается автомобиль за наличные деньги, а если по безналу, то 3–4% набрасывается сверху на цену машины, конечно, клиенту проще все снять со счета и, даже если он добропорядочный, принести в наличной форме». Он тогда отмечал, что ЦБ намерен провести переговоры с автодилерами по поводу максимального перевода покупок автомобилей в безналичную форму. В пятницу, 18 января, представитель ЦБ не ответил на запрос.
«У многих дилеров есть комиссия при оплате покупки машины по карте, поэтому покупатели предпочитают приходить с наличными», — подтверждает источник в одном из автодилеров. Однако, по его словам, крупным игрокам удается договориться с банками о снижении платы за эквайринг.
«На данный момент мы с завистью смотрим на наших британских коллег, ставка по эквайрингу у которых от 0,2–0,55%. Сейчас при покупке автомобиля используется и эквайринг, и процессинг. Суммарно они дают от 1,45 до 1,65%, что может составлять весомую, а иногда и практически всю маржу дилера», — рассказывает Никонов. По его словам, высокие банковские ставки на обслуживание являются препятствием для развития не только безналичных, но и онлайн-продаж. К тому же увеличение доли безналичных платежей ускорит сроки реализации автомобилей дилерами, добавляет он. Сейчас на расчеты по банковским картам приходится лишь 10% от общего объема продаж «Авилона».
Представитель «Автоспеццентра» сообщил, что в компании расчет с покупателями возможен за наличные и по карте, а расчет с контрагентами — только по безналу. По его словам, полный переход на безналичные платежи невозможен и вряд ли устроит всех клиентов. «Хотя, конечно, безналичный расчет облегчил бы всем операционную деятельность», — добавил он.
Проблему высоких ставок эквайринга и их неравномерности для разных сегментов торговли ретейлеры обсуждают не первый год. В начале декабря 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак поручил ЦБ, Минфину и ФАС подготовить предложения о снижении комиссии при расчетах банковскими картами в магазинах. Представители бизнеса говорили, что объем безналичных оплат растет, но чрезмерно высокие комиссии этому мешают. Проблема комиссионного вознаграждения в первую очередь актуальна для non-food ритейлеров, где ставки за обслуживание операций выше, чем в продуктовом ритейле, говорил один из представителей.