0/5
Сергей Беляков, АКОРТ: о факторах, определяющих актуальную ситуацию в российском ритейле

Сергей Беляков, АКОРТ: о факторах, определяющих актуальную ситуацию в российском ритейле

Сергей Беляков, АКОРТ: о факторах, определяющих актуальную ситуацию в российском ритейле
Ситуация на российском рынке розничной торговли складывается непростая. С одной стороны, снижение доходов россиян отражается на покупательской активности, с другой на ритейл оказывают давление новые регуляторные нормы. О том, какие еще факторы определяют ситуацию в российской рознице, мы поговорили с Сергеем Беляковым, председателем Президиума Ассоциации компаний розничной торговли.

* * *

Вы уже больше года занимаете должность председателя президиума АКОРТ, как вы оцениваете состояние отрасли в данный момент?

Существует несколько факторов, определяющих ситуацию в российском ритейле. Первый из них - платежеспособность населения. В этом отношении ситуацию вряд ли можно назвать позитивной. С 2014 года доходы россиян упали уже на 8,3%. И в ближайшей перспективе тренд сохранится. 

Это отражается на показателях торговли: сокращается средний чек, падает рентабельность. Меняются модели потребительского поведения: покупатели, естественно, предпочитают более дешёвые продукты, они чаще посещают магазины, но покупают меньше.

Более успешными в сложившейся ситуации остаются крупные компании с высокой степенью диверсификации. Они могут содержать большое количество торговых точек, за счет этого снижаются операционные издержки.  Вокруг таких игроков, находящихся в более выигрышном и устойчивом положении, продолжается процесс консолидации, а малые форматы зачастую просто вынуждены уходить с рынка. 
Мы наблюдаем плавную, но достаточно устойчивую тенденцию снижения экономических показателей такого формата, как гипермаркет.

Второй фактор – изменение расстановки сил между форматами торговли. Мы наблюдаем, что устойчиво снижаются экономические показатели гипермаркетов - огромных магазинов со множеством торговых точек. Из-за высокой арендной ставки и общими трендами на экономичное потребление, такой формат не выдерживает конкуренции. Сейчас в более выигрышном положении оказываются дискаунтеры, работающие по модели «магазин у дома»: покупатель стремится потреблять меньше и готов ради этого ходить в магазины чаще. Шоппинг в выходные, когда семья ехала в торговый центр, смотрела кино, и попутно заходила в магазины, становится все менее популярным. 

Третья причина, одна из важнейших, это регуляторное давление на отрасль, которое существенно усложняет работу ритейла и увеличивает его издержки. 
 
Регуляторная политика меняется, постоянно появляются новые правила работы для ритейла и поставщиков. Например, только в конце прошлого года был принят закон о запрете возврата поставщикам продуктов с истекающим сроком реализации. Это нововведение серьезно изменило закупочную политику торговых сетей и негативно сказалось на бизнесе компаний-поставщиков.  О негативных последствиях для всех игроков рынка от постоянных изменений законодательства свидетельствуют и результаты последней оценки фактического воздействия поправок в Закон о торговле от 2016 года.

Напомню еще, что сейчас в активной стадии внедрения находится система «Меркурий». Для работы производители и компании розничной торговли тратить значительные средства и на установку оборудования и на работу с системой. Далее. Уже внедрена система маркировки «Честный знак» на определенные группы товаров, этот перечень также планируется расширять. При этом «Меркурий» и маркировка, по сути, дублируют друг друга. Из-за этого у производителей появляются дополнительные издержки, а у торговых сетей – обязанность регистрировать продукцию в двух системах одновременно. И это, конечно, сказывается на розничной цене. 

Как я отмечал, в текущей ситуации покупатели не могут тратить много. И бизнес вынужден адаптироваться, поддерживать цены на приемлемом для потребителей уровне. Да, цены в рознице все равно растут, но все же, по данным Росстата, значительно более низкими темпами, чем у поставщиков. И надо понимать, что такое сдерживание возможно только за счет прибыли, которой ритейл фактически делится с покупателями. И бесконечно так продолжаться не может. Рано или поздно финансовые ресурсы будут исчерпаны: растет налоговая нагрузка на розницу, повышаются коммунальные, арендные и прочие платежи. 

Сергей Беляков, АКОРТ: о факторах, определяющих актуальную ситуацию в российском ритейле
 
Тренд на консолидацию будет усиливаться? Станет ли это причиной активного вымывания с рынка малых и средних игроков?

Конечно, тренд будет усиливаться. Консолидация наблюдается сейчас во всех секторах экономики, ритейл не исключение. Это реальность не только российского рынка, но и общая мировая практика. У малых и средних игроков все равно есть бизнес-перспективы. У них есть свой покупатель, своя закупочная политика, свой ассортимент и особая система доставки товаров до потребителя. И они часто могут предложить такую услугу, которая не доступна для крупных игроков. Так что ниша будет развиваться и в нынешних условиях.

Когда я говорю «малый бизнес», я подразумеваю, в том числе, магазины, которые обеспечивают спрос на фермерскую продукцию, производимую в небольших объемах, что исключает возможность партнерства с крупными федеральными сетями. Часто малый бизнес – это семейная история. Бывает, такие торговые точки располагаются в небольших населенных пунктах, куда крупные игроки просто не могут прийти. Их остановят высокие издержки на открытие магазина, отсутствие необходимой инфраструктуры.
 
Думаю, что государству надо подумать о том, как развивать отрасль так, чтобы выживал не только сильнейший, а чтобы естественные экономические процессы, которые происходят в ходе консолидации, не убивали малый бизнес. Важно создавать комфортные условия для развития небольших магазинов. Меня радует, что Министерство промышленности и торговли разрабатывает поправки в законодательство, которые позволят развивать малый ритейл. 

Подводя итог, скажу, что не нужно связывать тренд на укрупнение с процессом вымывания малых форматов. Это параллельные процессы. И как показывает российский и международный опыт, место на рынке находится для всех, и покупатели есть у каждого формата.

Сергей Беляков, АКОРТ: о факторах, определяющих актуальную ситуацию в российском ритейле
 
Власти прислушиваются к голосу отрасли?

В основном, да. У нас выстроено очень конструктивное взаимодействие с Минпромторгом, с Министерством сельского хозяйства, с Министерством экономического развития, с антимонопольной службой. Практически со всеми органами исполнительной власти. Почти все новые инициативы обсуждаются с рынком. И если у нас есть экспертиза, то мы обязательно ей делимся, и она всегда учитывается. Это не значит, что с нами всегда соглашаются, но к нам прислушиваются. 

Приведу в пример систему маркировки. На старте шло активное обсуждение проекта с рынком. Была создана совместная рабочая группа. Благодаря этому рынок получил качественно проработанный проект, внедрение которого не стало неожиданностью и серьезным обременением. Мы все понимали, как с этим работать.

Что вы видите в числе главных драйверов роста на рынке?

Первый и главный драйвер – рост платежеспособности населения. Если появятся деньги, то восстановится спрос, и производители ответят на него, предлагая покупателям и ритейлу продукцию в том объеме и ассортименте, которые будут интересны всем. 

Второй драйвер – снижение регуляторной нагрузки, мешающей развивать бизнес. 




Читайте также: Торговые сети просят льготы за раздачу продуктов на благотворительность




Третий и очень важный драйвер – развитие взаимоотношений между ритейлом и поставщиками.  В первую очередь я имею в виду взаимопроникновение наших интересов. Экономические показатели розничной торговли должны достигаться не за счет ухудшения показателей контрагента, а за счет развития его бизнеса. Только в этом случае будет формироваться запрос на правильное регулирование отрасли.

И, конечно, не могу не назвать онлайн-торговлю. Она, безусловно, драйвит отрасль. Внутри традиционной розничной торговли мы ощущаем конкуренцию с е-коммерси, это серьезный вызов. Посудите сами. Покупатели экономят время, получают удобные инструменты для сравнения разных продуктов. Да и сам онлайн-ритейлер избегает издержек, связанных с хранением товаров на складе. 

Хотела с вами немного поговорить о внедрении системы быстрых платежей. Недавно Центробанк опубликовал тарифы в рамках их осуществления. Вы с ними согласны, и как, по-вашему, новая система повлияет на торговлю?

Система быстрых платежей – это один из способов снижения издержек при осуществлении безналичных расчетов, и те тарифы, которые предложил Центробанк нам кажутся разумными и комфортными для всех игроков. Они серьезно снижают затраты, связанные с высокими ставками эквайринга. 

Сергей Беляков, АКОРТ: о факторах, определяющих актуальную ситуацию в российском ритейле
 
Внедрение СБП снимает с повестки вопрос болезненных для бизнеса ставок эквайринга?

Конечно, нет. Хотя система быстрых платежей – это своевременный и полезный шаг, и мы будем переориентировать покупателей на использование этого инструмента, ставки эквайринга останутся для нас высокой нагрузкой. Сейчас эквайринг в России значительно дороже, чем, например, в Европе и США. И что самое главное, дороже, чем ритейл может себе позволить. 

Летом вступили в силу изменения в законодательстве, которые позволяют Центральному банку при необходимости регулировать стоимость эквайринга. Это очень важный шаг. Если ставки уйдут за грань разумного, ЦБ их сможет скорректировать. Это совсем не означает, что мы против развития банковского сектора, – безусловно, банки тоже должны зарабатывать, но цена, которую мы платим за услугу безналичных расчетов, для нас сейчас критична. 

У крупных сетей есть тактика работы с регионами? Регионы ощущают поддержку?

Практически у всех членов АКОРТ есть программа работы с регионами. Представители ритейлеров проводят закупочные сессии с региональными поставщиками, стараются разобраться, что является основными барьерами для развития партнерства. И в ассоциации есть целая программа регионального развития. Мы уже посетили Ульяновскую, Владимирскую, Ивановскую и Тульскую области. Сейчас ведется подготовка новых поездок, главная цель которых – выяснить, что мешает региональным поставщикам встать на полки крупных сетей, какую продукцию и в каком объеме они могут предложить, какие мы можем найти точки соприкосновения, как будем развивать наши взаимоотношения.

Зачастую региональные поставщики недостаточно осведомлены о требованиях сетей, из-за чего не могут запустить партнерство. И в этом смысле такое информационное взаимодействие сложно переоценить. Благодаря нашим встречам создаются прямые каналы коммуникации. Случай из практики: региональный поставщик отправил запрос на поставку продукции ритейлеру, а тот его в буквальном смысле не заметил, пропустил.  Чтобы такого не случалось, для нас крайне важно постоянно напрямую взаимодействовать с контрагентами, оказывать им информационную поддержку, отвечать на острые вопросы и давать рекомендации. Мы намерены продолжать такую деятельность, так как видим позитивные сдвиги и результаты.

Какая главная цель АКОРТ на данный момент?

Главная цель работы АКОРТ – это содействовать созданию благоприятных условий для развития всей отрасли, в том числе и через качественные изменения во взаимодействии с поставщиками. 

С Сергеем Беляковым, председателем Президиума АКОРТ общалась Ольга Жукова. 

время публикации: 10:00  13 ноября 2019 года
0
Теги: АКОРТ


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Клеверенс автоматизация склада
Разместить рекламу на New Retail
Карта рынка New