Марина Трещова: В кризис первыми под удар попадут инновационные проекты
время публикации: 09:15 23 декабря 2014 года
Компания Fastlane Ventures помогает развиваться и находить инвестиции новым проектам, так называемым стартапам. О том, как выжить стартапам в условиях кризиса, и какие из них будут востребованы в ближайшие годы, мы беседуем с генеральным директором Fastlane Ventures Мариной Трещовой.
– Расскажите, как была создана компания Fastlane Ventures? Кто был идейным вдохновителем?
– Fastlane Ventures является партнерством трех интернет-предпринимателей – именно в таком виде бизнес сформировался и продолжает развиваться. Партнерство, можно сказать, международное: Паскаль Клеман, основатель холдинга Direct Group, Оскар Хартманн, известный по своему проекту KupiVIP, и я. Эта идея родилась у нас троих в 2010 году и показалась мне тогда нужной и интересной. С одним из партнеров будущего фонда, Паскалем Клеманом, я на тот момент работала вместе более 10 лет. Это очень важно: я понимала, что возглавив новое предприятие, я буду иметь его поддержку, сильный тыл. Партнерство позволяет дополнить сильные стороны каждого из его участников.
– Чем занимается Fastlane Ventures?
– Fastlane Ventures – это, по сути, инвестиционный фонд: мы создаем и развиваем онлайн-компании, превращая их в успешно работающий бизнес. Общий объем инвестиций в Fastlane Ventures и ее портфельные компании - около $ 100 млн. Две из них были успешно проданы. За это время мы привлекли к работе в самой Fastlane и в наших портфельных компаниях около полутора тысяч профессионалов. Для того периода – а запускались мы в 2010 году – это большое достижение. На тот момент на рынке практически не было профессионалов интернет-бизнеса, приходилось выращивать людей самим. Для этого была даже создана Fastlane Academia – что-то вроде курсов интернет-маркетинга.
– То есть основное направление бизнеса – инвестиционное?
– Совершенно верно. Мы помогаем найти нашим портфельным компаниям новые источники финансирования, ведь они постоянно растут. И еще важное направление – это всесторонняя поддержка портфельных компаний: маркетинговая, юридическая, организационная. Ведь в стартапах, как вы знаете, работают в основном молодые предприниматели, которым необходимы советы от более опытных коллег. Мы являемся драйвером их роста в первый год, затем отпускаем в свободное плавание, но все же остаемся очень близким партнером. Это уникальная для российского рынка модель.
– Вы инвестируете в перспективные проекты? Или находите инвесторов для проектов, в которых видите потенциал?
– Чаще всего мы сами создаем компании с нуля, а не инвестируем в готовые проекты. Как я уже сказала, для российского рынка наша модель уникальна. Мы анализируем сотни интернет-компаний, запущенных на более развитых рынках, в США и Европе, и запускаем наиболее успешные идеи в России. Это специализация нашего фонда. Мы отбираем своего рода классику.
– По каким критериям можно определить, насколько стартап перспективен и будет ли востребован в будущем?
– Наш опыт анализа, а также запуска собственных компаний позволяет почти мгновенно определить перспективы того или иного предложения.
Если вы спросите меня, как оценить перспективность проекта, основатель которого пришел к вам «с улицы», я отвечу – посмотрите на самого предпринимателя. Его энергия и целеустремленность – главный ключ к успеху.
Даже если его идея нам не понравилась, мы можем взять такого человека в команду, и из него вырастет настоящий предприниматель.
У нас есть группа инвестиционных аналитиков, для которых это профессия. На сегодняшний день мы проанализировали около 3 тысяч разных проектов - это огромный пласт работы. Главный критерий отбора –проект должен быть проверенным. Важно, чтобы бизнес-модель показала успех более чем на одном рынке, и чтобы она была прибыльной, разумеется. Конечно, важна и личность предпринимателя - обязательно нужен сильный лидер, иначе не взлетит даже самая гениальная идея.
– Расскажите о наиболее интересных проектах Fastlane Ventures, связанных с ритейлом.
– Об этом я готова рассказывать долго (смеется). Начну с IQcard. Это финансовый сервис, создающий программы лояльности «под ключ» для крупных ритейлеров. IQcard полностью отвечает за эмиссию карт, процессинг операций, долгосрочный анализ данных по каждому клиенту, предоставляет визуализированную отчетность и рекомендации по эффективным маркетинговым кампаниям. Компания существенно расширяет функционал обычных карт лояльности - карту IQcard можно использовать как полноценную банковскую карту. Что угодно - от безопасных анонимных платежей в интернете до получения кредита на выгодных условиях. Компания запустила 7 полномасштабных программ лояльности, в том числе для крупнейшего в Европе туроператора TUI, выпустив 350 тыс. карт.
Еще одна компания – Lokata – также связана с традиционным, офлайновым ритейлом. Это первый русскоязычный интернет-сервис с геолокацией для поиска и продвижения товаров и услуг. Работает он так: магазины размещают на Lokata свои каталоги с товарами. А я как пользователь могу открыть Lokata и выбирать нужные мне товары, не выходя из дома! Или, например, мне нужно купить юбку – я вбиваю в поиск свой запрос и смотрю, в каких ближайших магазинах есть то, что мне нужно. Словом, для потребителя это удобно. Для ритейлеров – это способ привлекать покупателя и экономить на маркетинговых акциях.
Читайте также: Жанна Шалимова: «Lokata – это место, куда люди приходят смотреть рекламу»
Наконец, есть интересная автомобильная компания – AutoSpot. Они сделали витрину самых выгодных предложений на автомобильном рынке. Для этого велась большая работа с ведущими автомобильными дилерами России. Дилеры выставляют для Autospot самые привлекательные цены, которые вообще могут быть. А покупатель сравнивает лучшие предложения, которые есть в наличии. Для дилеров, опять же, это способ сэкономить на маркетинге, на привлечении покупателей.
– Какого рода проекты наиболее востребованы в данный момент?
– Сейчас в стране уже всерьез чувствуется кризис. В кризис первыми попадают под удар инновационные проекты. Логика инвесторов понятна: в условиях нестабильности надо не рисковать деньгами, а сохранять их. Есть лишь одно исключение из этого правила – когда инновации помогают решить давно назревшие проблемы, которые никто не замечал, пока рынок был на подъеме.
И тут я снова вернусь к автомобилям. Все знают, что авторынок в России в «тучные» годы рос быстрыми темпами, и никто особенно не считал затрат на привлечение покупателей. Сегодня все изменилось – и это дает шанс таким компаниям как AutoSpot. В кризис выигрывает тот, кто может предложить самые эффективные решения.
– Какие проекты могут быть востребованы в ближайшие годы?
– В ближайшие годы большой популярностью будет пользоваться весь сектор медицины в интернете. До сих пор там нет ни одного крупного проекта, который мог бы считаться безусловным лидером рынка. Развитие медицины в России, безусловно, будет связано с инновационными идеями в интернете.
Есть еще один перспективный сектор, который я уже упоминала – это автомобильный бизнес. Мы проинвестировали уже две интернет-компании, которые работают с авторынком, но я уверена, что этот сектор будет расти и дальше. Почему я так думаю? Дело в том, что до последнего времени автодилеры вели бизнес довольно консервативно, не пытались активно работать в интернете. Сейчас ситуация быстро меняется, и в ближайшие годы этот рынок сделает рывок.
– С какими основными трудностями сталкиваются создатели стартапов в России?
– Основные препятствия – это люди и деньги. Не каждый рождается предпринимателем, и не каждый может им стать. Мы в Fastlane научились распознавать таких людей, но далеко не сразу, и самые большие разочарования были связаны именно с тем, что кто-то из наших предпринимателей не справился. Точно так же и на уровне команды каждого из стартапов – найти профессионалов трудно.
Ну а с деньгами понятно – это главный риск: появятся завтра инвестиции или нет. Хотя даже без привлечения денег некоторые наши предприниматели творили чудеса и развивали свои компании по несколько месяцев, пока инвестиции не чудесным образом не появлялись.
Читайте также: Владислав Кудинов: «Главная проблема стартапов – невостребованность»
– Как лучше действовать создателю интересного проекта, чтобы привлечь инвестиции?
–Любая компания, финансирующая стартапы, рассматривает тысячи заявок, а деньги выделяет единицам. Инвесторы берут только проекты, которые полностью продуманы, а для успеха не хватает лишь такой мелочи, как деньги. По меньшей мере, вы должны уметь ответить на вопрос, как проект будет зарабатывать деньги. Очень важны грамотно составленная презентация проекта и бизнес-план. Но еще важнее личная убежденность лидера в успехе и его личные качества. А лучше всего – докажите, что ваш проект может работать, запустите его самостоятельно, без привлеченных средств. Тогда инвесторы придут сами.
– Какие самые распространенные ошибки создателей стартапов? Как их избежать?
– Мы в Fastlane Ventures всегда старались следовать проверенным моделям, чтобы повторить успех их создателей. Но я видела много ошибок там, где наши предприниматели пытались изобретать велосипед. Это черта, характерная для российского рынка: сделать все по-своему. Дело в том, что в потребительском сегменте интернета все уже давно изобретено. Надо анализировать существующие модели, немного адаптировать их под отечественную ментальность, и так вы избежите ошибок.
Предприниматели часто говорят: сделаю так, потому что так мне нравится, без доказательной базы. В итоге ничего не получается, деньги инвесторов тратятся без пользы, на выходе – ноль.
Также часто бывают ошибки, когда новые решения запускаются без достаточного количества тестов. Интернет – это всегда предварительное тестирование, которое позволяет найти оптимальные решения. Без таких тестов можно потратить большие деньги на привлечение пользователей и ничего не получить. В этой области – в онлайн-маркетинге – я видела слишком много ошибок.
Интервью подготовила Алёна Яркова
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах