Правительство РФ утвердило обширный перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Введение маркировки в отношении парфюмерии, одежды, обуви, табачной продукции, фотокамер, постельного, столового, кухонного белья произойдет уже в 2019 году. Особый интерес вызывает маркировка лекарственных средств, начало реализации которой было перенесено с 2019 на 2020 год.
Производители лекарств обращались в Правительство с просьбой отодвинуть введение маркировки до 2023 года, однако депутаты считают, что это слишком поздно, а маркировка – эффективный способ уберечь конечного потребителя от фальсификатов.
Сегодня НАСТ (Национальная ассоциация участников сетевой торговли) совместно с New Retail встретилась с Александром Филипповым, генеральным директором сети аптек «Ригла». Какова главная цель маркировки лекарственных средств? Убережет ли она потребителя от подделок? Какие основные сложности ожидают сегмент в этой связи? Не повлечет ли введение маркировки повышения стоимости медикаментов в рознице? Узнаем мнение эксперта по наиболее острым вопросам рынка.
***
Чем концептуально отличается фармацевтическая маркировка от маркировки одежды или обуви? И отличается ли?
У меня нет опыта работы в сегменте продаж одежды и обуви. В фармрознице подход к защите товара через маркировку заключается не столько в том, чтобы исключить возможность подделки метки, сколько в контроле всей цепочки движения товара.
Фактически защита гарантируется непрерывностью контроля на любом этапе передачи товара – он должен быть подтвержден с двух сторон: передающей и принимающей.
Для сектора одежды и обуви маркировка товаров в части служит способом борьбы с недобросовестными конкурентами. Для аптек это также актуально?
Это актуально и для аптек, потому как любая непрозрачность рынка – основа процветания недобросовестного бизнеса. Сегодня на фармрынке известны истории так называемых переливов, когда товар покупают якобы для продажи конечному потребителю, однако на самом деле его перепродают другому оптовому покупателю, зарабатывая на маркетинговых доходах обманом производителей.
Таким образом, недобросовестные игроки рынка извлекают выгоду, получая дополнительное конкурентное преимущество перед добросовестными участниками. Потребитель не получает ничего.
Насколько сложно вводить маркировку товаров в аптечной сети?
Если говорить о сложностях, то, наверное, основная из них – многообразие процессов, происходящих в аптеке, многообразие видов движения товаров.
Задача маркировки – по каждому из них отследить всю цепочку!
К примеру, мы перемещаем товар из одной аптеки в другую – это вполне обыденная операция, позволяющая оптимизировать запасы в масштабах большой сети. Однако она не поддерживается Центром обработки данных (ЦОД). Подобные проблемы усложняют формирование центрального мозга всей системы, которая, к сожалению, пока далека от готовности к промышленной эксплуатации.
Мы готовы запустить процесс маркировки в масштабе сети, поменять бизнес-процессы, и мы понимаем, как это сделать. Однако ЦОД командует парадом, сложно вести работы по «сырой» спецификации, На ее «вызревание» ушло уже больше года, были большие трудозатраты на тупиковые, технологически необоснованные ветки. Это самое сложное, а дописать наше программное обеспечение и обучить дополнительным операциям сотрудников аптеки – это в сравнении со всем остальным, что мы делаем, несложно.
Сейчас много обсуждается необходимость введения дополнительной криптозащиты. На мой взгляд, это излишне, поскольку вся цепочка движения товара отслеживается ЦОД ФНС. Хотелось бы увидеть сценарий мошенничества, которое должна предотвратить криптозащита. Возможно, необходим некий контроль на этапе выпуска продукта с производства, но опять же, на мой взгляд, попытки мошенничества в данном случае лишены смысла.
Предположим, кто-то захочет нелегально использовать набор номеров для маркировки, выданный конкретному производителю. На первой же транзакции это будет видно, и она будет остановлена! Подделать маркировку можно, но воспользоваться ей и реализовать можно лишь вообще вне системы. Но это другая история, где никакая криптозащита не поможет.
Одной из целей введения маркировки для лекарств является исключение возможности нелегального оборота. Неужели до введения маркировки никакого государственного контроля над лекарствами не существовало?
Конечно же, контроль всегда был. Однако, по моему мнению, серьезность вопроса о необходимости контролировать фармрынок с точки зрения обращения контрафакта значительно преувеличена.
Намного более заметная проблема – «переливы» на фармрынке, о которых я рассказал ранее. Также как можно больше внимания я бы уделил теме высокого процента самолечения среди россиян и низкой приверженности терапии среди наших пациентов, в результате которой компрометируется всё, что сделано сферой здравоохранения и фармрынком с благими целями.
Не повлечет ли введение маркировки лекарств повышения их стоимости?
Я могу судить только о расходах розничного звена. В принципе, они могут показаться немалыми. Мы оцениваем инвестиции в маркировку в объеме около 20 тысяч рублей на одну аптеку. При этом не стоит забывать, что срок службы приобретаемого оборудования составляет около 10 лет, т.е. 120 месяцев. Соответственно, маркировка обходится одной аптеке немногим более 100 рублей в месяц.
Учитывая, что сама система маркировки создается не на один месяц, эти затраты ни дистрибьюторы, ни розница не заметят. Мы гораздо больше теряем в результате недобросовестной конкуренции.
С мнением ведущих игроков рынка в отношении маркировки товаров, которая будет введена уже в 2019 году, знакомьтесь в Спецпроекте «Маркировка близко. Что думают ритейлеры?».
***
Напоминаем о том, что 21 августа 2018 года Национальная ассоциация участников сетевой торговли приглашает всех заинтересованных лиц на конференцию по вопросам введения маркировки товаров «Обязательная маркировка» для того, чтобы все участники рынка могли понять с чего начать работу с новыми правилами по маркировке, и получить ответы на многочисленные вопросы, возникающие по этой теме.
В программе конференции будут выступать и отвечать на ваши вопросы:
Президент компании «Снежная Королева» Вугар Исаев, который поделится своим опытом по введению маркировки в его компании;
Руководитель Отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Министерства промышленности и торговли РФ, Тухватуллин Олег Владиславович;
Компания GS1, которая занимается предоставлением уникальных идентификаторов товаров, Кротков Алексей;
Сергей Баженов «Клеверенс», партнер конференции, «Как маркировка убьет ваш бизнес»;
Руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости АКОРТ, Анна Орлова, «Взаимодействие с некоммерческими организациями при введении маркировки товаров».